цифровой Богданова Анна Подписано подписью: Богданова Анна Борисовна Борисовна Дата: 2021.10.21 15:33:44 +03'00' Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета ОУ протокол № 1 от 30.08.2021 г УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГБДОУ № 47 Богданова А.Б. _________ Приказ № 255 от 31.08.2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ» (подготовительная к школе группа) Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год Учителя-логопеды: Мордвинова Ирина Евгеньевна (высшая квалификационная категория) Половенко Ольга Васильевна (высшая квалификационная категория) Санкт - Петербург 2021 г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Целевой раздел…………………………………………………………………………3 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………… 3 1.2. Общая характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи ………………..5 1.3. Возрастные психофизические особенности детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)…………………………………………………………………………….7 1.4. Целевые ориентиры……………………………………………………………………..9 2. Содержательный раздел………………………………………………………………….10 2.1. Логопедическая работа по коррекции фонетического недоразвития речи. Направления работы………………………………………………………………………..10 2.2. Этапы работы……………………………………………………………………………15 3. Организационный раздел………………………………………………………………...23 3.1. Сроки и реализация программы……………………………………………………….23 3.2. Общие положения о работе логопедических пунктов для детей с ФНР……………24 3.3. План работы с родителями …………………………………………………………….25 3.4. План работы с воспитателями и специалистами……………………………………...25 3.5. Рекомендуемое оборудование логопедического кабинета…………………………..25 3.6. Примерный перечень игр, игровых упражнений, логопедических 3.7. Педагогические технологии, применяемые в коррекционной работе………………30 3.8. Список литературы……………………………………………………………………..31 пособий…….27 4. Приложение: 1. 2. 3. 4. 5. Список детей группы. Список детей по подгруппам на I и II полугодие. Требования к организации воспитательно-образовательного процесса, согласно СанПин. Система непосредственно-образовательной деятельности (расписание занятий). Распределение лексических тем на учебный год. 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа (далее РП) учителя-логопеда логопедического пункта является нормативным документом ГБДОУ детский сад № 47, определяющая содержание, объем, структуру коррекционно – развивающей работы, заложенной в образовательную программу ОУ, и учитывающей психофизические особенности, особенности речевого развития детей с ФНР. Разработана для детей подготовительной к школе группы с фонетическим недоразвитием речи, посещающих логопедический пункт. Рабочая программа разрабатывалась и утверждалась Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями речи) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 47 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Программа составлена с учетом требований нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 10, 11); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1115 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Нормативные документы регионального и муниципального уровней. Рабочая программа «Коррекция фонетического недоразвития речи» составлена на основе современных коррекционно-развивающих программ Министерства просвещения РФ, научнометодических рекомендаций. В частности - “Программа воспитания и обучения детей с фонетикофонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, с дополнительным использованием адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи по ред. Проф. Л.В. Лопатиной ” и программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР под ред. Н.В. Нищевой. Цель Программы - обеспечение планирования деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы с фонетическим недоразвитием речи в условиях логопедического 3 пункта общеобразовательного детского сада, создание оптимальных условий для формирования полноценной фонетической системы языка у дошкольников. Задачи программы: 1. Провести логопедическое обследование детей дошкольного возраста, с целью выявления детей с ФНР и своевременного предупреждения речевых нарушений. 2. Осуществить реализацию коррекционно – развивающего процесса: полноценное овладение фонетическим строем русского языка; развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматических категорий языка и связной речи (на материале коррегируемых звуков); 3. Способствовать развитию психических функций (мышление, образная, оперативная память, слуховое и зрительное внимание), мелкой и общей моторики дошкольников с ФНР, формированию предпосылок к учебной деятельности. 4. Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. 5. Анализировать результативность логопедической работы. 6. Проводить профилактическую работу и пропаганду логопедических знаний, осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников, воспитателями и специалистами ДОУ. 8. Осуществлять сотрудничество со специалистами Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии. Принципы и подходы к формированию Программы. Содержание программы определено с учетом общедидактических принципов, которые для детей с ФНР приобретают особую значимость, от простого к сложному: систематичность и взаимосвязь учебного материала, доступность, конкретность и повторяемость материала и специфических принципов. Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся воспитанников и сверстников, имеющих речевые нарушения, и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. При разработке программы учитывался контингент детей с фонетическим недоразвитием речи старшей и подготовительной к школе группы, выявленный в ходе диагностики речевого развития. Рабочая программа составлена с целью оптимальной коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи 6-7 лет. 4 1.2. Общая характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (пример: шипящие или шипящие и сонорные) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится нечётко. Фонетическим нарушение считается, если у ребенка нормальный физический слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з', ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л', р, р', j), заднеязычные (к, к', г, г', х, х'), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т', д’, н'). У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только сонорные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, свистящие и сонорные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное. В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков: искаженное произношение звука (пример: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка); отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его (пример: «коова» (корова); замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка (пример: «колова» (корова). Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова. Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между [р] и [л]). Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им определение фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова (пример: рак звучит как «лак», рожки — как «ложки»). Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой — искажаются. Например, свистящие [с], [з], [ц] заменяются звуками [т], [д] (собака — «тобака», зайка — «дайка», цапля — «тапля»), а звук [р] искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. При фонетическом недоразвитии речи сформированность фонематической стороны, лексикограмматических категорий, связной речи, мелкой и общей моторики, психических функций соответствует возрастным нормам. В случае недостаточного развития данных компонентов, фонетическое недоразвитие входит в состав более сложного речевого нарушения. Причины фонетического нарушения: 5 недостаточная сформированность артикуляционной моторики; нарушения артикуляционной моторики (парез тройничного нерва, парез лицевого нерва, парез подъязычного нерва); расстройства нейродинамики (недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга, недостаточная сформированность межанализаторных связей). При наличии фонетического недоразвития речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается. 6 1.3. Возрастные психофизические особенности детей старшего дошкольного возраста В сюжетно-ролевых играх дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, день рождения, путешествия, болезнь и т.д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д, Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на 7 котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со .таршей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволъным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражается расширяющийся словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 8 1.4. Целевые ориентиры. Звукопроизношение воспитанника соответствует возрасту; Формирование мотивации к правильному произношению звуков в собственной речи; У ребёнка развита артикуляционная, мелкая и общая моторика. Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; Правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели; Усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные; Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого) Умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова; Умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов; Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания; Умеет составлять творческие рассказы; Владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; Владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»; Осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двусложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами односложных); Воспроизводит слова с различной звукослоговой структурой (изолированно и в условиях контекста) Умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений; Знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению. 9 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Логопедическая работа по коррекции фонетического недоразвития речи. Направления работы. Основным в содержании логопедических занятий является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается формирование нормативного звукопроизношения и слухопроизносительных дифференцировок (параллельно, на материале коррегируемых звуков, осуществляется развитие фонематических представлений, лексико-грамматического строя и связной речи, психических процессов, мелкой и общей моторики). Сформированные на логопедических занятиях речевые умения закрепляются родителями. Педагогические ориентиры: — вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов; развивать общую, ручную, артикуляторную моторику; осуществлять коррекцию дыхательной функций; расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей; совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций; совершенствовать навыки связной речи детей; работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций; формировать мотивацию детей к обучению. Подготовительный этап логопедической работы. Основное содержание. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей. Обучение их выполнению сложных двигательных программ. Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции. Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык. Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных уклада звуков. 10 Развитие кинетической основы артикуляторных движений. Совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа (преимущественно в работе с детьми, страдающими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса). Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. обобщения, классификации. Совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности. Формирование логического мышления. Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности. Обучение планированию деятельности и контролю ее при участии речи. Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Обучение детей активной поисковой деятельности. Обучение самостоятельному определению существенного признака для классификации на его основе. Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности. Учить детей обобщать конкретные понятия с помощью родовых понятий, обобщать понятия через абстрактное родовое понятие, обобщать понятия через выделение признаков различия и сходства («Назови, какие бывают», «Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы» и т. п.). Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку»). Формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе. Обучение определению пространственного расположения между предметами. Обозначение пространственного расположения предметов словом. Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенные друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову). Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, 5 - 6 предметных картинок, геометрических фигур, 4 – 5 неречевых звуков и слов). Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Обучение восприятию, оценке ритмов (до 5 ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зрительное восприятие). Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое» и «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов. Обучение детей обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками. Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению образцу и по речевой инструкции /// ///; // ///; /-; -/; //- -; - - //; -/—/ (где 11 / — громкий удар, - - тихий звук); __ ; … ----------------------- __ ; . __ (где — длинное звучание, короткое звучание). - Основной этап логопедической работы (постановка, автоматизация и дифференциация звука). Совершенствование движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений. Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания. Формирование речевого дыхания. Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [X], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласными звуками). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением :места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе. Птицы летят высоко в голубом небе). Совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи. Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, учитывается локализация поражения, характер нарушения мышечного тонуса). Формирование умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа. Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове). Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слов (типа УМ). Совершенствование фонематических представлений. Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец); Обучение детей осуществлению фонематического синтеза. Совершенствование фонематических представлений (по картинкам). 12 Знакомство детей с понятиями «слог» и «слово» (как часть слова). Формирование у детей: осознания принципа слоговой строения слова (на материале слов, произношение и написание которых совпадает); умения слышать гласные в слове, называть количество слогов, определять их последовательность; составлять слова из заданных слогов: двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (лиса, Маша), односложные слова (сыр, дом). Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры (изолированных и в условиях фонетического контекста) без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков. Совершенствование навыков правильного воспроизведения звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечений согласных звуков (клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка, крыжовник, отвертка), четырехслоговых слов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза, паутина, поросенок, жаворонок, велосипед). Совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи (в различных ситуациях общения, в театрализованных играх). Развитие и совершенствование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи (проводится на материале коррегируемых звуков). Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом). Закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных. Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет — моется, одевает — одевается, причесывает — причесывается). Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах. Совершенствование навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное. Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов за — перед, за — у, под — из-под, за — из-за, около — перед, из-за — из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия. Обучение детей правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов (-ниц, -инк-,-ник, -ин-;-ц-, -иц-, -ец-).Совершенствование навыка дифференциации в экспрессивной речи существительных, образованных с помощью уменьшительноласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой». Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-; по-, , пре-, до-). Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -и- (без чередования) и относительных прилагательных с суффиксами (-ов-ев-,-н-,-ан-,-енн-. Обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных с суффиксом -и- (с чередованием): волк — волчий, заяц — заячий, медведь — медвежий. Обучение детей употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ив-, -чив-, 13 -лив-, -оват, -еньк- (красивый, улыбчивый, дождливый, хитроватый, беленький). Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ее (-ей), -е: белее, белей, выше). Обучение детей подбору однокоренных слов (зима — зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка). Обучение детей образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый, остроумный). Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи (проводится на материале коррегируемых звуков). Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова с опорой на наглядность. Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (сильный — слабый, стоять — бежать, далеко — близко) и сходным (веселый — радостный, прыгать — скакать, грустно — печально) значением. Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина). Обучение детей осмыслению образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок. Формирование у детей умения употреблять слова: обозначающие личностные характеристики (честный, честность, скромный, скромность, хитрый, хитрость, ленивый, лень); с эмотивным значением (радостный, равнодушный, горе, ухмыляться); многозначные слова (ножка стула — ножка гриба, ушко ребенка — ушко иголки, песчаная коса — длинная коса у девочки). Совершенствование навыка, осознанного употребления слов и словосочетаний в соответствии с контекстом высказывания. Формирование синтаксической структуры предложения (проводится на материале коррегируемых звуков). Развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных. Формирование связной речи (проводится на материале коррегируемых звуков). Развитие навыков составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта). Обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию. Предпосылки к обучению грамоте (проводится на материале коррегируемых звуков). Формирование мотивации к учебной деятельности. Знакомство с понятием «предложение». Обучение составлению графических схем слогов, слов. Развитие языкового анализа и синтеза. Знакомство с печатными буквами А, У, М, О, П, Т, К, Э. Н. X, Ы, Ф. Б, Д, Г, В, Л, И, С, 3, Ш, 14 Ж, Щ, Р. Ц, Ч (без употребления алфавитных названий). Обучение графическому начертанию печатных букв. Содержание коррекционной работы с детьми с ФНР является примерным. Список примерных лексических тем для календарного планирования прилагается. Порядок формирования звуков, последовательность лексических тем, количество подгрупповых и индивидуальных занятий может меняться по усмотрению логопеда. 