Богданова Анна Борисовна Подписано цифровой подписью: Богданова Анна Борисовна Дата: 2022.10.03 13:01:06 +03'00' Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета ОУ протокол № 1от 31.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий ГБДОУ № 47 Богданова А.Б. _________ Приказ № 226 от 31.08. 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР «ПОДСОЛНУХ» на 2022-2023 учебный год Учитель-логопед: РЫЖИКОВА Т.В. Санкт-Петербург 2022 г Паспорт программы Название программы Сроки реализации Наименование учреждения Автор Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Подсолнух» 2022-2023 учебный год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Рыжикова Татьяна Владимировна должность – учитель-логопед квалификационная категория – высшая образование - высшее 2 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Целевой раздел. Стр. 4 1.1. Пояснительная записка. Стр. 4 1.2. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей. Стр. 6 1.3. Целевые ориентиры. Стр. 8 2. Содержательный раздел. Стр. 9 2.1. Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи. Стр. 9 2.2. Содержание логопедической работы с детьми с ЗПР 6 – 7 лет. Стр. 15 3. Организационный раздел. Стр. 20 3.1. Условия реализации программы. Стр. 20 3.2. Программно-методическое обеспечение рабочей программы. Стр. 22 Приложения: 1. Список детей группы. 2. Требования к организации воспитательно-образовательного процесса, 3. Система непосредственно-образовательной деятельности. 4. График работы. 5. Распределение лексических тем в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР на учебный год. 3 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Рабочая программа для подготовительной группы составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) ГБДОУ детский сад №47 с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей. В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Рабочая программа разработана с учетом: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО); Письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.14 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Нормативных документов регионального и муниципального уровней; программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. / Под редакцией Л.Б. Баряева, Е.А. Логинова и др. – СПб. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010; примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи./Под редакцией Л.В. Лопатиной СПб. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015; Адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой. Цель реализации Программы: создание единого коррекционно – образовательного процесса в подготовительной группе компенсирующей направленности, способствующего преодолению речевых нарушений у дошкольников с ЗПР. Задачи программы: способствовать общему развитию дошкольников с ЗПР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе; создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; 4 способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ЗПР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания. Основные задачи коррекционного обучения: 1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова). 2. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ЗПР 3. Формирование грамматического строя речи. 4. Развитие связной речи старших дошкольников. 5. Развитие коммуникативности, успешности в общении. При разработке программы учитывался контингент детей старшей группы, выявленный в ходе диагностики речевого развития (см. Приложение №1). 5 1.2.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей. В группе воспитываются дети в возрасте от 6 до 7 лет: дети с задержкой психического развития. Основные недостатки общей моторики у данной категории детей: замедленность темпа и неритмичность движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы, нарушения координации движений. С 6 лет у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью существенно возрастает адекватность эмоциональных реакций и по силе, и по способам выражения. Появляется элементарная способность управлять собственным эмоциональным состоянием. При сохранении индивидуальных различий снижается частота полярных эмоциональных проявлений у детей. Развивается игровая деятельность: преобладают процессуальные действия с элементами сюжета. У части детей появляется способность к волевому усилию: при поддержке взрослого они способны проявить терпение и приложить усилие для преодоления трудностей и доведения дела до конца. Существенно обогащаются представления: дети знают относительно большое количество предметов, их функциональное назначения, владеют способами действий с ними и стремятся их познавать и использовать. Относительно самостоятельны в элементарном самообслуживании и в быту, сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки. Часть детей группы соматически ослаблены, часто болеющие. Внимание детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, многие дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. У некоторых наблюдаются проявления инертности, дети с трудом переключаются с одного задания на другое. У детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. У некоторых детей группы наблюдается двигательная расторможенность, неспособность к длительным волевым усилиям. В группе есть дети с агрессивным поведением, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к истерии. Так же необходимо отметить, что среди основной массы этой группы есть и дети с более сложной структурой дефекта, которые так же имеют свои особенности. Это дети с РАС которые отличаются более сложными речевыми нарушениями (дети с отраженной речью). В группе присутствуют дети 1, 2 и 3 уровней речевого развития. Общая характеристика детей подготовительной группы с учётом речевых уровней (по Р.