Подписано цифровой Богданова Анна Богданова Анна подписью: Борисовна Борисовна Дата: 2022.10.03 13:05:10 +03'00' Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета ОУ протокол № 1 от 31.08.2022 г. УТВЕРЖДЕНА Заведующий ГБДОУ № 47 Богданова А.Б.__________ приказ №226 от 31.08.2022 г. . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ для детей с ЗПР «ЯБЛОНЬКА» на 2022 – 2023 учебный год Учитель-логопед: Чубарук О.В. Санкт-Петербург 2022 г. Паспорт программы. Название программы Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Яблонька» Сроки реализации 2022 – 2023 учебный год Наименование учреждения ГБДОУ детский сад № 47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Автор программы Чубарук Ольга Валерьевна Должность Учитель – логопед Образование Высшее Категория Высшая 2 Оглавление 1. Целевой раздел.4 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………4 1.2. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей…………………………………………... 5 1.3. Целевые ориентиры…………………………………………………………………………. 7 2. Содержательный раздел………………………………………………………………………………. 8 2. 1. Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи………………………. 8 2.2. Содержание логопедической работы с детьми с ЗПР 5-6 лет…………………………. 10 3. Организационный раздел……………………………………………………………………………. 14 3.1.Условия реализации программы……………………………………………………………14 3.2. Программно – методическое обеспечение рабочей программы…………………………16 Приложения: 1. Список детей группы с речевыми диагнозами. 2. Требования к организации воспитательного – образовательного процесса 3.Система непосредственно – образовательной деятельности. 4. График работы. 5. Распределение лексических тем в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. 3 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа разрабатывалась и утверждалась Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), на основе Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Данная рабочая программа составлена на основании: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО); Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.14 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Нормативные документы регионального и муниципального уровней. Цель программы: создание единого коррекционно – образовательного процесса в старшей логопедической группе, способствующего преодолению речевых нарушений у дошкольников с ЗПР. Задачи программы: Провести логопедическое обследование детей в группе. Осуществить реализацию коррекционно – развивающего процесса в группе. Способствовать общему развитию дошкольников с ЗПР, коррекции их психофизического развития, формированию предпосылок к учебной деятельности. Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, и склонностями. Способствовать развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром. Способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. Анализировать результативность логопедической работы на каждом этапе. Проводить профилактическую работу и пропаганду логопедических знаний. При разработке программы учитывался контингент детей старшей группы, выявленный в ходе диагностики речевого развития (см. Приложение №1). Рабочая программа составлена для образования детей с общим недоразвитием речи (1, 2, 3, уровня речевого развития). 4 1.2 Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей. Нарушения речи у детей с ЗПР различного генеза имеют системный характер и распространяются на все функции речи: коммуникативную, познавательную, регулирующую. На первый план в структуре общего речевого недоразвития детей с ЗПР выступает несформированность коммуникативной функции речи. До конца дошкольного возраста у детей, прежде всего с ЗПР церебрально-органического генеза, по ряду параметров остается несформированной регулирующая функция речи, что приводит к трудностям при удержании первоначального замысла, к его частичному изменению, проигрыванию стереотипных игровых сюжетов и т. д. Общая характеристика детей с учётом речевых уровней (по Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой) На первом уровне развития речи полностью отсутствуют вербальные средства общения, хотя мимико-жестикуляторная речь относительно сохранна. У детей данной группы звукоподражания и звуковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут номинативное и предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многозначными. Дифференцированное обозначение предметов и действий заменяется названием предметов и наоборот. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений, речь становится понятной лишь в конкретной ситуации и не может служить средством полноценного общения. Характерной чертой первого уровня речевого развтия является отсутствие грамматических связей слов между собой и морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Пассивный словарь детей шире активного, но понимание речи остается ограниченным. Особые трудности вызывает понимание значений грамматических изменений слова: дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, глаголов прошедшего времени, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов. Звукопроизношение: фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи. Второй уровень речевого развития указывает на возросшую речевую активность детей. Словарь становится более разнообразным, однако остается ограниченным качественно и количественно. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Спонтанная речь детей характеризуется наличием разноплановых средств общения, включающих в себя следующие лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерные для этого уровня резко выраженные аграмматизмы затрудняют понимание речи. Оно остается неполным, т.к. многие грамматические формы недостаточно различаются детьми. На этом уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко. Звукопроизношение остается несформированным. Наиболее характерны в этот период замены одних звуков другими, смешение звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, аффрикат. Одним из распространенных и специфических дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов. Для детей характерно нарушение слуховой дифференциации звуков как внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом. У детей с третьим уровнем речевого развития номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют нужное 5 слово другим, сходным по значению. Детям с этим уровнем речевого развития характерно нарушение слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова. Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы). Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения. 6 1.3 Целевые ориентиры Ребенок: Усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; Правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели; Умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов; Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания; Умеет составлять творческие рассказы; Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; Владеет простыми формами фонематического анализа; Владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»; Осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двусложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами односложных); Знает печатные буквы А,О,У,И,Э,Ы,П,Т,К,М,Д (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить; Формируется мотивация к правильному произношению звуков. Воспроизводит слова с различной звуко-слоговой структурой (изолированно и в условиях контекста) Планируемые результаты освоения программы Задачей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР при ЗПР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. 7 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников ЗПР На втором этапе работы акцент делается на освоении детьми средств речевого общения для удовлетворения их коммуникативных потребностей. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача этого этапа, а коммуникативный принцип построения педагогических ситуаций, совместных игр с детьми и взрослыми, а также самостоятельных игр детей, их взаимодействия друг с другом становится ведущим. В процессе всей жизнедеятельности детей с ЗПР поддерживается и поощряется их речевая активность. При этом продолжает осуществляться работа по развитию восприятия ими выразительных движений, естественных жестов, мимики, эмоциональных состояний человека. Учитель-логопед на своих занятиях формирует у детей первичные навыки осознанного анализа речи и языковых единиц, развивает умения правильно произносить звуки речи и воспроизводить звукослоговую структуру слов. Логопедическая работа с детьми в этот период предусматривает совершенствование навыка владения детьми диалогической речью, формирование первичных навыков самостоятельного развернутого высказывания на основе рассказа-описания, пересказа. В ходе коррекционно-развивающей работы развиваются планирующая и обобщающая функции речи путем стимулирования детей к вербальному программированию предстоящих действий, речевому сопровождению этапов деятельности и речевой оценке ее результатов. Особое внимание на третьем этапе обращается на развитие планирующей и обобщающей функций речи путем стимуляции детей к вербальному программированию предстоящих действий и оценке ее результатов. В поле внимания взрослых остается усиление организующей роли речи в поведении детей и расширение поведенческого репертуара с помощью обучения рассказыванию о новых знаниях и новом опыте, о результатах поступков и действий. В играх и игровых упражнениях развиваются навыки произвольного поведения детей, подчинения правилам и следования инструкции и образцу. При планировании и организации логопедической работы предусматриваются занятия, направленные на развитие общих речевых навыков, в том числе автоматизацию в речи правильного произношения звуков, развитие способности правильного воспроизведения звукослоговой структуры слов. На этом этапе у детей с ЗПР формируется и развивается символическая и аналитико-синтетическая деятельность с языковыми единицами, они обучаются основам грамоты в рамках профилактики затруднений в овладении письменной речью. При этом обращается внимание на совершенствование речемыслительной деятельности детей. Оно осуществляется путем развития способностей обобщать, сравнивать предметы и явления, выделять различные и сходные признаки, определять понятия на основе предметно-содержательных изображений, выделять существенные признаки различных понятий, устанавливать временные последовательности, словесно выражать причинно-следственные зависимости, осознанно анализировать речь и языковые единицы, произвольно оперировать ими. Коррекционная работа по развитию речи на третьем этапе осуществляется: в повседневной жизни, в «живом» общении с ребенком на разные темы из сферы его бытовых, игровых и познавательных интересов (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний); в индивидуальной коррекционной работе (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха и дикции в соответствии с индивидуальной программой логопедической работы). Сформированные на логопедических занятиях речевые умения закрепляются другими педагогами и родителями. 8 Педагогические ориентиры: работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций; развивать общую, ручную, артикуляторную моторику; осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей; развивать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций; совершенствовать навыки связной речи детей; вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов; формировать мотивацию детей к обучению. 9 2.2. Содержание логопедической работы с детьми с ЗПР 5-6 лет Направл ения работы Общие речевые навыки Звукопро изношени е 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) 1.Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. 2.Формирование мягкой атаки голоса, плавности речи. 3.Формирование умения изменять силу голоса. 4.Формирование правильного темпа речи. 5. Воспитание четкости дикции, интонационной выразительности. 1.Уточнение произношения гласных звуков, согласных /б,п,м,н,д,т,г,к,х,ф,в/ и их мягких вариантов 2.Активизация и совершенствование движений речевого аппарата. 3.Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков Фонемати ческий анализ и синтез Подготов ка к обучению грамоте Слоговая структура слова 1.Формирование умения выделять из ряда звуков гласные А, У. 2.Формирование умений выделять начальные ударные А, У из слов. 3.Формирование умения составления букв из палочек, «рисовании» в воздухе и по крупе. Лексика Расширение и уточнение словаря по темам: «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы и ягоды», «Перелетные птицы», «Одежда. Головные уборы», «Обувь», «Зима», «Продукты питания. Посуда», «Мой дом. Мебель. Части мебели». 1.