2.2 Этапы работы. Перед работой по коррекции звукопроизношения проводится логопедическое обследование речи дошкольников. Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно: I. Подготовительный этап. II. Основной этап: 1. постановка звука; 2. автоматизация звука; 3. дифференциация звуков (в случаях замены одного звука другим или смешения) На каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа. Логопедическое обследование. Обследование проводится в первые две неделя сентября. Обследуются все возрастные группы, за исключением групп раннего возраста и 1-ой младшей группы, дети 2-ой младшей группы обследуются после окончания адаптационного периода. Логопед обследует: 1. Состояние звукопроизношения; 2. Состояние фонематического слуха; 3. Сформированность лексики, грамматики, слоговой структуры слова; 4. Состояние и подвижность органов артикуляции (артикуляционная моторика); 5. Сформированность мелкой моторики рук. 1. Обследование состояния звукопроизношения. Необходимо определить вид и разновидность нарушения, выделить из речевого потока дефектный звук, определить особенности его звучания, отметить, какое положение занимают при этом органы артикуляционного аппарата. Логопед отмечает результаты проверки (произнесение изолированного звука, в слогах, в словах, во фразах), определяет уровень нарушения и делает вывод о характере коррекционной работы (постановка звука, автоматизация или дифференциация со звукомзаменителем). Результаты обследования заносятся в «Журнал обследования речи детей» (см. «Приложение»). Обследование звукопроизношения детей младшего возраста происходит на картинном материале с простым сюжетом, (изображение должно быть максимально насыщено предметами и действиями, в названиях которых есть все группы звуков). Ребенок отвечает на вопросы по картинке, 15 а логопед отмечает дефекты его произношения в соответствующей графе «Журнала обследования речи детей» (см. «Приложение»). Обследование детей старшего возраста происходит на речевом материале. Ребёнок повторяет за логопедом предложения, насыщенные всеми группами звуков. Если этого будет недостаточно для определения нарушений звуков, целесообразно воспользоваться картинкой (см. выше). Точное определение нарушения звука помогает выбрать соответствующую методику работы. Образцы предложений для проверки звукопроизношения: Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома. (на все группы звуков) Собака ест мясо. У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос. У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит — жжж. Щеткой чищу я щенка. Девочки, и мальчики скачут как мячики. Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице. У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис. Яша ел сладкие яблоки. Емеля едет еле-еле. Ежик у елки наколол гриб на иголки. Юля дала Юре юлу. Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай. Коля катается на коньках. Галя гонит гусей домой. Хлебница стоит на холодильнике. Никите купили кеды и кепку. Гена надел сапоги. Мухи сели на хлеб. Волк воет — в-в-в. Бабушка была больна. Даша дала дыша Диме. Тетя Дина сидит на диване. 2. Обследование состояния фонематического слуха. При грубом нарушении фонематического слуха у ребенка фиксируется речевое заключение ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Речевое заключение ФФНР предполагает более комплексную и длительную коррекционную работу, которая на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада осуществляться не может. Такие дети направляются на ТМППК, для дальнейшего сопровождения и направления в группу специализированного коррекционного детского сада. Для обследования фонематического слуха логопед определяет умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие группы звуков: свистящие — шипящие (с — ш, з — ж, с' — щ, ц — ч), сонорные (л — р), звонкие — глухие (б — п, д — г, г — к), твердые — мягкие (т — т’ н—н’ д — д’). Приёмы обследования: Логопед просит ребенка повторить за ним в той же последовательности два слога - для детей пяти лет, три слога - для детей шести лет (пример: са — ша; са — ша — са). Проговаривая слоги, логопед закрывает рот экраном (можно листом бумаги), который держит на расстоянии 10—15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционного аппарата (при [с] губы в улыбке, при [ш] округленные, выдвигаются вперед) и различал звуки только на слух. Сначала логопед произносит звуки медленно, затем постепенно убыстряет темп. Логопед раскладывает на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга одним из дифференцируемых звуков, (пример: крыша — крыса, бочки — почки, лак — рак, дачка — тачка и т. д.), называет слово, а ребенок дает ему соответствующую картинку; 16 Логопед просит ребенка повторить слова, отличающиеся одним звуком (пример: кит — кот — ком или сом — сок — сук). 3. Обследование сформированности лексики, грамматики, слоговой структуры слова. На данном этапе обследование выявляют: замены одного и того же звука, часто зависящие от соседних звуков или слов, перестановки и пропуски слогов в слове, перестановки и пропуски слов в предложении (ребенок не может удерживать в памяти фразу), ошибки в окончаниях слов (ребенок не согласовывает слова в роде, числе падеже), пропуски падежей или неправильное их употребление. Наличие таких ошибок указывает на то, что нарушение звукопроизношения является частью другого, более сложного, дефекта речи. В таком случае у ребенка фиксируется речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи). Дети с речевым заключением ОНР направляются на ТМППК для дальнейшего сопровождения и направления в группу специализированного коррекционного детского сада (для оказания комплексной и более длительной коррекционной работы). 