Е. Левиной, Т.Б.Филичевой) На первом уровне развития речи полностью отсутствуют вербальные средства общения, хотя мимико-жестикуляторная речь относительно сохранна. У детей данной группы звукоподражания и звуковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут номинативное и предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многозначными. Дифференцированное обозначение предметов и действий заменяется названием предметов и наоборот. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений, речь становится понятной лишь в конкретной ситуации и не может служить средством полноценного общения. Характерной чертой первого уровня речевого развития является отсутствие грамматических связей слов между собой и 6 морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Пассивный словарь детей шире активного, но понимание речи остается ограниченным. Особые трудности вызывает понимание значений грамматических изменений слова: дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, глаголов прошедшего времени, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов. Звукопроизношение: фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи Второй уровень речевого развития указывает на возросшую речевую активность детей. Словарь становится более разнообразным, однако остается ограниченным качественно и количественно. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Спонтанная речь детей характеризуется наличием разноплановых средств общения, включающих в себя следующие лексикограмматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерные для этого уровня резко выраженные аграмматизмы затрудняют понимание речи. Оно остается неполным, т.к. многие грамматические формы недостаточно различаются детьми. На этом уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко. Звукопроизношение остается несформированным. Наиболее характерны в этот период замены одних звуков другими, смешение звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, аффрикат. Одним из распространенных и специфических дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов. Для детей характерно нарушение слуховой дифференциации звуков как внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом. У детей с третьим уровнем речевого развития номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют нужное слово другим, сходным по значению. Детям с этим уровнем речевого развития характерно нарушение слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова. Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна - окны, стулья-стулы). Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения. 7 1.3.Целевые ориентиры Ребенок: - обладает значительно возросшим объемом понимания речи, владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми; - планирует в речи свои ближайшие действия; - обладает значительно расширенным активным словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного и игрового опыта детей с последующим включением его во фразы; - рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений, составляет рассказ по картине, пересказывает небольшие произведения (с помощью взрослого и самостоятельно), способен рассказать наизусть небольшое стихотворение; - обладает возросшими звукопроизносительными возможностями, употребляет в речи все части речи, способен к элементарному словообразованию и словоизменению; Планируемые результаты освоения программы Задачей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР при ЗПР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). Целевые ориентиры Программы выступают основаниями дошкольного и начального общего образования. преемственности 8 2. Содержательный раздел 2.1. Логопедическая работа по коррекции тяжёлых нарушений речи Ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» является формирование связной речи детей с ОВЗ. Основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационнопотребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. В ходе совместной образовательной деятельности взрослых и детей, направленной на ознакомление детей с ОВЗ с окружающей действительностью, они начинают понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями. Формирование связной речи, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной) осуществляется в процессе рассказывания о предметах и игрушках, по сюжетным картинкам, отражающим бытовой, предметно-практический, игровой, эмоциональный и познавательный опыт детей. При этом широко используются символические средства, рисование, театрализованные игры.В это время важную роль играет работа по ознакомлению детей с литературными произведениями.