Обучение умению различать, употреблять существительные разного рода в ед.ч. и мн.ч. в им. падеже. 2. Обучение словообразованию существительных с суффиксами -ик,-чик, -ечк, 3. Обучение употреблению существительных в р.п. мн.ч. 4.Формирование навыка согласования слов в роде, числе, падеже/сущ.+прил. 5. Закрепление понимания употребления в речи простых предлогов (в, на, у, с, в, из). 6.Формирование умений образовывать употреблять глаголы повелительного наклонения 1 Обучение детей составлению простых распространенных предложений; 2 Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением; 3 Обучение составлению описательных рассказов по темам I периода; 4 Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений); 5 Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок с использованием фланелеграфа, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ) Граммати ческий строй речи Связная 1 речь 2 3 4 5 1.Формирование умения различать длинные и короткие слова. 2.Формирование умения воспроизводить цепочку интонированных слогов типа СГ, с одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных. 3.Формирование умения воспроизводить ритмич. рисунок 1,2 и 3х сл. слов из открытых слогов со зрительной опорой. 4.Формирование понятия слог. 10 Мелкая моторика МВП Направл ения работы Общие1 речевые 2 навыки 3 6.Совершенствование умения «оречевлять» игровую ситуацию 1.Развитие пальчиковой моторики. 2. Формирование навыка работы с карандашом 2 период (декабрь, январь, февраль) 1 Развитие речевого и нижнедиафрагмального дыхания; 2 Развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; 3 Развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо; 4 Совершенствование четкости дикции. Звуко 4 1 Развитие четких координированных движений артикуляционного аппарата, произно развитие ощущений от движений органов артикуляции, выработка умения шение анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков; 2 Работа по постановке звуков. 3.Автоматизация и дифференциация поставленных ранее звуков. Фонемати 1 1 Развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых ческий звуков; анализ2 и 2 Знакомство со звуками и буквами И,О,П, М, Н, Х, К, Т, В синтез 3 Формирование представления о различии звуков и букв. представл 3 4 Упражнение в составлении и чтении слияний знакомых букв. ения 4 5 Упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале и конце слов; Подготов определение местоположения звука в словах; ка к 7 Упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки обучению грамоте Слоговая 1. Закрепление понятия слог и умения оперировать им. структура 2.Совершенствование навыков передачи ритмического рисунка 1,2, 3-х сложных слов слова из открытых слогов со зрительной опорой и без неё. 3.Обучение воспроизведению односложных слов со стечением согласных, двухсложных со стечением в начале слова. Лексика Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима. Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Новый год. Игрушки», «Зимние забавы. Зимние виды спорта», «Детский сад. Профессии. Труд, действия», «Стройка. Профессии. Труд, действия», «Почта», «ПДД. Транспорт. Профессии на транспорте», «Защитники отечества» Граммати 1 1 Закрепление навыков употребления падежных окончаний имен ческий существительных единственного числа; строй 2 2 Закрепление навыков использования в речи существительных в речи именительном и родительном падежах множественного числа; 3 3 Обучение согласованию глаголов с существительными единственного и множественного числа; 4 4 Развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; 5 5 Обучение образованию притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные»; 11 6 7 8 9 10 11 Связная 12 речь 13 14 15 Мелкая моторика МВП Направ ления работы Общие речевые навыки 6 Обучение образованию приставочных глаголов движения; 7 Обучение образованию прилагательных от существительных; 8 Закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными; 9 Закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за; 10 Формирование умения употреблять предлоги движения: в, из, от, по, к; закрепление умения подбирать сходные и противоположные по значению слова 11 Закрепление умения образовывать форму мн. числа от существительных в им. падеже ед. числа; 12 Обучение подбору родственных слов. 1 Упражнение в составлении простых распространенных предложений; 2 Обучение составлению описательных рассказов по темам II периода; 3 Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений); 4 Закрепление умения пересказывать небольшие рассказы и сказки с использованием фланелеграфа, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ); 5 Обучение составлению рассказа по картине и серии картин. 1.Развитие пальчиковой моторики 2.Усложнение работы с карандашом (обводка по контуру, по клеткам в тетради) 3.Усложнение работы над конструктивным праксисом. 4. Совершенствование координации речи с движением. 5.Развитие логического мышления, зрительной и слуховой памяти и внимания. 3 период (март, апрель, май) Совершенствование: 1. Речевого и физиологического дыхания. 2.Четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками. Звукопр 1.Совершенствование работы артикуляторного аппарата оизноше 2.Закрепление правильного произношения свистящих звуков в речи у всех детей ние 3.Начальное формирование правильной артикуляции шипящих звуков и соноров. 4.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в игровых упражнениях и свободной деятельности Фонемат 1.Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им. ический 2.Формирование умения выделять согласные Т,П,Н,М,К,Х,В из ряда звуков, слогов, анализ и слов из конца и начала слов. синтез 3.Формирование навыка слияния обратных и прямых слогов с пройденными звуками. представ 4 Совершенствование умений определять место звука в слове (начало, середина, ления конец) Подгото 5. Совершенствование умений подбирать слова на заданный звук, вка к обуче нию 12 грамоте Слогова я структур а слова Лексика 1.Закрепление слоговой структуры трехсложных слов со стечением (сосулька, кактус) 2.