4. Обследование состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционная моторика) Так как фонетические нарушения звукопроизношения связаны в основном с нарушением речедвигательного анализатора, логопед должен: Зафиксировать все отклонения в строении органов артикуляционного аппарата — челюстей, зубов, твердого нёба. Отметить, если таковые имеются, нарушения прикуса (прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус); отклонения в строении зубного ряда (отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные); строение твердого нёба (высокое, узкое (готическое). Проверить подвижность органов артикуляционного аппарата — умение ребенка выполнять основные движения, необходимые для произношения звуков родного языка. Выясняется возможность осуществления каждого движения в отдельности, переключения с одного движения на другое — противоположное первому. Примеры артикуляторных проб: - растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Переключать губы из положения в улыбке на положение вытянутые трубочкой (без движений нижней челюсти); - зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы разомкнуты (примерно на 2 см), губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения нижней челюсти — смыкание, размыкание зубов (без участия губ и выдвижения нижней челюсти вперед); - зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы. Высунуть язык и повернуть к правому углу рта; тоже, но повернуть язык к левому углу рта. Чередовать движения языка от левого угла к правому и наоборот при положении губ в улыбке (без движений нижней челюсти влево и вправо); - широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Узкий язык просунуть между резцами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Переключать положение языка с широкого на узкий при открытом рте (без движений губ); 17 - поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз; - приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад к подъязычной связке при выгнутой вверх задней части спинки языка. Чередовать движения языка вперед-назад, губы при этом в улыбке, обнажают резцы (без движений нижней челюсти). При выполнении артикуляторных проб необходимо оценить их качество по следующим критериям: четкость — ребенок знает направление движений губ или языка и старается выполнить их в полном объеме; плавность — движение производится легко, плавно, без подергиваний, толчков; дифференцированность — выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком), без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти); точность — достижение правильного конечного результата, т. е. ребенок добился нужной формы или необходимого положения губ, языка; равномерность — симметричное выполнение движения или удерживание положения левой и правой стороны любого подвижного органа артикуляционного аппарата; устойчивость — удерживание полученного положения без изменений некоторое время (обычно под счет взрослого от 1 до 5 с постепенным увеличением его до 10); переключаемость — умение совершать многократный, легкий, плавный, достаточно быстрый переход одного движения или положения к другому при сохранении перечисленных выше качеств движения. 4. Обследование сформированности мелкой моторики рук. Обычно у детей с речевым заключением ФНР, при недостаточно сформированной артикуляционной моторике, бывает также недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук. Упражнения для проверки мелкой моторики рук: - одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу); - кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы; при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол; - положить кисти обеих рук на стол: левую ладонью вниз, правую ладонью вверх, затем одновременно перевернуть ладони; - положить кисти обеих рук на стол — ладонь левой руки сжать в кулак, а правой — раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т. е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую; - поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то левой рукой, локоть при этом стоит на столе. 18 Основная цель и примерное проведение логопедической работы по коррекции фонетического недоразвития речи. на подготовительном этапе. Цель этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Содержание работы: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков. Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех, звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка (см. Приложение) Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. (см. Приложение). Последовательно даются следующие упражнения: для укрепления мышц щек — надувать щеки и удерживать в них воздух («Толстячки»), втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте («Худышки»); для выработки направленной воздушной струи — не надувать щек, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко», сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился; образование узкой щели между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами (углы рта при этом прижаты к зубам). Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен («Пропеллер»). При положении губ, аналогичному упражнению «Пропеллер», положить между ними широкий кончик языка, посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» — положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки с поднесенной ко рту тыльной стороны руки. Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук. (см. Приложение) Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков — сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях. (Для звука [С] опорными будут являться звуки [И], [Ф]. Для [Ш] - [Т], [С], для [Л] [Т], [Ы, для [Р] - [Д], [С]]) Таким образом, отрабатывая опорные звуки, уже на подготовительном этапе добиваемся их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает выработке хорошей дикции; умению 19 выделять опорный звук в слогах, словах, фразах, что способствует развитию фонематического слуха, дает практическое представление о понятиях «звук», «слово», «предложение». Все это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков, анализа и синтеза слов, более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука. После формирования умения правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного, приступаем к следующему этапу – постановке звука. Основные цели и примерное проведение логопедической работы по коррекции фонетического недоразвития речи. на основном этапе. 