В работу по развитию речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Эту работу педагоги проводят, исходя из особенностей и возможностей развития детей. Направления логопедической работы Основным в содержании логопедических занятий на третьей ступени обучения является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности. В качестве первостепенной задачи выдвигается развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей (параллельно с формированием звукопроизношения и слухо-произносительных дифференцировок), различных синтаксических конструкций. Таким образом, коррекционно - логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, семантического). В процессе работы над активной речью детей большое внимание уделяется переработке накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формированию умений устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями с целью определения их последовательности и ориентировки во времени. Расширение и уточнение понятий и представлений, словаря импрессивной и экспрессивной речи, овладение разнообразными способами словоизменения и словообразования и синтаксическими конструкциями, установление логических связей и последовательности событий является основой для дальнейшего обучения детей составлению связных рассказов. В этот период продолжается и усложняется работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава слова, отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа и формируется способность к осуществлению более сложных его форм с постепенным 9 переводом речевых умений во внутренний план. На логопедических занятиях большое внимание уделяется накоплению и осознанию языковых явлений, формированию языковых обобщений, становлению «чувства языка», что становится базой для формирования метаязыковой деятельности и способствует подготовке детей с ТНР к продуктивному усвоению школьной программы. Обучение грамоте детей с ТНР рассматривается как средство приобретения первоначальных школьных навыков. Одним из важнейших направлений работы по обучению грамоте является изучение детьми звукобуквенного состава слова. Наблюдение над звуковым составом слов, выделение общих и дифференциация сходных явлений, развитие фонематического анализа и синтеза создают основу для формирования у детей четких представлений о звуковом составе слова, способствует закреплению правильного произношения. Дети обучаются грамоте на материале правильно произносимых звуков и слов. Последовательность изучения звуков и букв определяется усвоенностью произношения звуков и возможностями их различения на слух. Наряду с развитием звукового анализа на этой ступени проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слогового). Параллельно с изучением звуков и букв предусматривается знакомство с элементарными правилами грамматики и правописания. Сформированные на логопедических занятиях речевые умения закрепляются другими педагогами и родителями. Педагогические ориентиры: работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций; развивать общую, ручную, артикуляторную моторику; осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей; совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций; совершенствовать навыки связной речи детей; вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов; формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты. Направления коррекционно-логопедической работы Задачи Подготовительный этап Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических форм. Освоение новых объемных и плоскостных форм (ромб, пятиугольник, трапеция, куб, пирамида). Обучение зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию. Совершенствование навыка 10 стереогноза. Обозначение формы геометрических фигур и предметов словом. Закрепление усвоенных величин предметов. Обучение упорядочению групп предметов (до 10) по возрастанию и убыванию величин. Обозначение величины предметов (ее параметров) словом. Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолетовый, серый) и цветовых оттенков (темно-коричневый, светло-коричневый). Обучение различению предметов по цвету и цветовым оттенкам. Обозначение цвета и цветовых оттенков словом. Обучение классификации предметов и их объединению во множество по трем-четырем признакам. Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе. Обучение определению пространственного расположения между предметами. Обозначение пространственного расположения предметов словом. Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенные друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову). Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, семивосьми предметных картинок, геометрических фигур, пяти-семи неречевых 13 звуков и слов). Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур Обучение восприятию, оценке ритмов (до шести ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зрительное восприятие). Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое» и «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов. Обучение детей обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками. Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению образцу и по речевой инструкции /// ///; // ///; /-; -/; //- -; - - //; -/—/ (где / — громкий удар, - - тихий звук); __; … ------------------__ ; . __ (где — длинное звучание, - короткое звучание). Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией). Совершенствование познавания звуков, направленного восприятия звучания речи. Обучение детей умению правильно слушать и слышать речевой материал. Формирование четкого слухового образа звука. Основной этап Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения, и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности. Усвоение значения новых слов на основе углубления знании о предметах и явлениях окружающего мира. Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме единственного и множественного числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных предложных конструкций. Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается»). Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, 11 прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть»). Обучение детей различению предлогов за — перед, за- у, под — из-за, за — из-за, около — перед, из-за — из-под (по словесной инструкции и по картинкам). Обучение детей различению предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу — пошел в лес) с использованием графических схем. Обучение детей пониманию значения менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов: -ник, -ниц-, -инк-,- ин-, -ц-, -иц-, -ец- («Покажи, где чай, где чайник», «Покажи, где сахар, а где сахарница», «Покажи, где бусы, где бусина», «Покажи, виноград, где виноградинка»). Формирование понимания суффиксов со значением «очень большой»: -ищ-, -ин- («Покажи, нос, где носище», «Покажи, где дом, где домина»). Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой» («Покажи где лапка, где лапища»). Совершенствование понимания значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения. Формирование понимания значений приставок с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до- и их различение (Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома», (Покажи где птичка улетает из клетки, а где подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку»). Обучение детей пониманию логико-грамматических конструкций: сравнительных Муха больше слона, слон больше мухи); инверсии (Колю ударил Ваня. Кто драчун?); активных (Ваня нарисовал Петю); пассивных (Петя нарисован Ваней). Совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций). Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи. Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова) Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (сильный — слабый, стоять — бежать, далеко — близко) и сходным (веселый — радостный, прыгать — скакать, грустно — печально) значением.Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина). Обучение детей осмыслению образных выражений в загадках объяснению смысла поговорок. Формирование у детей умения употреблять слова: обозначающие личностные характеристики (честный, честность, скромный, скромность, хитрый, хитрость, ленивый, лень); с эмотивным значением (радостный, равнодушный, горе, ухмыляться); многозначные слова (ножка стула — ножка гриба, ушко ребенка — ушко иголки, песчаная коса — длинная коса у девочки). Совершенствование навыка осознанного употребления слов и словосочетаний в соответствии с контекстом высказывания. Формирование синтаксической структуры предложения. Развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов потому что, когда, так как (Нужно взять зонтик, потому что на улице дождь. Цветы засохнут, если их не поливать. Когда закончится, мы пойдем гулять. Так как Петя заболел, он не пошел в детский сад). Формирование связной речи. Развитие навыков составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам, на темы из 12 личного опыта). Обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. Обучение детей творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоение знаний. Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста. Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онгогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, учитывается локализация поражения, характер нарушения мышечного тонуса). Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа. Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове). Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слов (типа ум). Совершенствование фонематических представлений. Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец); последовательность и количество звуков в словах (мак, дом, суп, каша, лужа, шкаф, кошка и др.) — с учетом поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину). Обучение детей осуществлению фонематического синтеза. Совершенствование фонематических представлений (по картинкам и по представлениям). Знакомство детей с понятиями «слово» и «слог» (как часть слова). Формирование у детей: осознания принципа слоговой строения слова (на материале слов, произношение и написание которых совпадает); умения слышать гласные в слове, называть количество слогов, определять их последовательность; составлять слова из заданных слогов: двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (лиса, Маша), из открытого и закрытого слогов (замок, лужок), трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (малина, канава), односложные слова (сыр, дом). Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры (изолированных и в условиях фонетического контекста) без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков. Обучение правильному воспроизведению звуко-слоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечений согласных звуков (клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка, крыжовник, отвертка), четырехслоговых снов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза, паутина, поросенок, жаворонок, велосипед). Совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи (в различных ситуациях общения, в театрализованных играх). Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений. Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания. Формирование речевого дыхания. 13 Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [X], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласными звуками). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением:места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе. Птицы летят высоко в голубом небе). Совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи (в работе с детьми, страдающими дизартрией, снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче). Закрепление мягкой атаки голоса. Обучение грамоте. Формирование мотивации к школьному обучению. Знакомство с понятием «предложение». Обучение составлению графических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трех-четырех слов без предлога, простое предложение из трех-четырех слов с предлогом). Обучение составлению графических схем слогов, слов. Развитие языкового анализа и синтеза, подготовка к усвоению элементарных правил правописания, раздельное написание слов в предложении, точка (восклицательный, вопросительный знаки) в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале предложения. Знакомство с печатными буквами А, У, М, О, П, Т, К, Э. Н. X, Ы, Ф. Б, Д, Г, В, Л, И, С, 3, Ш, Ж, Щ, Р. Ц, Ч (без употребления алфавитных названий). Обучение графическому начертанию печатных букв. Составление, печатание и чтение: сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ) сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА); односложных слов по типу СГС (КОТ);, двухсложных и трехсложных слов, состоящих из 17 открытых слогов (ПАПА, АЛИСА); двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытого и закрытого слога (ЗАМОК, ПАУК, ПАУЧОК);двухсложных слов со стечением согласных (ШУТКА); трехсложных слов со стечением согласных (КАПУСТА); предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом (Ира мала. У Иры шар. Рита мыла раму. Жора и Рома играли). Обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов. 14 2.2. Содержание логопедической работы с детьми 6 – 7(8) лет с ЗПР Направление I период II период III период работы (сентябрь, октябрь, ноябрь) (декабрь, январь, февраль) (март, апрель, май, июнь) Общие речевые навыки 1. Развитие речевого дыхания. Формирование: правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях, умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, умения произвольно изменять силу голоса. 1. Продолжение работы Совершенствование над дыханием, голосом, : темпом и ритмом речи. 1.Речевого 2. Совершенствовать дыхания; умение произвольно изменять силу, высоту и 2.Навыка звучности, тембр голоса. подвижности 3.Закрепление навыка голоса (быстрое и мягкой голосоподачи и легкое изменение умения говорить в по силе, высоте, спокойном темпе. тембру); 2. Развитие тембровой окраски голоса, умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной деятельности. 4. Работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью речи. 3. Формирование умения говорить в спокойном темпе. 1.Активизация и совершенствование движений речевого аппарата. Подготовка к формированию правильной артикуляции звуков и их постановка у вновь поступивших Звукопроизн детей. ошение 2.Автоматизация правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности. 3.Уточнение артикуляции А,О,У,Э,Ы,И, 3.Навыка голосоведения на мягкой атаке в спокойном темпе; 4. Четкости дикции, интонационной выразительности речи в свободной речевой деятельности. 1. Продолжение работы 1.Завершение по постановке звуков. работы по автоматизации 2.Автоматизация и поставленных дифференциация звуков в игровых поставленных ранее упражнениях и звуков. свободной деятельности. 3.Уточнение артикуляции звуков 2.Уточнение П,Пь,Б,Бь,В, артикуляции звуков Вь,Т,Ть,Д,Дь,С,Сь,З,Зь, Ц, Ч, Щ, Л, Ль, Р, Ш,Ж,Й. Рь. звуков 15 М,Мь,Н,Нь,К,Кь,Г,Гь,Х, Хь. Развитие фонематичес кого анализа, синтеза, представлен ия. Подготовка к обучению грамоте. 1. Закрепление знаний признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук, выделять звук на фоне слова. 2. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов из 3-х звуков (мак). Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов из 4-х звуков (лужа, лист). 3. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных 4. Актуализации знаний о буквах А,О,У,Э,Ы И, М, Н, К,Г,Х. 5. Совершенствование навыка «печатать» буквы и слоги с данными буквами. 1. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук. 2. Закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкостиглухости. 3. Закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов из 4-х звуков (лужа, кран, винт). 4. Актуализация и совершенствование навыков звукового анализа, синтеза и представлений слов со звуками (см.раздел «Звукопроизношение») 5. Актуализация знаний о буквах П, Б, В, Т, Д, С,З, Ш, Ж. 6. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами. 7. Знакомство с буквой Й. 8. Знакомство с правилом написания «ШИ, ЖИ» 1.Совершенствован ие умения дифференциации согласных звуков по твердостимягкости, звонкости-глухости, месту образования. 2.Развитие навыков дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и месту образования. 3.Совершенствован ие навыков звукового анализа, синтеза и представлений (слова из 5-6 звуков: трава, калина…). 4. Знакомство с буквами Ц,Ч,Щ,Л,Р, 6. Знакомство с правилом написания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ. 7. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений, небольших текстов. 8. Закрепление умений: решать кроссворды, ребусы, читать изографы, узнавать буквы из разных шрифтов, различать наложенные и неправильно напечатанные буквы. 