Закрепление умений выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из 1ого, 2х, 3х слогов Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна. Мамин день. Профессии мам», «Первоцветы», «Комнатные растения», «Животные и птицы весной», «Сельскохозяйственные работы весной», «Откуда хлеб пришел», «День Победы. Наш город», «Насекомые», «Лето. Полевые цветы» Грамма 1 1 Отработка падежных окончаний имен существительных тически единственного и множественного числа; й строй 2 2 Закрепление умения образовывать существительные в форме множественного речи числа от существительных в форме единственного числа именительного падежа; 3 3 Закрепление умения использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе и образовывать приставочные глаголы; 4 4 Упражнение в согласовании существительных с прилагательными и местоимениями в роде, числе, падеже; 5 5 Обучение образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных; 6 6 Закрепление умения подбирать синонимы, антонимы и родственные слова; 7 7 Закрепление умения согласовывать числительные с существительными; 8 8 Упражнение в употреблении различных форм имени существительного; 9 9 Закрепление навыков использования в речи простых и сложных предлогов. Связная 1 Обучение составлению простых распространенных предложений; речь 2 Закрепление умения задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением; 3 Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 1 4 Закрепление умения составлять описательные рассказы по темам III периода; 2 5 Развитие навыков диалогической и монологической речи; 3 6 Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). Мелкая моторик а МВП 1. Развитие пальчиковой моторики. 2. Совершенствование навыков работы с карандашом. 3. Совершенствование зрительного и слухового внимания и памяти, логического мышления. 4. Совершенствование координации, подвижности и ловкости в подвижных речевых играх. 5. Совершенствование конструктивного праксиса. Список лексических тем см. Приложение № 5 13 3. Организационный раздел 3.1. Условия реализации программы. Структура образовательного процесса в старшей группе для детей с ЗПР в течение дня состоит из трех блоков: 1.Первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает: совместную деятельность воспитателя с детьми; свободную самостоятельную деятельность детей. 2.Второй блок (продолжительность с 9.00 до 11.00 часов) представляет собой непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития детей, которая организуется в форме игровых занятий учителя-логопеда с детьми (исходя из индивидуально-типологических особенностей детей и задач коррекционно-развивающего обучения), в помещении группы и на участке детского сада 3.Третий блок (продолжительность с 15.30 до 19.00 часов): коррекционная, развивающая деятельность детей со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс; самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем. Образовательная деятельность с детьми по Программе рассчитана на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года — с 1 сентября по 30 мая. Пять недель в году (три в начале сентября и две в начале мая) отводятся на диагностику уровня знаний и умений детей по всем разделам программы. Реализация содержания коррекционно- образовательной работы в образовательной области «Речевое развитие» осуществляется логопедом в форме подгрупповых и индивидуальных (коррекционных) занятий: В программе для старшей группы выделен следующий раздел подгрупповой логопедической работы: Развитие речевого фонематического восприятия. Данная работа проводится в рамках подгруппового занятия 1 раз в неделю. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ЗПР. Деление на подгруппы осуществляется учителем-логопедом совместно с учителем-дефектологом после первичной диагностики детей в начале учебного года. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются нарушения звукопроизношения. Количество коррекционных занятий для каждого ребенка варьируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, а так же рекомендаций ТПМПК. Коррекционная работа с учетом социально – коммуникативной области развития осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной деятельности. В летний период непосредственная образовательная деятельность не рекомендуется. Вместо нее возможно проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие мероприятия, а также увеличивать продолжительность прогулок. В работе с детьми с ЗПР используются следующие педагогические технологии: личностноориентированная, игровая, коррекционно-развивающая, проектная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная. 14 Коррекционно-развивающая. Осуществляется коррекционная работа, предупреждение, компенсацию и коррекцию нарушений в речевом развитии. направленная на Игровая. С помощью игровой деятельности формируются практические навыки по применению полученных знаний. Использование игр на занятии способствует достижению предполагаемых результатов освоения программы у детей с тяжелым нарушением речи. Информационно-коммуникативная. Цель – внесение эффекта наглядности в занятии, повышение мотивационной активности, оптимизации взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка, всестороннее развитие ребенка. Применяется на любом этапе совместной организованной деятельности: для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; для сопровождения объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.); как информационно-обучающее пособие; для контроля усвоения материала детьми. Технология сотрудничества. Совместно с детьми вырабатываются и обсуждаются цели, содержание занятия, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Личностно-ориентированная. Направлена на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. Здоровьесберегающая. Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, элементы самомассажа, физкультминутки. Проектная деятельность. Усиливает познавательный интерес детей к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: педагог – ребенок, ребенок – родители, педагог – родители. Эта технология достигает различные цели: может являться развлечением, перерастающим в творчество, а также обеспечивает признание важности и необходимости его в коллективе. Результатом работы для детей может быть рисунок, альбом или итоговое мероприятие. В ходе реализации данного вида деятельности у детей развивается активность, ответственность, самостоятельность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Консультативное сопровождение. Благодаря этой технологии осуществляется постоянное консультативное взаимодействие с воспитателями, работающими в группе компенсирующей направленности и другими специалистами ДОУ. *Требования к организации воспитательно-образовательного процесса – см. Приложение № 2 Система непосредственно-образовательной деятельности – см. Приложение № 3 График работы – см. Приложение № 4 15 3.2. Программно – методическое обеспечение рабочей программы. Педагогические технологии, применяемые в коррекционной работе в старшей группе для детей с ЗПР № п/п 1 2 Название Автор Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5 – 6 Е.