Богданова Анна Борисовна Подписано цифровой подписью: Богданова Анна Борисовна Дата: 2022.03.09 11:35:53 +03'00' Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО РЕШЕНИЕМ Общего собрания ГБДОУ № 47 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Протокол заседания №3 от 30.09.2021 УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего ГБДОУ № 258 от 30.09.2021 __________ Богданова А.Б. С учётом мнения Совета родителей протокол №3 от 30.09.2021 Положение о выявлении детей и семей, находящихся в социально опасном положении 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение разработано на основании Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 24.06.1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона РФ от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее – ДОУ) и направлено на раннее выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, а также – на защиту законных прав и интересов несовершеннолетних. 1.2. Положение определяет взаимоотношения ДОУ с семьями, имеющими несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации. 1.3. настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения его приказом заведующего ДОУ и действует до принятия нового. 2. Цели и задачи работы по выявлению и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации 2.1. Целью деятельности работы ДОУ с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, является выявление неблагоприятной семейной ситуации. 2.2.Основными задачами деятельности ДОУ по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной, являются: - выявление причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних; - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних; - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - оказание социально - психолого - педагогической помощи несовершеннолетним; - проведение комплексной профилактической работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации. 3. Порядок выявления и учета факта семейного неблагополучия 3.1. Целью учета является своевременное выявление семейного неблагополучия, комплекс 1 профессиональных действий по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. 3.2. Источники, сбор и систематизация информации: - заявления родственников; - обращения несовершеннолетних; - информация должностных лиц в письменной форме (докладная на имя руководителя ДОУ, результаты педагогического и психологического мониторинга, представление на обучающегося, характеристика на обучающегося). 3.3. Категории семей и детей, требующих особого внимания в образовательном учреждении: - семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; - отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия) - отсутствие связи с образовательной организацией, невнимание родителей к развитию ребёнка; - смерть одного из родителей; - уход отца/ матери из семьи, развод родителей; - постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями; - возвращение родителей из мест лишения свободы. 3.4. Понятие семьи, находящейся в социально - опасном положении: - неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями, иными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно - гигиенических условий и т.д.); - злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ жизни; - вовлечение несовершеннолетних в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.) - наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними (признаки физического, психического, сексуального и иного насилия) со стороны родителей (законных представителей)); 3.5. Уделение особого внимания детям, оставшимся без попечения родителей (законных представителей). Данные подтверждаются документами: - копия свидетельства о смерти родителей (законных представителей); - копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребёнка без лишения родителей родительских прав, признании их безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлении их умершими; - актом организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении несовершеннолетнего в организации здравоохранения, актом органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребёнка; - документами из органов внутренних дел о розыске родителей и иными документами, предусмотренными законодательством. 3.6. На внутренний учет ставятся несовершеннолетние из семей, находящихся в социально - опасном положении (см. п.3.4). 4. Организация работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации 4.1. Руководитель на основании поступившего сообщения от источников, указанных в п.3.2. о нарушениях прав несовершеннолетнего, проводит необходимые мероприятия: 2 - беседы с педагогами (соседями, родственниками, родителями); - полученная информация рассматривается на заседании ППк для решения о постановке семьи на внутренний учет в ДОУ и сообщения в органы внутренних дел, органы опеки и попечительства, центр социальной помощи семье и детям (далее – соцслужбы). 4.2. ППк ДОУ направляет усилия педагогического коллектива на создание единой системы по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, а именно: - выявляет и ставит на внутренний учет семьи, не уделяющие должного внимания воспитанию несовершеннолетних. Решение о постановке на внутренний учет семей или детей принимает на основании информации должностных лиц в письменной форме; - ведет работу по адаптации и социализации несовершеннолетних «группы риска»; - информирует родителей (законных представителей) о правах и обязанностях несовершеннолетних; - осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями, не уделяющими должного внимания воспитанию несовершеннолетних. При необходимости информирует органы соцслужб о наличии таких семей в ДОУ; - принимает меры в случае длительного непосещения ребенком ДОУ для выяснения причин отсутствия (заявление родителей, медицинская документация). 4.3. На несовершеннолетнего (семью), состоящего на внутреннем учете заводится социальный паспорт, составляется план индивидуально - профилактической работы. Результаты выполнения плана индивидуально - профилактической работы заслушиваются на ППк. 4.4. Профилактическая работа ДОУ с неблагополучными семьями осуществляется по определенному алгоритму действий: - информирование такой семьи о постановке на внутренний учёт ДОУ; - рекомендации семье по коррекции внутрисемейных отношений и т.д.; - информирование соцслужб о наличии такой семьи в ДОУ. 4.5. Семья находится на внутреннем учете в ДОУ то количество времени, которое определяет ППк. 4.6. Решение о снятии с внутреннего учета несовершеннолетнего или семьи принимается в случае эффективного результата проведённых мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет. 4.7. Порядок осуществления отдельных полномочий: - обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии несовершеннолетних их внешний визуальный осмотр; - при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребёнком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни и здоровью, либо препятствующих их нормальному развитию, организует работу по информированию соцслужб; -формируют социальный паспорт семьи, проводят анализ положения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. 5. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации в ДОУ 5.1. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации в ДОУ предусматривает наличие обязательной документации: - представление на постановку на внутренний учёт (приложение 1); - социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации (приложение 2); - дневник наблюдений за несовершеннолетним и семьёй, находящейся в социально опасном положении (приложение 3); 3 - индивидуальная программа сопровождения семьи (приложение 4); - представление на снятие с внутреннего учёта (приложение 5); - акт выявления случая жестокого обращения с несовершеннолетними (приложение 6); - алгоритм деятельности ДОУ (приложение 7); - примерные критерии определения семей, находящихся в социально опасном положении (приложение 8); - банк данных семей, находящихся в социально опасном положении (приложение 9); - банк данных семей, снятых с внутреннего учёта ДОУ (приложение 10); - журнал «Информация об обучающихся, длительно (более 1 месяца) не посещающих ДОУ по неуважительным причинам» (приложение 11); - журнал «Информация о фактах жестокого обращения с обучающимися» (приложение 12); - отчёт о результатах работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации за год. 4