1. Этап постановки звука. Цель этапа — формирование правильного звучания изолированного звука. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука. Используются три основных способа постановки звука: 1. По подражанию. Внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения (пример: тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука или вибрация голосовых связок при звонких звуках). При этом способе широко используются опорные звуки. 2. С механической помощью. Используется, в том случае, когда недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение при помощи логопедических зондов, шпателя, соски, плоской узкой ручки чайной ложки, чистый палец ребенка. 3. Смешанный. Используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука. При всех трех способах постановки звука используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, на начальном этапе постановки для звука используется звукоподражание и картинка-символ. При постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву. К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук. 20 2. Этап автоматизации звука. Цель этапа — формирование правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание работы: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (К новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий.) 1. Автоматизации звука в слогах (соединяем закрепляемый согласный с гласными [А], [Ы], [О], [У] в прямые слоги, в обратные, в слоги, в слог, где звук находится между гласными, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка). Примеры игровых упражнений: «Здравствуй, пальчик!» Большой палец поочередно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги са, сы, со, су или др. «Поиграй на пианино» (способствует быстрейшей автоматизации звука в слогах). Ребенок молча поочередно ударяет пальцами по столу (от большого пальца до мизинца и наоборот). Затем он проделывает то же, сочетая каждый удар с произнесением какого-то одного слога. Первоначальный темп выполнения медленный, постепенно он убыстряется. Далее удар каждого пальца сочетается с произнесением разных слогов. «Закончи слово». Используются картинки, заканчивающиеся слогом с автоматизируемым звуком. Логопед произносит начало слова, а ребенок договаривает последний слог и берет картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает педагог. 2. Автоматизация звука в словах (выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки). Отрабатывается каждое положение звука в слове — в начале, середине, конце. Принцип подбора слов соответствует принципу подбора слогов, т. е. берутся слова, в которые входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60—90 картинок. За одно занятие дается 10—16 слов, при этом каждое проговаривается 4— 5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно). Первоначально автоматизируются знакомые детям слова простой слоговой структуры (сани, сова), затем – более сложной (самокат, салфетка). Желательно, чтобы в слове не было звуков, которые ребенок произносит неправильно. На данном этапе параллельно ведется развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа слова, проводится работа над уточнением и расширением словаря, над слоговой структурой слова. 3. Автоматизация звука в предложениях (проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности). Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки. Дети овладевают умениями придумывать предложения с заданными словами с автоматизируемым звуком. Одновременно с автоматизацией звука в предложениях проводится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов в речи ребенка. Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях подбирается соответствующий материал. На начальном этапе работы ребёнок повторяет за логопедом, далее предлагает свои варианты. Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления. 21 Для автоматизации звука в рассказах из различных сборников подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Проводиться работа над связной речью (ответы на вопросы по тексту, пересказ, самостоятельное составление рассказов по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта). 3. Этап дифференциации звуков. Цель этапа — формирование умения различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков. Параллельно на всех этапах по формированию звукопроизношения проводится работа по развитию и совершенствованию фонематического слуха, навыков звукового анализа слова, слоговой структуры слова, связной речи, мелкой моторики, психических процессов. Проводится словарная работа, работа над структурой предложения и преодолению аграмматизмов. 22 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Сроки и реализация программы: 1 половина сентября – обследование детей, оформление документации. С середины сентября – работа по коррекции звукопроизношения. С 15 мая – экспресс – обследование речи детей + оформление документации на следующий учебный год. Продолжительность подгрупповых занятий 25-30 минут, индивидуальных 10-15 минут. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество подгрупповых и индивидуальных занятий может меняться по усмотрению логопеда. Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной. 23 3.2. Общие положения о работе логопедических пунктов для детей с ФНР. Логопедический пункт для детей с речевым заключением фонетическое недоразвитие речи (ФНР) в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, создается с целью коррекции нарушения фонетического стороны речи (произношения отдельных звуков) у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Логопедический пункт открывается при наличии на начало учебного года не менее 25 — 27 детей речевым заключением ФНР (нарушение произношения отдельных звуков) и существует до достижения необходимых результатов коррекционной работы. Открытие и закрытие логопедического пункта осуществляется приказом ГБДОУ при наличии в штатном расписании вакантной ставки специалиста. Направления деятельности: диагностическое; коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции недостатков устной речи у детей дошкольного возраста с логопедическим