ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ГБДОУ № 47
В дошкольном учреждении проблемам здоровья ребенка уделяется большое внимание, и эта работа организована по целому ряду направлений.
1. Организация двигательной активности (подвижные и спортивные игры, физкультурные занятия, праздники и Дни здоровья и т.д., где реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку на основе состояния его здоровья, темпов физического развития, медицинским показаниям и др.). Особое внимание уделяется развитию (коррекции) двигательных навыков, формированию правильной осанки и т.д.
2. Профилактика заболеваемости — через включение в процесс различных видов закаливания, дыхательной гимнастики, воздушных ванн, и физиотерапии, массажа, корригирующей гимнастики и т.д.; через организацию систематической работы с часто и длительно болеющими детьми.
3. Организация питания предполагает соответствие медицинским и гигиеническим требованиям и осуществляется с учетом индивидуальной диеты детей.
4. Формирование мотивации к здоровому образу жизни — через развитие ценностных ориентаций на здоровье, через формирование навыков личной гигиены, через становление системы знаний о строении организма, его функционировании и т.д.
5. Организация работы с родителями (проведение консультаций, бесед), способствует их привлечению к проблемам здорового образа жизни, согласованности и преемственности в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ.
Система здоровьесберегающей деятельности воспитателя в ГБДОУ № 47
Здоровьесберегающее сопровождение ребенка — это деятельность воспитателя, направленная на создание «безвредных» для здоровья ребенка условий существования в образовательном учреждении. Оно включает в себя и хорошо знакомые виды деятельности: такие, как медико-социальная и психолого-педагогическая поддержка, организация учебно-воспитательного процесса с учетом психофизиологических возможностей ребенка (возраст и состояние здоровья), а также такие новые компоненты, как экологическая составляющая и валеологический мониторинг. Он позволяет посредством системы специфических исследований выявить, насколько адекватны те условия, которые создаются ребенку в ДОУ, особенностям и возможностям его организма, т.е. насколько они здравосозидательны и позволяют вести работу, по созданию индивидуализированных программ жизнедеятельности ребенка. Именно такая программа является основной целью валеологического мониторинга.
Здоровьесберегающее образование есть системно организованный процесс валеологического обучения и воспитания, где обучение предполагает овладение ребенком системой валеологических знаний, таких; как «”Я” и мое здоровье», «”Я” и Природа», «”Я” и Космос», «”Я” и другие люди» и т.д., а валеологическое воспитание становится условием формирования у ребенка чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, ценностных ориентации на индивидуальное здоровье, мотиваций к его формированию и развитию. В целом здоровьесберегающее образование органично входит во все виды деятельности ребенка в детском саду: учебную (речевое развитие, развитие математических и естественнонаучных представлений, экологической культуры, представлений о человеке в истории и культуре и т.д.), изобразительную, музыкальную, театрализованную, конструктивную, игровую и неразрывно сочетает в себе как обучение, так и воспитание ребенка, образуя при этом целостную систему. Важно не путать развитие в процессе обучения со здоровьесберегающим развитием.
Здоровьесберегающее развитие предшествует процессу образования, последнее интегрирует в себя собственно обучение, воспитание, развитие и направлено на выявление интеллектуальных возможностей ребенка и т.д. Акцентировать внимание на проблеме валеологического развития заставляет нас и изучение педологии и психологии, в частности, трудов П.П. Блонского, который считал, что цель воспитания не может быть чем-то внешним, авторитарно заданным, а она «должна вытекать из генезиса природы ребенка», т.е. всякое воспитание должно быть природосообразным. Но для того, чтобы развивать естественные потенции человека, основанные на закономерностях детской психики, необходимо не только самим знать эти закономерности, но и включить в этот процесс самого ребенка. В условиях детского сада — это специальные упражнения.
Педагогическая валеология рассматривается как специфическая деятельность педагога, направленная на раскрытие данных природой возможностей ребенка, и позволяет формировать новое качество «Homo sapiens» (человек разумный- разумный), через «Homo ludens» к «Homo valiens» (человек работающий; человек здоровый) Здоровьесберегающее развитие ребенка — это новый вид деятельности воспитателя, предупреждающий школьные перегрузки и вхождение в социальное пространство. Именно Валеологическое развитие непосредственно направлено на гармонизацию ребенка и формирование его индивидуального здоровья. Валеологическое развитие можно определить как самодеятельность ребенка, организованную с помощью воспитателя и определяющую самопознание, самооценку, самореализацию и как результат — саморегуляцию.
Валеологическое развитие осуществляется поэтапно, что, в свою очередь, дает возможность воспитателю организовать поэтапно и свою деятельность, тем самым способствовать формированию и развитию у ребенка базовых валеологических способностей: способность к самопознанию, самооценке, самореализации и саморегуляции.