16 Работа над слоговой структурой слова Лексика Грамматиче ский строй речи Совершенствование навыка произношения и использования в активной речи 3-сложных слов со стечение согласных и одним-двумя закрытыми слогами (апельсин), 2сложных слов с двумя стечениями согласных 1. Формирование умения произносить 4сложные слова из открытых слогов (снеговики). 2. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза слов из 1, 2, 3 слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов. 1.Формирование умения произносить 4-5сложные слова сложной звукослоговой структуры (погремушка, регулировщик). 2.Совершенствован ие умения слогового анализа и синтеза слов из 1,2,3,4 слогов; подбора слов с заданным количеством слогов. Осень, осенние месяцы, периоды, деревья. Овощи, огород, труд на полях и огородах, заготовки. Фрукты, сад, труд в садах, заготовки. Ягоды, грибы, лес, заготовки. Перелетные и водоплавающие птицы, подготовка птиц к отлету. Дикие животные, детеныши, подготовка к зиме. Домашние животные, детеныши, содержание домашних животных. Одежда, обувь, головные уборы, материалы. Поздняя осень, предзимье, зимующие птицы. Зима, приметы, календарь. Мой дом, квартира, мебель, материалы. Посуда, бытовая техника. «Новогодний праздник», «Животные Севера и жарких стран», «Мир морей и океанов. Аквариумные рыбы», «Транспорт. Профессии на транспорте», «Правила дорожного движения», «Профессии. Инструменты», «Наша Армия. Праздник «23 февраля». Ранняя весна, весенние месяцы. 8марта. Профессии мам. Комнатные растения, размножение, уход за ними. Первоцветы. Неделя детской книги и театра. Поэты и писатели детям. Перелетные птицы. Труд людей весной. Хлеб. Космос. Сезонные виды спорта. Наша Родина-Россия. Столица-Москва День Победы. Наш город. Скоро в школу. Школьные принадлежности. Образование и употребление: 1.существительных ед.и мн.числа в им.п. по лексическим темам; 2.существительных ед. и мн. числа в косвенных падежах в предложных и безпредложных конструкциях; Закрепление совершенствование навыков: 1. образовывать использовать существительные прилагательные уменьшительными увеличительными суффиксами (горища). и Совершенствование умений: образовывать и и использовать существительных с и увеличительными с суффиксами и и суффиксами единичности; прилагательных в 17 3.существ.с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности; 4. возвратных глаголов и глаголов в разных временных формах; Составление простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинкам. Развитие связной речи Развитие неречевых процессов 1.Составление описательных рассказов, загадок-описаний по заданному плану. 2.Пересказ сказок, небольших рассказов по заданному плану. 2.образования прилагательных в сравнительной степени (выше, мягче, длиннее; самый холодный). 3. согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже. 4. Образования глаголов в форме простого и сложного времен (покатаюсь, буду кататься). 5. Составления простых предложений; распространения предложений однородными членами. 1.Совершенствование умения составлять описательные рассказы и рассказы из личного опыта 2. Пересказ рассказов и сказок. 3.Развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию вежливых норм общения. 1. Развитие пальчиковой 1. Развитие пальчиковой моторики. моторики. 2.Совершенствование 2. Совершенствование (формирование) навыков навыков работы с работы с карандашом. карандашом. 3. Усложнение работы над конструктивнымпраксис ом. 4.Совершенствование координации речи с сравнительной степени. 2.Закрепление умений: подбирать однородные определения к существительным; согласования существительных с прилагательными и числительными. 3. Совершенствование умения образовывать глаголы в форме будущего простого и сложного времени. 4.Совершенствован ие навыков составления и анализа простых предложений с однородными членами с предлогами и без 1.Совершенствован ие умения составлять описательные рассказы 2. Совершенств. навыка пересказа небольших рассказов и сказок, умения отвечать и задавать на вопросы по тексту. 1.Развитие пальчиковой моторики. 2. Совершенствование навыков работы с карандашом. 3. Совершенствование зрительного и слухового внимания 18 движениями. 5. Дальнейшее развитие логического мышления, зрительной и слуховой памяти и внимания. Распределение лексических тем в подготовительной направленности для детей с ЗПР - см. Приложение № 5. группе и памяти, логического мышления. 4. Совершенствование координации, подвижности и ловкости в подвижных речевых играх. 5.Совершенств. конструктивного праксиса. компенсирующей 19 3.Организационный раздел рабочей программы 3.1. Условия реализации программы. Для реализации дифференцированного подхода к процессу воспитания и обучения дошкольников с ЗПР каждый этап обучения (в рамках ряда направлений коррекционноразвивающей работы) делится на три периода. Периоды коррекционно-развивающей работы на каждом этапе могут варьироваться от одного до трех и более месяцев. Они определяются для каждого ребенка индивидуально. Таким образом, реализация «Программы» обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствуя его физическому здоровью. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, сниженного темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей. Структура образовательного процесса в подготовительной группе для детей с ЗПР в течение дня состоит из трех блоков: 1.Первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает: совместную деятельность воспитателя с детьми; свободную самостоятельную деятельность детей. 2.Второй блок (продолжительность с 9.00 до 11.00 часов) представляет собой непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития детей, которая организуется в форме игровых занятий учителя-логопеда с детьми (исходя из индивидуально-типологических особенностей детей и задач коррекционно-развивающего обучения), в помещении группы и на участке детского сада 3.Третий блок (продолжительность с 15.30 до 19.00 часов): коррекционная, развивающая деятельность детей со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс; самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем. Образовательная деятельность с детьми по «Программе» рассчитана на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года — с 1 сентября по 30 июня. Пять недель в году (три в начале сентября и две в начале июня) отводятся на диагностику уровня знаний и умений детей по всем разделам программы. Реализация содержания коррекционно- образовательной работы в образовательной области «Речевое развитие» осуществляется логопедом в форме подгрупповых и индивидуальных (коррекционных) занятий: В программе для подготовительной группы выделен следующий раздел подгрупповой логопедической работы: Развитие речевого фонематического восприятия. Данная работа проводится в рамках подгруппового занятия 1 раз в неделю. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ЗПР. Деление на подгруппы осуществляется учителем-логопедом совместно с учителемдефектологом после первичной диагностики детей в начале учебного года. 20 Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются нарушения звукопроизношения.Количество коррекционных занятий для каждого ребенка варьируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, а так же рекомендаций ТПМПК. Коррекционная работа с учетом социально – коммуникативной области развития осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности. В летний период непосредственная образовательная деятельность не рекомендуется. Вместо неё возможно проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие мероприятия, а также увеличивать продолжительность прогулок. В работе с детьми с ЗПР используются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровая, коррекционно-развивающая, проектная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная. Коррекционно-развивающая. Осуществляется коррекционная работа, направленная на предупреждение, компенсацию и коррекцию нарушений в речевом развитии. Игровая. С помощью игровой деятельности формируются практические навыки по применению полученных знаний. Использование игр на занятии способствует достижению предполагаемых результатов освоения программы у детей с тяжелым нарушением речи. Информационно-коммуникативная. Цель – внесение эффекта наглядности в занятии, повышение мотивационной активности, оптимизации взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка, всестороннее развитие ребенка. Применяется на любом этапе совместной организованной деятельности: для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; для сопровождения объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.); как информационно-обучающее пособие; для контроля усвоения материала детьми. Технология сотрудничества. Совместно с детьми вырабатываются и обсуждаются цели, содержание занятия, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Личностно-ориентированная. Направлена на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Здоровьесберегающая. Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, элементы самомассажа, физкультминутки. Проектная деятельность. Усиливает познавательный интерес детей к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: педагог – ребенок, ребенок – родители, педагог – родители. Эта технология достигает различные цели: может являться развлечением, перерастающим в творчество, а также обеспечивает признание важности и необходимости его в коллективе. Результатом работы для детей может быть рисунок, альбом или итоговое мероприятие. В ходе реализации данного вида деятельности у детей развивается активность, ответственность, самостоятельность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. 21 Консультативное сопровождение. Благодаря этой технологии осуществляется постоянное консультативное взаимодействие с воспитателями, работающими в группе компенсирующей направленности и другими специалистами ДОУ. *Требования к организации воспитательно-образовательного процесса – см. Приложение №2 Система непосредственно-образовательной деятельности – см. Приложение № 3 График работы – см. Приложение № 4 3.2. Программно-методическое обеспечение рабочей программы Педагогические технологии, применяемые в коррекционной работе в подготовительной группе для детей с ЗПР № п/п 1 2 Название Автор Развитие звуко-буквенного анализа у Е.В.Колесникова детей 5 – 6 лет. Логопедическая ритмика Г.А.Волкова 3 «Научите меня говорить правильно». О.И.Крупенчук 4 «Учим буквы» (для детей 5 – 6 лет). О.И.Крупенчук 5 «Готовим руку к письму». О.И.Крупенчук 6 «Играем, читаем, пишем». Е.О.Астафьева 7 Преодоление лексико-грамматического З.Е.Агранович недоразвития речи у дошкольников с ОНР. 8 Логопедическая азбука. 9 Преодоление речевых дошкольников. 10 Игры и словами. 11 «Буду Е.В.Новикова нарушений у Л.В.Лопатина Н.В.Серебрякова упражнения со звуками и И. А. Кравченко говорить, читать, писать Г.А.Глинка 22 правильно». 