заключением ФНР); информационно-методическое (организация консультативной помощи педагогам и родителям; организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению). Общее руководство и ответственность за деятельность учителя-логопеда несет руководитель ГБДОУ. Логопедический пункт комплектуется из числа детей старшей и подготовительной к школе групп ГБДОУ (приоритет при комплектовании группы отдается детям подготовительного возраста). Комплектование логопедического пункта осуществляется учителем-логопедом ГБДОУ на основании акта обследования воспитанников ТМППК района. Наполняемость группы — 12 – 15 детей на каждые полгода. Длительность пребывания детей в группе — 1/2 учебного года. В исключительных случаях срок пребывания ребенка на логопедическом пункте может быть продлен. Дети выводятся из логопедического пункта ТМППК по мере исправления нарушений произношения. Приём и выпуск детей оформляется отдельными протоколами по единой форме. Не подлежат приему в группу дети с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы. Основная организационная форма обучения — индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут, подгрупповых — 25-30 минут. Темы подгрупповых и индивидуальных занятий отражаются в планировании (см. Приложение). Периодичность занятий: индивидуальные занятия с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения рекомендовано проводить не менее 3-х раз в неделю; подгрупповые — не менее 2-х раз в неделю. 24 3.3. План работы с родителями. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выступление на родительских собраниях в группах (сентябрь, октябрь). Индивидуальные консультации по итогам обследования речи детей (октябрь). Организационное собрание для родителей детей, посещающих логопедический пункт для детей с ФНР — два раза в год (I полугодие — сентябрь, II полугодие — январь). Индивидуальные консультации для родителей (по запросу) о приёмах развития речи детей в домашних условиях — четверг с 17.00 до 18.00 Итоговое родительское собрание для родителей детей, посещающих логопедический пункт для детей с ФНР — два раза в год (I полугодие — январь, II полугодие — май). Участие в проведении «Дня открытых дверей ГБДОУ». 3.4. План работы с воспитателями и специалистами. 1. 2. 3. 4. Индивидуальные консультации. Выступление на педсоветах (в течение года). Проведение совместных мероприятий (в течение года). Помощь в оформлении речевых уголков. 3.5.Рекомендуемое оборудование логопедического кабинета. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Настенное зеркало для логопедических занятий (50×100). Оно должно висеть около окна (или с дополнительным освещением), зеркало должно закрываться занавеской. Зеркала для индивидуальной работы (9х12). Стулья возле настенного зеркала. Логопедические зонды, шпатели, соски, бумажные салфетки, влажные антибактериальные салфетки (индивидуальные комплекты). Разрезная азбука (настенная). Настольные игры (конструкторы, мозаики, шнуровки, пазлы и др.). Классная (магнитно-маркерная) доска. Фланелеграф или наборное полотно. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы. Стол канцелярский, стул взрослый (для логопеда). Стулья и парты-столы детские (по количеству детей). Технические средства (возможно наличие: компьютера, ноутбука, планшета, интерактивной доски, интерактивного стола, магнитофона и т.п.). Цветные и простые карандаши, подставки для карандашей (в достаточном количестве). Наглядный материал, используемый при обследовании детей. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах или папках. Настенные таблицы-домики с буквами (звуки: гласные-согласные, твёрдые - мягкие, звонкие – глухие). 25 Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков, слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением). 18. Различные речевые игры и упражнения, направленные на формирование и развитие всех компонентов речи. 19. Часы. 20. Полотенце, мыло. 21. Методическая литература. 17. 26 3.6.Примерный перечень игр, игровых упражнений, логопедических пособий. Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен методической литературой и дидактическими пособиями, играми с учетом возраста дошкольников и программного материала детского сада. В логопедическом кабинете должны быть пособия для формирования и развития: а) звукопроизношения; б) лексико-грамматического строя речи; в) связной речи; г) фонематического анализа, синтеза, представлений. Картотека логопедических игр 1. Игры и игровые упражнения на: развитие артикуляционной моторики; формирование различных групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные, звуки раннего онтогенеза); автоматизацию и дифференциацию различных групп звуков; дифференциацию звуков; развитие речевого и фонематического слуха. физиологического и речевого дыхания. развитие слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, зрительного и слухового восприятия, пространственно-временных представлений, логического мышления развитие голоса. Работа над дыханием 1. Игры и игровые упражнения на развитие физиологического дыхания. 2. Игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания. 3. Дидактические пособия для формирования правильной воздушной струи. Развитие неречевых психических функций. Развитие зрительного внимания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Корректурная проба. Игра «Чья часть?» — ЛОТО «Крылья, лапы и хвосты». Игра «Лабиринт». Игра «Найди тень». Игра «Найди отличия». «Играйка» (Нищева Н.В.). Развивающая игра «Геометрические формы». Развивающая игра «Исправь ошибку художника». Игры с пособиями для работы над элементарными математическими представлениями. 27 Развитие слухового внимания. 1. ЛОТО «Подбери и назови». 2. Игры «Узнай животное по описанию» — ЛОТО «Крылья, лапы и хвосты». 3. Музыкальные инструменты, звучащие игрушки. 1. 2. 3. 4. 5. Развитие зрительной памяти. ЛОТО «Подбери и назови» . ЛОТО «Подбери картинку». «Играйка» (Нищева Н.В.). Лото «Логопедический поезд». Игра-лото «Подбери по контуру». 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Развитие зрительного восприятия. Игра «Наложенные фигуры». Игра «Подбор к заданному цветовому фону». Игра «Узнай тень». «Играйка» (Нищева Н.В.). Развивающая игра «Исправь ошибку художника». Игра «Собери картинку» (кубики, разрезные картинки, мозаика, пазлы). Игра-лото «Подбери по контуру». Развитие слухового восприятия 1. Музыкальные инструменты и звучащие игрушки. 