Рабочая программа логопеда Семеновой Е.В. группа Смешарики (1)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 47
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол заседания №1 от 30.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад № 47
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
____________ А.Б.Богданова
приказ №232 от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для детей с ТНР
«Смешарики»
на 2023 – 2024 учебный год
Учитель-логопед:
Семенова Е.В.

Санкт-Петербург
2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы

Срок реализации
Наименование учреждения

Автор программы

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе
группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми
нарушениями речи «Смешарики»
2023 – 2024 учебный год
ГБДОУ детский сад № 47 компенсирующего вида Фрунзенского
района Санкт-Петербурга
Семенова Екатерина Владимировна
должность - учитель-логопед
образование - высшее
категория - высшая

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Целевой раздел……………………………………………………………………………………4
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………….4
1.2. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей………………………………………………...6
1.3. Планируемые результаты………………………………………………………………………..7
1.4. Целевые ориентиры……………………………………………………………………………...7
2. Содержательный раздел…………………… …………………………………………………9
2.1. Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи……………………………9
2.2. Содержание логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 6 – 7 лет...15
2.3. Содержание логопедической работы по образовательным областям……………………….19
3. Организационный раздел………………………………………………………………………..27
3.1. Условия реализации программы………………………………………………………………..28
3.2. Программно-методическое обеспечение рабочей программы……………………………….29
3.2.1. Педагогические технологии, применяемые в коррекционной работе в
подготовительной группе для детей с ТНР…………………………………………………29
3.2.2. Примерный перечень игр и игровых упражнений………………………………………….30
Приложение:
1. Список детей группы.
2. Требования к организации воспитательно-образовательного процесса, согласно СанПин.
3. Система непосредственно-образовательной деятельности.
4. График работы.
5. Распределение лексических тем в подготовительной группе на учебный год.

3

1. .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР «Смешарики» (далее – Программа) определяет содержание,
объем, структуру коррекционно – развивающей работы и организацию образовательного процесса
с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Рабочая программа
разрабатывалась и утверждалась Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями
Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе Адаптированной
образовательной
программы дошкольного
образования
Государственного бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада №47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Программа разработана в соответствии с:
федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее –
ФГОС ДО);
приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г.
N 373»;
иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
Уставом ГБДОУ детский сад № 47.

4

Цель программы
Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного
образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие
личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и
физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи
 реализация содержания АОП ДО;
 - коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
 - охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
 - обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса;
 - создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
 - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
 - формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
 - формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
 - обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
 - обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и
начального общего образования.

5

1.2. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей.
При разработке программы учитывался контингент детей
подготовительной группы,
выявленный в ходе диагностики речевого развития (см. Приложение № 1).
Общая характеристика детей подготовительной группы № 2 с учётом речевых уровней
(по Р.Е. Левиной, Т.Б.Филичевой)
У детей с третьим уровнем речевого развития номинативный и предикативный словарь
превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и
действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в
использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование
новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют нужное слово другим,
сходным по значению. Детям с этим уровнем речевого развития характерно нарушение слуховой
дифференциации звуков. Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение
слоговой структуры слова. Несформированность грамматического строя речи проявляется в
неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Дети часто пропускают предлоги
или не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в
речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых
существительных (окна - окны, стулья - стулы). Часто допускаются ошибки в употреблении
словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Связное речевое
высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения.

6

1.3 Планируемые результаты.
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности
дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного
образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых
ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития
ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на
разных возрастных этапах дошкольного детства.
1.4. Целевые ориентиры.
К концу данного возрастного этапа ребенок:
1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;
6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами
рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие
рассказы;
7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы
фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план),
осуществляет операции фонематического синтеза;
8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с
открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании;
11) выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво
взаимодействует с детьми;
12) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
13) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
14) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет
кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи,
взаимной поддержки;
15) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим работником,
стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического
работника;
16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с
художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими
сведениями, мультфильмами;
17) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного
отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

