Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №47 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт – Петербурга АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Рабочие программы педагога-психолога ГБДОУ детский сад №47 Фрунзенского района СПб разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155), с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28; с Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г., с Письмом Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Обучителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»; с Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 апреля 1999 года № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования», с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагогапсихолога образовательного учреждения. Программы составлены в соответствии с образовательными программами детского сада: Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями речи) ГБДОУ №47 и Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) ГБДОУ №47. Построение образовательной работы на основе ФГОС ДО значительно повышает роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования. Психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач, определенных ФГОС ДО, как позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей. Глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования, а именно приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими психологическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. Психологизация – это процесс интеграции психологических знаний в образование на всех его уровнях: - на уровне сознания субъектов образования; - на уровне проектирования, создания и использования образовательной среды; - уровне отношений, посредством которых осваивается образовательная среда. Психологизация предполагает, что психологические знания выступают средством решения широкого круга обучающих, воспитательных, развивающих и коррекционных задач. Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Объект профессиональной деятельности педагога-психолога – феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7-8 лет. Предмет деятельности – психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.). Цель деятельности педагога-психолога ДОО, реализующаяся в данной рабочей программе, - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей. Задачи деятельности педагога-психолога ДОО: - определение индивидуальных образовательных потребностей детей; - предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников; - создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей. Принципы формирования рабочей программы определены ФГОС ДО: - поддержка разнообразия детства; - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; - полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития; - создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; - содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности; - учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Рабочие программы педагога-психолога реализуются в 11 группах: 8 групп компенсирующей направленности для детей с ТНР (средние, старшие, подготовительные), 3 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (средняя, старшая, подготовительная).