2. Игра «Звуковые странички». 1. 2. 3. Развитие пространственно-временных представлений. «Колумбова игра». Развивающая игра «Геометрические формы». Н.В. Нищева «Играйка-3. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников». Развитие логического мышления 1. Картотека загадок. 2. Игра «Собери картинку» (открытки, кубики). 3. Собирание пирамиды. 4. Игра «Четвёртый лишний». 5. Игра «Отгадай по описанию» — ЛОТО «Крылья, лапы и хвосты». 6. ЛОТО «Подбери предметы». 7. ЛОТО «Где чей дом?». 8. Развивающая игра «Геометрические формы». 9. Развивающая игра «Исправь ошибку художника». 10. Логопедическое лото-мозаика. Развитие элементарных математических представлений 1. Развивающая игра: «Геометрические формы». 2. «Колумбова игра». 3. Собирание пирамиды. 28 4. Н.В. Нищева «Играйка-3. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников». Коррекция речевых нарушений. Альбом обследования речи детей. Массаж на этапе подготовки к постановке звуков. Картотека картинок (по звукам). Разнообразные виды ЛОТО на автоматизацию звуков (свистящие, шипящие, соноры). Картотека чистоговорок (по звукам). Пособие «Посмотри и назови». Мнемотаблицы, коллажи (стихи, тексты). Набор рекомендаций для домашнего выполнения (по автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах и стихах). 9. Игры в картинках со звуками [ с ], [ ш ]. 10. Игры в картинках со звуками [ р ], [ р’], [ л ], [ л’]. 11. Картотека пальчиковых игр для автоматизации звуков. 12. Картотека загадок для автоматизации звуков. 13. Игра «Подскажи словечко» (для автоматизации звуков). 14. Картотека картинок на смешиваемые звуки. 15. Набор домашних заданий по дифференциации звуков в словах, предложениях и стихах. 16. Игра «Украсим ёлку». 17. Логопедическое лото. 18.Игры в картинках со звуками. 20. Игра «Делим слова на слоги». 21. Картотека картинок (по лексическим темам). 22. Картотека игр и упражнений на развитие фонематического анализа. 23.Пособия для формирования фонематического анализа (раздаточный материал). 24. Разнообразные логопедическое лото (свистящие, шипящие, соноры). 25. Мозаики (разные виды). 26. Раскраски. 27. Штриховка. 28. Трафареты. 29. Конструирование («ЛЕГО» и др. виды конструкторов). 30. Конструирование (палочки). 31. Шнуровка, вышивание. 32. Картотека пальчиковых игр. 33. Игры с бусинами. 34. Картотека физминуток для развития общей моторики. Речь с движением. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 29 3.7. Педагогические технологии, применяемые в коррекционной работе. № Название Автор 1 Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. Е.В.Колесникова 2 «Научите меня говорить правильно». О.И.Крупенчук 3 «Учим буквы» (для детей 5 – 6 лет). О.И.Крупенчук 4 «Готовим руку к письму». О.И.Крупенчук 5 «Играем, читаем, пишем». Е.О.Астафьева 6 Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. З.Е.Агранович 7 Логопедическая азбука. Е.В.Новикова 8 Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Л.В.Лопатина,Н.В.Серебрякова 9 «Буду говорить, читать, писать правильно». Г.А.Глинка 10 Комплект рабочих тетрадей по развитию речи на звуки. Н.В.Новоторцева 11 «Вводим звуки в речь». Картотека заданий. Т.С.Перегудова,Г.А.Османова 12 Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. Л.Е.Кыласова 13 «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить». М.Б.Успенский,Л.П.Успенская 14 Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5 – 7 лет. С.В.Бойко 15 Формирование лексико-грамматических представлений. Т.А.Ткаченко 16 Дидактический материал по автоматизации звуков у детей. Альбомы для логопедов. В.В.Коноваленко,С.В.Коноваленко 21 «Развиваем графические навыки». Л.М.Граб 22 Графические диктанты. В.Т.Голубь 30 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 3.8. Список литературы. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». Часть I. (старшая группа) Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». Часть II. (подготовительная группа) Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии)». Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. «Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников». З.Е. Агранович. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей». О.В. Правдина. «Логопедия» (учебник). Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТРН под редакцией проф. Л.В. Лопатиной. Н.В. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». Н.В. Нищева. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада. Часть I. Н.В. Нищева. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада. Часть II. Н.В. Нищева. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада. Часть III. Н.В. Нищева. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. Часть I. Н.В. Нищева. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. Часть II. Н.В. Нищева. Тетрадь для подготовительной логопедической группы детского сада. Часть I. Н.В. Нищева. Тетрадь для подготовительной логопедической группы детского сада. Часть II. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно». О.И. Крупенчук «Учим буквы». Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду». В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР (I период). В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР (II период). В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР (III период). Т.В. Александрова «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников». А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми». ГВ.В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе». В.Н. Костыгина «Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика (2–4 года)». В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений». 31 29. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР)». 30. Н.С. Четвертушкина «Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет». 31. Е.В. Колесникова «От слова к звуку. Рабочая тетрадь». 32. Е.В. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи у детей 3 – 4 лет». 33. Л.Г. Парамонова «Нарушение звукопроизношения у детей». 34. Л.Г. Парамонова «Предупреждение и устранение дисграфии у детей». 35.Т.А. Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций». 36. И.С. Лопухина. «Речь, ритм, движение». 37. Цвынтарный. «Играем с пальчиками и развиваем речь». 32