7

18) устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и
практического экспериментирования;
19) определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические
фигуры;
20) владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти,
знает цифры 0, 1 - 9, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические
задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические
изображения;
21) определяет времена года, части суток;
22) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
23) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу
(картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой,
трудовой, познавательный опыт обучающихся;
24) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя
графические схемы, наглядные опоры;
25) составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного
опыта;
26) владеет предпосылками овладения грамотой;
27) стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной
деятельности;
28) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения
искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает
музыку, художественную литературу, фольклор;
29) проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к
музыкальным инструментам;
30) сопереживает персонажам художественных произведений;
31) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических
работников: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
32) осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе
спортивных упражнений;
33) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
34) владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Логопедическая работа по коррекции тяжёлых нарушений речи
Педагогические ориентиры:
 работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия,
внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификаций;
 развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
 осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
 расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный
(существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты
словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации
семантических полей;
 совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми
грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических
конструкций;
 совершенствовать навыки связной речи детей;
 вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию
фонематических процессов;
 формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.
Подготовительный этап логопедической работы
на третьей ступени обучения
Основное содержание
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти,
зрительно-пространственных представлений. Закрепление усвоенных объемных и плоскостных
геометрических форм. Освоение новых объемных и плоскостных форм (ромб, пятиугольник,
трапеция, куб, пирамида). Обучение зрительному распознаванию и преобразованию
геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию. Совершенствование
навыка стереогноза. Обозначение формы геометрических фигур и предметов словом.
Закрепление усвоенных величин предметов. Обучение упорядочению групп предметов (до
10) по возрастанию и убыванию величин. Обозначение величины предметов (ее параметров) словом.
Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолетовый, серый) и цветовых
оттенков (темно-коричневый, светло-коричневый). Обучение различению предметов по цвету и
цветовым оттенкам. Обозначение цвета и цветовых оттенков словом.
Обучение классификации предметов и их объединению во множество по трем-четырем
признакам.
Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу,
справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе. Обучение
определению
пространственного
расположения
между
предметами.
Обозначение
пространственного расположения предметов словом. Обучение узнаванию контурных,
перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию
предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову).
Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование
процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, семи- восьми
предметных картинок, геометрических фигур, пяти-семи неречевых звуков и слов).
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе
развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Дальнейшее совершенствование
двигательной сферы детей Обучение их выполнению сложных двигательных программ
включающих последовательно и одновременно организованные движения (при определении
9

содержания работы по развитию общей моторики на логопедических занятиях логопед исходит из
программных требований образовательной области «Физическое развитие»).
Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной
инструкции.
Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения
последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формирование
кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно
организованных движений, составляющих единый двигательный навык.
Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование
нормативных артикуляторных уклада звуков.
Развитие кинетической основы артикуляторных движений.
Совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем
проведения дифференцированного логопедического массажа (преимущественно в работе с детьми,
страдающими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и распределения
нарушений мышечного тонуса).
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. обобщения,
классификации. Совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности.
Формирование логического мышления. Обучение умению рассуждать логически на основе
обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности, а также
умению представлять индуктивно-дедуктивные доказательства. Обучение планированию
деятельности и контролю ее при участии речи.
Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно
обобщать их по принципу аналогии. Обучение детей активной поисковой деятельности. Обучение
самостоятельному определению существенного признака для классификации на его основе.
Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной
степени обобщенности. Учить детей обобщать конкретные понятия с помощью родовых понятий,
обобщать понятия через абстрактное родовое понятие, обобщать понятия через выделение
признаков различия и сходства («Назови, какие бывают», «Назови одним словом», «Разложи
картинки», «Сравни предметы» и т. п.). Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку»).
Формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок без использования наглядной
опоры (на основе игрового и житейского опыта).
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия
и воспроизведения ритмических структур. Обучение восприятию, оценке ритмов (до шести
ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зрительное
восприятие).
Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое» и «тихое» звучание с
использованием музыкальных инструментов. Обучение детей обозначению различных по
длительности и громкости звучаний графическими знаками.
Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических
структур и их воспроизведению образцу и по речевой инструкции /// ///; // ///; /-; -/; //- -; - - //; -/—/
(где / — громкий удар, - - тихий звук); __ ; … ----------------- __ ; . __ (где — длинное звучание, короткое звучание).
Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми,
страдающими дизартрией). Совершенствование познавания звуков, направленного восприятия
звучания речи. Обучение детей умению правильно слушать и слышать речевой материал.
Формирование четкого слухового образа звука.
10