12 Комплект рабочих тетрадей по развитию Н.В.Новоторцева речи на звуки. 13 Развитие познавательной деятельности у С. В. Коноваленко детей от 6 до 9 лет. 14 Логопедия. 550 занимательных И. С. Лопухина упражнений для развития речи. Логопедические домашние задания для Н.Э.Теремкова детей 5 – 7 лет с ОНР (комплект). 15 16 Развиваю мышление и речь Г. А. Глинка 17 Речевые игры с детьми. В. И. Селиверстов 18 Формирование лексико-грамматических Т.А.Ткаченко представлений. 19 20 Дидактический материал по В.В.КоноваленкоС.В.Коноваленко автоматизации звуков у детей. Альбомы для логопедов. Работа логопеда с дошкольником. С. Е. Большакова 21 «Развиваем графические навыки». Л.М.Граб 22 Графические диктанты. В.Т.Голубь 23 Примерный перечень игр и игровых упражнений Раздел Формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительнопространственных предоставлений Общая, ручная и артикуляторная моторика Мыслительные операции Игры и игровые упражнения «Времена года», «Где такие?», «Запомни и найди», «Зверюшки на дорожках», «Ищи и находи», «Какого цвета нет?», «Картина», «Картинка», «Колокол-колокольчик», «Кто внимательный», «Кто где стоит», «Кто за кем пришел», «Лото», «Мастерская форм», «Найди и назови», «Найди клад», «О чем говорит улица?», «Обед для матрешек», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «Положи верно», «Построй ворота», «Прятки с игрушками», «Расставь по местам», «Собери букет», «Спрячь игрушку», «Телефон», «У кого такое?», «Угадайка», «Цвет и форма», «Цветик- семицветик», «Цветные дома», «Чего не стало?», «Что бывает такого цвета?», «Что досталось тебе, дружок?», «Что за чем звучало?», «Что изменилось?», «Что нарисовано?», «Чья это конура?» «Бочонок с водой», «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают», «Домик», «Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок», «Колокол», «Кот», «Кошки-мышки», «Кулак — кольцо», «Курочка — петушок», «Ладони на столе».«Лакомка», «Ловкие пальцы», «Лодочка», «Лошадки», «На одной ножке вдоль дорожки», «Ножницы», «Пальчики здороваются», «Пассажиры в автобусе», «Паук», «По узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Пожарники», «Птичка летит», «Птички», «Пчела», «Пять человечков». «Серсо», «Скакалка», «Солнечные лучи», «Спичечные коробки», «Топ-хлоп» «Флажок», «Часы», «Человечек» и др., а также специальные игр(вые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков). «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают...», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Подбери слова (простые аналогии)», «Последовательные картинки», «Путаница», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Составь фигуру», «Сравни», «Что здесь должно быть нарисовано» и др. «Азбука Морзе». «Дятел», «Композитор», «Музыканты», «Ритмические загадки», «Ритмический диктант», «Ритмическое эхо», «Телеграфист» и др. Слухозрительное и слухомоторное взаимодействие в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур Формирование сенсорно- «Волшебная страна», «Дразнилки», «Не перцептивного уровня «Повтори, как я», «Телефон». «Эхо» и др. восприятия ошибись», 24 Фонетический, лексико- «Волшебник», «Волшебные картинки», «Вопрос — ответ», грамматический строй «Вставь пропущенное слово», «Два медведя», «Доктор Айболит», «Дополни предложение», «Ждем гостей», речи, связная речь «Желание», «Живое — неживое», «Закончи предложение», «Запомни схему», «Исправь ошибку», «Комарик и слон», «Кто больше?», «Кто кого обгонит», «Кто чем защищается», «Кто что может делать», «Ласково — не ласково», «Летает — ползает — прыгает», «Лишнее слово», «Ловкий мяч», «Логопедические кубики», «Любопытная Варвара», «Мастера-умельцы», «Назови лишнее слово», «Назови лишний предмет», «Назови нужное слово», «Назови по порядку», «Назови похожие слова», «Назови, сколько?», «Найди картинку», «Найди начатое слово», «Найди пару», «Найди слова-неприятели», «Найди хозяина», «Один — много», «Опиши предмет», «Отгадайка», «Подбери слова», «Подскажи словечко», «Полезные животные», «Помоги Незнайке», «Посчитай», «Потерянное слово», «Похожие слова», «Продолжи словесный ряд», «Прятки», «Рассеянный ученик», «Рыболов», «С чем корзинка?», «Скажи наоборот», «Скажи одним предложением», «Слова-близнецы», «Словародственники», «Сложные слова», «Соедини слова», «Создай новое слово»,«Солнечный зайчик», «У кого какая шуба», «Угадай по листику дерево». «Угадай профессию», «Узнай, о чем я говорю», «Цирк», «Что нужно?», «Что общего?», «Чудесный мешочек», «Чудо-дерево», «Экскурсия», «Я, мы, он, она — вместе дружная страна» и др. «Аня поет», «Бабочка летит», «Больной пальчик», «В несу», «Вода кипит», «Вопрос — ответ», «Воробышки», «Ворона», Коррекция нарушений «Высоко —низко», «Горячий чай», «Гром», «Дровосек», «Забей мяч в ворота»,«Задуй свечу», «Зоопарк», «Игра на движения пианино», «Корова».«Немое кино, «Потянем резиночки», артикуляторного аппарата, дыхательной и «Снежинки», «Сова», «Ступеньки»,«Тихо — громко», «Три медведя» «Трубач», «Укладываем куклу спать», «Часы», голосовой функции «Эхо» и др. «В гостях у бабушки Азбуки», «Добавишь букву, изменишь слово», «Кто больше составит слов9», «Куда Подготовка к обучению спешат звери», «Наборщики», «Не знаешь — научим, не умеешь — покажем», «Новоселы», «Отгадай слово», грамоте «Прошлогодний снег», «Слово рассыпалось», «Слоговой аукцион», «Угадайка», «Умные клеточки-2», «Умные клеточки-3»,«Учитель — ученик», «Чей улов больше?», «Шифровальщики»,«Школа» и др. 25