Коррекционная работа в детском саду
Учитель-логопед является координатором коррекционной работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:
· Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
· Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.
· Совместная деятельность с воспитателями.
· Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
· Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.
Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение. На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
5. Автоматизация звуков в речи;
6. Дифференциация звуков в речи;
7. Обогащение словарного запаса;
8. Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.