В.Колесникова лет. Логопедическая ритмика Г.А.Волкова 3 «Научите меня говорить правильно». О.И. Крупенчук 4 «Учим буквы» (для детей 5 – 6 лет). О.И. Крупенчук 5 «Готовим руку к письму». О.И. Крупенчук 6 «Играем, читаем, пишем». Е.О.Астафьева 7 Преодоление лексико-грамматического З.Е. Агранович недоразвития речи у дошкольников с ОНР. 8 Логопедическая азбука. Е.В.Новикова 9 Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Л.В.Лопатина Н.В.Серебрякова 10 «Буду говорить, читать, писать правильно». Г.А.Глинка 11 Комплект рабочих тетрадей по развитию речи на Н.В. Новоторцева звуки. 12 Развитие познавательной деятельности у детей от 6 С. В. Коноваленко до 9 лет. 13 Логопедия. 550 занимательных упражнений для И. С. Лопухина развития речи. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 Н.Э. Теремкова лет с ОНР (комплект). 14 15 Развиваю мышление и речь Г. А. Глинка 16 16 Формирование представлений. лексико-грамматических Т.А.Ткаченко 17 «Развиваем графические навыки». Л.М.Граб 18 Графические диктанты. В.Т.Голубь Примерный перечень игр и игровых упражнений Подготовительный этап Игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных предоставлений: «Времена года», «Где такие?», «Запомни и найди», «Зверюшки на дорожках», «Ищи и находи», «Какого цвета нет?», «Картина», «Картинка», «Колокол-колокольчик», «Кто внимательный», «Кто где стоит», «Кто за кем пришел», «Лото», «Мастерская форм», «Найди и назови», «Найди клад», «О чем говорит улица?», «Обед для матрешек», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «Положи верно», «Построй ворота», «Прятки с игрушками», «Расставь по местам», «Собери букет», «Спрячь игрушку», «Телефон», «У кого такое?», «Угадай-ка», «Цвет и форма», «Цветик-семицветик», «Цветные дома», «Чего не стало?», «Что бывает такого цвета?», «Что досталось тебе, дружок?», «Что за чем звучало?», «Что изменилось?», «Что нарисовано?», «Чья это конура?» и др. Игры и игровые упражнения на формирование общей, ручной и артикуляторной моторики: «Бочонок с водой», «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают», «Домик», «Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок», «Колокол», «Кот», «Кошки-мышки», «Кулак — кольцо», «Курочка — петушок», «Ладони на столе».«Лакомка», «Ловкие пальцы», «Лодочка», «Лошадки», «На одной ножке вдоль дорожки», «Ножницы», «Пальчики здороваются», «Пассажиры в автобусе», «Паук», «По узенькой дорожке», «Подбросьпоймай», «Пожарники», «Птичка летит», «Птички», «Пчела», «Пять человечков». «Серсо», «Скакалка», «Солнечные лучи», «Спичечные коробки», «Топ-хлоп» «Флажок», «Часы», «Человечек» и др., а также специальные игр( вые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков). Игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций: Заборчик», «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают...», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Подбери слова (простые аналогии)», «Последовательные картинки», «Путаница», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Составь фигуру», «Сравни», «Что здесь должно быть нарисовано» и др. Игры и игровые упражнения на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур: «Азбука Морзе». «Дятел», «Композитор», «Музыканты», «Ритмические загадки», «Ритмический диктант», «Ритмическое эхо», «Телеграфист» и др. Игры и игровые упражнения на формирование сенсорно - перцептивного уровня восприятия: «Волшебная страна», «Дразнилки», «Не ошибись», «Повтори, как я», «Телефон». «Эхо» и др. 17 Основной этап Игры и игровые упражнения для коррекции фонетического, лексико-грамматического строя речи, развития связного высказывания: «Волшебник», «Волшебные картинки», «Вопрос — ответ», «Вставь пропущенное слово», «Два медведя», «Доктор Айболит», «Дополни предложение», «Ждем гостей», «Желание», «Живое — неживое», «Закончи предложение», «Запомни схему», «Исправь ошибку», «Комарик и слон», «Кто больше?», «Кто кого обгонит», «Кто чем защищается», «Кто что может делать», «Ласково — не ласково», «Летает — ползает — прыгает», «Лишнее слово», «Ловкий мяч», «Логопедические кубики», «Любопытная Варвара», «Мастера-умельцы», «Назови лишнее слово», «Назови лишний предмет», «Назови нужное слово», «Назови по порядку», «Назови похожие слова», «Назови, сколько?», «Найди картинку», «Найди начатое слово», «Найди пару», «Найди слова-неприятели», «Найди хозяина», «Один — много», «Опиши предмет», «Отгадайка», «Подбери слова», «Подскажи словечко», «Полезные животные», «Помоги Незнайке», «Посчитай», «Потерянное слово», «Похожие слова», «Продолжи словесный ряд», «Прятки», «Рассеянный ученик», «Рыболов», «С чем корзинка?», «Скажи наоборот», «Скажи одним предложением», «Словаблизнецы», «Слова-родственники», «Сложные слова», «Соедини слова», «Создай новое слово», «Солнечный зайчик», «У кого какая шуба», «Угадай по листику дерево». «Угадай профессию», «Узнай, о чем я говорю», «Цирк», «Что нужно?», «Что общего?», «Чудесный мешочек», «Чудодерево», «Экскурсия», «Я, мы, он, она — вместе дружная страна» и др. Игры и игровые упражнения для коррекции нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций: «Аня поет», «Бабочка летит», «Больной пальчик», «В несу», «Вода кипит», «Вопрос — ответ», «Воробышки», «Ворона», «Высоко — низко», «Горячий чай», «Гром», «Дровосек», «Забей мяч в ворота», «Задуй свечу», «Зоопарк», «Игра на пианино», «Корова». «Немое кино, «Потянем резиночки», «Снежинки», «Сова», «Ступеньки», «Тихо — громко», «Три медведя» «Трубач», «Укладываем куклу спать», «Часы», «Эхо» и др. Игры и игровые упражнения для обучения грамоте: «В гостях у бабушки Азбуки», «Добавишь букву, изменишь слово», «Кто больше составит слов9», «Куда спешат звери», «Наборщики», «Не знаешь — научим, не умеешь — покажем», «Новоселы», «Отгадай слово», «Прошлогодний снег», «Слово рассыпалось», «Слоговой аукцион», «Угадайка», «Умные клеточки-2», «Умные клеточки3», «Учитель — ученик», «Чей улов больше?», «Шифровальщики», «Школа» и др. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Игра: Сюжетно-ролевые игры «Семья»: «Большая уборка дома», «Выходной день в семье», «Папа, мама и дети на выставке в художественном салоне», «Поездка семьи на дачу», «Семья отправляется на корабле в путешествие», «Семья посещает дельфинарий», «Семья посещает магазин и игровой центр» и др «Транспортные средства»: «Поездка на поезде: путешествие из Петербурга в Москву», «Путешествие по рекам и каналам на прогулочном катере», «Регулировщик и транспортные средства городе», «Скорая помощь на дежурстве», «Строительство новые станции метро и ее открытие», «Экскурсионный автобус» и д «Магазин»: «В цветочном салоне», «На продуктовом рынке «Покупаем костюмы и маски к новогоднему празднику», «Рабочий день продавцов и кассиров в супермаркете», «Спортивный магазин», «Центр моды», «Центр продажи игрушек и школьных принадлежностей» и др. 18 «Парикмахерская»: «Салон красоты», «Салон модных причесок», «Прически к празднику» и др. «Будь здоров!»- «В аптеке», «В процедурном кабинете», «Вызов врача на дом», «Вызов скорой помощи», «Медицинская лаборатория», «На медицинском осмотре у врачей: ЛОР, окулист, невропатолог», «На приеме у врача в поликлинике», «Осмотр врача и посещение спортивного зала», «Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке», «Скорая помощь увозит больного в больницу» и др. «Школа»: «В магазин за школьными принадлежностями», «В школьной библиотеке», «Кукольный театр в гостях у школьников», «На уроке физкультуры», «На школьной спортивной площадке», «Обед в школьной столовой», «Урок — перемена», «Урок веселого счета», «Школьники на автобусной экскурсии по городу» и др. «Почта»: «Пишем и отправляем письма с пожеланиями Деду Морозу в Великий Устюг», «Покупаем и отправляем поздравительную открытку другу», «Почтовый вагон» и др. «Азбука дорожного движения» (сюжетно-дидактическая игра): «Азбука дорожной безопасности», «Движение на нерегулируемом перекрестке», «Моя улица», «Помощники на улице», «Улица полна неожиданностей» и др. «Азбука пожарной безопасности»: «Вызов пожарных», «Магазин пожарного оборудования», «Пожарная команда выезжает на пожар», «Пожарные спасают пострадавших на пожаре», «Пожарные тушат пожар» и др. Космос»: «Космодром и космические станции», «На межпланетном корабле», «Путешествие на Луну», «Путешествие на Марс» «Строим космический корабль и отправляемся в космос», «Центр подготовки космонавтов» и др. «Строители и инженеры»: «Автозавод», «Конструкторское бюро», «Строительство нового дома» и др. «Театр»: «В музыкальной студии», «Драматический театр», «На концерте юмористов», «Театр моды» и др. «Мы творим»: «В школе искусств», «Мастерская дизайнеров», «Открытие художественного салона», «Подготовка телевизионных передач в телецентре» и цр. Театрализованные игры Игры и упражнения на развитие воображаемых движений (пантомимы и игрыпантомимы):«Альпинисты поднимаются в горы», «Ветер, ветер», «Космические гости», «Куклы», «Падающие листья», «Пламя», «Под дождиком», «Путешественники идут по пустыне», «Разные ветры», «Солнечные зайчики», «Солнце в разные времена года», «Солнце и луна», «Человек ориентируется по солнцу, по звездам» и др. Игры и упражнения на формирование представлений об эмоциях: «Дождик», «Имя шепчут волны», «Мусорное ведро», «Мы клоуны», «Мы художники», «Пальцы и ладонь», «Паровозик», «Пройди с скрытыми глазами», «Салют», «Солнышко и туча», «Ходят в море корабли», «Чье имя?», «Я грущу и улыбаюсь» и др. Представления о мире людей и рукотворных материалах Настольно-печатные и словесные игры: «Автотранспорт» (конструктор), «Азбука пешехода», «Алиса в стране чудес», «Ассоциация» (лото), «Библия для малышей», «Буквы-цифры», 19 «Волшебник», «Волшебные картинки», «Волшебные узоры», «Вопрос — ответ», «Вселенная знаний», «Вставь пропущенное слово», «Дополни предложение», «Загадай загадку, покажи отгадку» «Исправь ошибку», «Ласково — не ласково», «Лишнее слово», «Ло-гопедическое лото», «Назови лишний предмет», «Назови лишнее слово», «Назови нужное слово», Назови одним словом», «Назови по порядку», «Назови правильно», «Найди по описанию», «Найди различия», «Наши чувства и эмоции», «Наша столица (пазлы)», «Отгадайка», пазлы: «Буратино», «Белоснежка», «ВМУ», «Емеля», «Король Лев», «Малыш и Карлсон», «Сказки» и др., «Разгадай загадку, покажи отгадку», разрезные сюжетные картинки (десять- двадцать частей), «Расположи правильно», «Русские узоры», «Соседи по планете», «Стране эмоций» (игры из ковролина), «Строители», «Угадай профессию», «Узнай, о чем я говорю», «Угадай по описанию», «Цивилизация "викинги"», «Что кому», «Экскурсия», «Это я. это я, это все мои друзья», различные лото на темы «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Технические приборы» и т. п. Театрализованные игры: «Айболит», «Два жадных медвежонка «Живая шляпа», «Маша и медведь», «Неосторожный ежик», «Петушок и бобовое зернышко», «Путаница», «Три медведя», «Три поросенка», «Утренние лучи» и др. Игры-пантомимы, этюды: «Космические гости» 'Д «Куклы», «Мы художники», «Пламя», «Разное настроение», «Я грущу и улыбаюсь» и др. Сюжетно - дидактические игры: «Автозавод», «В магазине игрушек и школьных принадлежностей», «В супермаркете», «В школьной библиотеке», «В центре подготовки космонавтов», «День города», «На стройке», «Папа, мама и дети на выставке в художественном салоне», «Парад», «Поездка на поезде: Путешествие из Петербурга в Москву», «Путешествие по рекам и каналам на прогулочном катере», «Семья посещает магазин и игровой центр», «Строительство новой станции метро и ее открытие», «Строим космический корабль и отправляемся в космос», «Театр современной моды», «Театр старинной моды», «Экскурсия по городу на автобусе» и др. Образовательная область «Речевое развитие» Игры и игровые упражнения для коррекции фонетического, лексико-грамматического строя речи, развития связного высказывания; «Волшебник», «Волшебные картинки», «Вопрос — ответ», «Вставь пропущенное слово», «Два медведя», «Доктор Айболит», «Дополни предложение», «Ждем гостей», «Желание», «Живое — неживое», «Закончи предложение», «Запомни схему», «Исправь ошибку». «Комарик и слон», «Кто больше9», «Кто кого обгонит?», «Кто чем защищается», «Кто что может делать», «Ласково — не ласково», «Летает — ползает — прыгает», «Лишнее слово», «Ловкий мяч», «Логопедические кубики», «Любопытная Варвара», «Мастера-умельцы», «Назови лишнее слово» «Назови лишний предмет», «Назови нужное слово», «Назови по порядку», «Назови похожие слова», «Найди картинку», «Найди начатое слово», «Найди пару», «Найди слова-неприятели», «Найди хозяина», «Один — много», «Опиши предмет», «Отгадайка», «Подбери слова», «Подскажи словечко», «Полезные животные», «Помоги Незнайке», «Посчитай», «Потерянное слово», «Похожие слова», «Продолжи словесный ряд», «Прятки», «Рассеянный ученик», «Рыболов», «Скажи наоборот», «Скажи одним предложением», «Скажи, сколько?», «Слова-близнецы», «Слова-родственники», «Сложные слова», «Соедини слова», «Создай новое слово», «Солнечный зайчик», «С чем корзинка?», «У кого какая шуба», «Угадай по листику дерево», «Угадай профессию», «Узнай, о чем я говорю», «Цирк», «Что нужно?», «Что общего?», «Чудесный мешочек», «Чудо- дерево», «Экскурсия», «Я, мы, он, она — вместе дружная страна» и др. 20 Образовательное развитие «Художественно – эстетическое развитие» Изобразительное творчество Игры и игровые упражнения на занятиях рисованием: «Дорисуем то, чего здесь нет», «Какого цвета?», «Какой формы?», «На что похоже?», «Нарисуем большой и маленький флажок», «Нарисуем высокий и низкий дом», «Подбери по образцу», «Придумаем узор», «Скатаем большой и маленький ком», «Чего здесь не хватает?» и др. Игры и игривые упражнения на снятиях лепкой: «Добавь детали», «На что это похоже?», «Угадайка», «Чем отличаются?», «Что из этой колбаски можно сделать?», «Что изменилось?», «Что сделать из этого куска пластилина?» и др. Игры и игровые упражнения на занятиях аппликацией: «Найди такой же предмет», «Посади на клумбе вот такие цветы», «Составь узор», «Что можно сделать из этих деталей?» и др. Примерный перечень детского литературного материала Малые фольклорные формы: «Ай, чу-чу», «Валенки», «Конь ретивый», «Кошка и курочка», «Ласковые песенки» (азерб.), «Мыши», «Начинается считалка», «Ой ты, зоренька-заря», «Отличные пшеничные» (шведск. песенка обр. И. Токмаковой), «Петушок», «Солнышковедрышко!», «У Иванова двора», пословицы и поговорки (о родине, о дружбе, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о природе), скороговорки («На дворе трава», «От топота копыт», «Проворонила») и др. Русские народные сказки: «Бобовое зернышко» (обр. А. Толстого) «Василиса Прекрасная», «Волк и коза» (из сб. А. Афанасьева), «Ворона и рак» (из сб. А. Афанасьева), «Гуси-лебеди» (обр. А. Толстого), «Журавль и цапля» (из сб. А. Афанасьева), «Заяц-хвастун» (обр О. Капицы), «Заяцхваста» (обр. А. Толстого), «Кашка из топора» (из сб. А. Афанасьева)-, «Кот и лиса» (обр. А. Толстого), «Кочеток и курочка» (обр. А. Толстого), «Лиса и волк» (обр. А. Толстого), «Лиса и дрозд» (обр. А. Толстого), «Лиса и журавль» (обр. А Толстого), «Лиса и заяц» (обр. А. Толстого), «Лиса и кувшин» (обр. К. Ушинского), «Лиса и тетерев» (обр. А. Толстого), «Лягушкапутешественница» (В. Таршин), «Мальчике пальчик» (Ш. Перро), «Морозко» (обр. А. Толстого), «Мужик и медведь» (обр. А. Толстого), «Петушок — золотой гребешок» (из сб. А. Афанасьева), «По щучьему веленью» (обр. А. Толстого), «Пузырь, соломинка и лапоть» (из сб. А. Афанасьева), «Серебряное копытце» (П. Бажов), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А. Толстого), «Умница и ленивица», «У страха глаза велики», «Царевна-лягушка» (обр. М. Булатова) и др. Сказки народов мира: «Айога» (нанаиск.), «Волк-ябедник (афганск.), «Вот он, вор!» {амер.), «Жадность» (черногорск.), «Золотои гусь» (бр. Гримм, пер. Г. Петникова), «Колосок» (укр., обр. С. Могилевской), «Кот в сапогах» (Ш. Перро, переск. И. Тургенева), «Красная Шапочка» (III. Перро, переск. И. Тургенева), «Принцесса на горошине» (X. К. Андерсен, пер. А. Ганзен), «Семеро швабов» (бр. Грим, пер. Г. Петникова), «Спящая красавица» (Ш. Перро, переск. И. Тургенева), «Три брата» (бр. Гримм, пер. Г Петникова), «Три дочери» (татарск.), «Дюймовочка» (X. К. Андерсен, пер. А. Ганзен) и др. Произведения классической и современной литературы для детей: Аким Я. «Жадина», «Неумейка». Александрова Новая столовая», «Снежок». «АЗБУКА: Из коллекции государственного Эрмитажа» (иллюстрированный материал Л. Я. Лившиц, М. Ю. Секликовой). 21 Артюхова И. «Большая береза» (в сокр.), «Подружки», «Трусиха». Басков Г. «Веселые стихи о детях». Берестов В. «Где право, где лево», «Дракон», «Дружно ударились», «За игрой», «Знакомый», «Искалочка», «О чем поют воробушки», «Приятная весть», «Путешественники», «Стук в окно», «Что ни сутки». Бианки В. «Музыкант», «Синичкин календарь», «Сова», «Хитрый лис и умная уточка». Бокова Т., Борисов В. «Пассажир», «Диспетчер», «Проводник», «Стрелочник» Введенский А. «Песня машиниста». Владимирский Ю. «Чудаки». Гайдар А. «Совесть», «Чук и Гек» (в сокр.). Григорьев О. «Велосипед», «Комары», «Пчела», «Повар». Даль В. «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик». Драгунский В. «Англичанин Павля», «Друг детства», «Заколдованная буква», «Тайное становится явным» и др. Есенин С. «Береза», «Ночь», «Поет зима — аукает». Житков Б. «Как слон спас хозяина от тигра», «Храбрый утенок» и др. Жуковский В. «Родного неба милый свет». Зайцев Г. «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра». Зимина М. «Азбука этикета». Зотов В. Из книги «Лесная мозаика»: «Белка», «Еж», «Заяц беляк», «Рябина». Зощенко М. «Елка». Иваненко О. «Спокойной ночи», «Сосулька». Катаев В. «Цветик-семицветик». Клименко В. «Кто важнее всех на улице?». Козаков Ю. «Жадный Чик и кот Васька». Козлов С. «Облака», «В порту», «Катерок» и др. Коринец Ю. «Как я искал свой день», «Лапки», «Таинственный дом» Кнушевицкая Н. «Веселый Семафор», «Вокзал», «Камера хранения», «Справочное бюро», «У кассы», «Рельсы», «Стрелка» и др. Коростылёв В. «Королева Зубная щётка». Крылов И. «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей», «Чиж и голубь». Кукольник Н. «Жаворонок». 22 Лунин В. «Знать бы зачем», «Лисицы лают. Глухомань», «Я однажды видел сам». Майков А. «Весна». Маршак С. «Волк и лиса», «Дрозд-богатырь», «Путями-дорогами», «Человек рассеянный», «Разговор лягушек», английские баллады (перевод) и др. Михайлова Н. «Приди, весна красна!». Михалков С «Дядя Степа», «Грипп», «Мой щенок», «Прививки», «Про мимозу», «Тридцать шесть и пять», «Фома», «Чудесные таблетки». Мошковская Э. «Можно всему-всему научиться», «Мчится поезд...», «Не надо больше ссориться», «Решительное решение», «Сказка про твердый и мягкий знаки». Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля». Носов Н. «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса» и др. Осеева В. «Все вместе», «Волшебное слово», «На катке», «Почему?», «Синие листья», «Сыновья», «Хорошее». Остер Г. «Бабушка удава», «Как лечить удава» и др. Островский С. «Паровоз». Пантелеев Л. «Ау», «Карусели». Паустовский К. «Кот-ворюга», «Теплый хлеб». Пермяк Е. «Для чего руки нужны», «Про нос и язык». Плещеев А. «Мой садик», «Сельская песня» (отрывок), «Уж тает снег, бегут ручьи». Потапова Т. «Актер», «Архитектор», «Геолог», «Космонавт», «Ученый», «Музейный работник», «Архитектор и др.1 Пришвин М. «Берестяная трубочка», «Ёж», «Журка». «Изобретатель», «Лисичкин хлеб», «Луговка», «Пиковая дама», «Ребята и утята», «Филин» и др. Пушкин А. «Какая ночь! Мороз трескучий», «Вот север, тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зеленый» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»), «Сказка о рыбаке и рыбке». Сеф Р. «Жить на свете очень туго...», «Кто любит собак...» «Читателю». Синявский П. «Веселая КВАмпания», «Вкусная азбука», «Штран-наяиштория». Сладкое Н. «Барсук и медведь», «Всему свое время», «Лиса- плясунья», «Почему год круглый», «Сорока и заяц». Скребицкий Г. «Всяк по-своему». Собакин Т. «Два отца». Сутеев В. «Дядя Миша» и др. Токмакова И. «Живи, елочка!», «Сосны шумят» (отрывки из повести). 23 Толстой А. К. «Вот уж снег последний в поле тает», «Осень. Осыпается весь наш бедный сад». Толстой А. П. «Грибы». Толстой Л. «Белка и волк», «Булька», «Два товарища». «Как мужик убрал камень», «Котенок», «Старый дед и внучек», «Таня знала буквы...», «Филиппок», «Кто прав?», «Лгун», «Осел и лошадь», «Ученый сын», «Отец и сыновья», «Правда всего дороже», «Старый дед и внучек», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза». Тургенев И. «Воробей». Тютчев Ф. «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Как неожиданно и ярко», «Чародейкою Зимою». Ушинский К. «Бишка», «Ветер и солнце», «Два плуга», «Еж и заяц», «Лиса Патрикеевна», «Любопытство», «Медведь и бревно», «Сила не право», «Спор деревьев», «Наше отечество» (отрывок) и др. Фет А. «Ласточки пропали», «Чудная картина». Хармс Д. «Веселый старичок», «Игра», «Очень-очень вкусный пирог», «Удивительная кошка», «Что это было?» Хесин В. «Он гудит, груба дымит». Чарушин Е. «Медвежонок» и др. Чуковский К. «Доктор Айболит. Путешествие в страну обезьян» (по ГьюЛофтингу), «Краденое солнце», «Путаница», «Радость»Цыферов Г. «Прятки» (из кн. «Про цыпленка, солнце и медвежонка»), Шалаева Г. «А поезд к станции подходит...», «Как вести себя в поезде», «Не бери в дорогу лишних вещей!» и др. Шварц Е. «Как Маруся начала учиться» (отрывок из повести «Первоклассница»), Усачев Э. «Академик Иванов», «Жужжащие стихи», «Леталка», «Шкатулка», «Эх!» Энтин Ю. «Было дело...», «Зачем мальчикам карманы», «Сладкая песенка». Яхнин Л. «Ягоды». Примерный перечень иллюстрационного материала Художественные картины: Авилов М. «Поединок на Куликовом поле»; Айвазовский И. «Море», «Черное море»; Бродский И. «Опавшие листья», «Лес зимой в снегу»; Васнецов В «Алёнушка», «Три богатыря», «Цветущий луг», В. Ван Гог «Корзина с яблоками», «Натюрморт с цветами, белые розы», «Натюрморт с книгами»; Волосов В. «В Петергофском парке», «Деревенский натюрморт»; Глазунов И. «Верочка со свечой»; Грабарь И. «Дельфиниум», «Красные блоки на синей скатерти», «Груши на зеленой драпировке», «Мартовский снег», «Подснежники»; Денисов Г. «Подъем Александровской колонны»; Кандинский В. «Золотое облако»; Кончаловский М. «Поднос и овощи»; Кончаловский П. «Сирень у окна»; Куинджи А. «Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине»; Лактионов А. «Письмо с фронта»; Левитан И. «Вечерний звон», «Деревня зимой», «Осень»; Поленов В. «Заросший пруд»; Репин И. «Букет цветов», «Стрекоза»; Рерих Н 24 «Заморские гости», «Закат», «Ростов Великий»; Серов В «Девушка, освещенная солнцем», «Девочка с персиками»; Толстой Ф. «Букет цветов, бабочка и птичка»; Хруцкий И. «Цветы и фрукты» Шишкин И. «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору», «Сосны, освещенные солнцем», «рожь» и другие произведения художников. Книжные иллюстрации Белоусова М. — к сказке А. Толстого «Грибы» (в кн. Толстой А. Н Сорочьи сказки. — М.: Наталис; Эксмо, 2008). Белоусов В., Белоусова М. — в книге М. Пришвина «Рассказы о животных» (М.: Эксмо, 2006) Билибин И. — в книге А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», в книге «Василиса Прекрасная. Русские народные сказки» (СПб.: Амфора, 2013). Бороюг С., Трепенок Я. — в книге К. Чуковского «Мойдодыр» (М.: Планета детства, 2001). Боковня В. — в книге А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» (СПб: Акварель, 2013). Васнецов Ю. — в книге К. Чуковского «Краденое солнце» (СПб: Амфора, 2013), в книге «Сорокаворона» (СПб.: Амфора, 2013), в книге «Небылицы в лицах» (СПб Азбука-Аттикус, 2012). Гольц Н. — в книге Одоевского В. «Городок в табакерке» (СПб: Амфора, 2013). Горбушин О. — в книге С. Козлова «Я на солнышке лежу...» (М.: Самовар, 2009). Егорова И. — в книге «Баба-Яга: 7 лучших сказок малышам» (Ростов на Дону: Проф-Пресс, 2011). Елисеева А., Новикова И — к стихам С Михалкова «Про мимозу», «Мой щенок», «Тридцать шесть и пять», «Фома», к стихам К. Чуковского «Обжора», «Возьмите меня умываться...» (англ. песенка) (в кн. «Детям». — М.: ДРОФА-ПЛЮС, 2008). Куприянов С — в книге Н Михайловой «Приди, весна красная!» (М.. Малыш. 1490). Пахомов А. — в книге Л. Толстого «Косточка. Рассказы из азбуки» (СПб. Амфора, 2013). Прыткова К., Романенко К. — в книге В. Катаева. «Дудочка и кувшинчик» (М.: Детиздат, 2012), «Цветик-семицветик» (М Детиздат, 2013). Салиенко Н., Бабюк С. — в книге «К. Ушинский. М. Пришвин. Рассказы детям» (М.: Стрекоза, 2012). Сокольская Т., Сокольский Г. — в книге К. Чуковского «Телефон» (М.: Яблоко; Детиздат, 2011). Семенов И. — в книге Н. Носова «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса» (М.: Махаон, 2013). Токмаков Л. — в книге В. Драгунского «Денискины рассказы» (СПб.: Амфора, 2013). Тржемецкий Б. — в книге П. Синявского «Вкусная азбука» (М.: ДРОФА -ПЛЮС, 2007) и др. Федотова М. — к стихам Р. Кудашевой, Н. Некрасова и др. в книге «Зимняя книжка» (М.: РОСМЭН, 2007). Чарушин Е. — в книге К. Ушинского «Бишка» (СПб.: Акварель, 201.). Черняева Е. — в книге Н. Дериглазовой «Осеннее путешествие».Чижиков В. — в книге К. Чуковского «Доктор Айболит: Путешествие в Страну Обезьян» (СПб.: Амфора, 2013) и другие. 25