Основной этап логопедической работы
на третьей ступени обучения
Основное содержание
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и
дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей,
различных типов синтаксических конструкций. Расширение объема и уточнение предметного,
предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением
представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
Усвоение значения новых слов на основе углубления знании о предметах и явлениях
окружающего мира.
Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных
единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме
единственного и множественного числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по
родам, грамматических форм прилагательных предложных конструкций. Обучение различению в
импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется»,
«Покажи, кто одевает, кто одевается»). Обучение различению в импрессивной речи глаголов в
форме настоящего, прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где
мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть»).
Обучение детей различению предлогов за — перед, за- у, под — из-за, за — из-за, около —
перед, из-за — из-под (по словесной инструкции и по картинкам). Обучение детей различению
предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу — пошел в лес)
с использованием графических схем.
Обучение детей пониманию значения менее продуктивных уменьшительно-ласкательных
суффиксов. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов: -ник, -ниц-, -инк-,-ин, -ц-, -иц-, -ец- («Покажи, где чай, где чайник», «Покажи, где сахар, а где сахарница», «Покажи,
где бусы, где бусина», «Покажи, виноград, где виноградинка»). Формирование понимания
суффиксов со значением «очень большой»: -ищ-, -ин- («Покажи, нос, где носище», «Покажи, где
дом, где домина»). Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со
значением «очень большой» («Покажи где лапка, где лапища»).
Совершенствование понимания значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения.
Формирование понимания значений приставок с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до- и их различение
(Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома», (Покажи где птичка улетает из
клетки, а где подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку»). Обучение детей пониманию логико-грамматических конструкций: сравнительных Муха больше слона, слон больше
мухи); инверсии (Колю ударил Ваня. Кто драчун?); активных (Ваня нарисовал Петю); пассивных
(Петя нарисован Ваней).
Совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке,
рассказу (с использованием иллюстраций).
Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих
названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики
(раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже
усвоенные слова)
Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных: один, два, три, четыре, пять,
шесть, семь, восемь, девять, десять.
Совершенствование ономасиологического и семасиологического аспектов лексического
строя экспрессивной речи.
Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (сильный — слабый, стоять
— бежать, далеко — близко) и сходным (веселый — радостный, прыгать — скакать, грустно —
печально) значением.
11

Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло,
ткань, пластмасса, резина).
Обучение детей осмыслению образных выражений в загадках объяснению смысла
поговорок.
Формирование у детей умения употреблять слова: обозначающие личностные
характеристики (честный, честность, скромный, скромность, хитрый, хитрость, ленивый, лень);
с эмотивным значением (радостный, равнодушный, горе, ухмыляться); многозначные слова
(ножка стула — ножка гриба, ушко ребенка — ушко иголки, песчаная коса — длинная коса у
девочки).
Совершенствование навыка осознанного употребления слов и словосочетаний в
соответствии с контекстом высказывания.
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и
словообразования в
экспрессивной речи. Совершенствование навыков употребления форм единственного и
множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном
падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом). Закрепление правильного
употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных.
Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения
единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов
прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному
употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет —
моется, одевает — одевается, причесывает — причесывается).
Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского,
женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных
падежах.
Совершенствование
навыков
употребления
словосочетаний,
включающих
количественное числительное (два и пять) и существительное.
Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов за — перед, за —
у, под — из-под, за — из-за, около — перед, из-за — из-под и предлогов со значением
местоположения и направления действия.
Обучение детей правильному употреблению существительных, образованных с помощью
непродуктивных суффиксов ( -ниц, -инк-,-ник, -ин-;-ц-, -иц-, -ец-).Совершенствование навыка
дифференциации в экспрессивной речи существительных, образованных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».
Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок
(в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-; по-, , пре-, до-).
Совершенствование
навыков
употребления
притяжательных
прилагательных,
образованных с помощью суффиксов -ин-, -и- (без чередования) и относительных прилагательных
с суффиксами (-ов- -ев-,-н-,-ан-,-енн-). Обучение правильному употреблению притяжательных
прилагательных с суффиксом -и- (с чередованием): волк — волчий, заяц — заячий, медведь —
медвежий. Обучение детей употреблению качественных прилагательных, образованных с
помощью суффиксов -ив-, -чив-, -лив-, -оват, -еньк- (красивый, улыбчивый, дождливый,
хитроватый, беленький). Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных,
образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ее (-ей), -е: белее, белей, выше) и
аналитическим (при помощи слов более или менее, более чистый, менее чистый) способом.
Обучение детей употреблению превосходной степени прилагательных, образованных
синтетическим (при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: высочайший, умнейший) и аналитическим
(при помощи слов самый, наиболее: самый высокий, наиболее высокий) способом.
Обучение детей подбору однокоренных слов (зима — зимний, зимовье, перезимовать,
зимующие, зимушка).
Обучение детей образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый,
остроумный).
12

Формирование синтаксической структуры предложения. Развитие навыка правильно
строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами,
простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Обучение детей употреблению сложноподчиненных предложений с использованием
подчинительных союзов потому что, когда, так как (Нужно взять зонтик, потому что на улице
дождь. Цветы засохнут, если их не поливать. Когда закончится, мы пойдем гулять. Так как Петя
заболел, он не пошел в детский сад).
Формирование связной речи. Развитие навыков составления описательных рассказов (по
игрушкам, картинам, на темы из личного опыта).
Обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами
рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. Обучение детей творческому
рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся
в памяти, и ранее усвоение знаний. Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию,
использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Уточнение произношения гласных
звуков и согласных раннего онтогенеза. Формирование правильной артикуляции отсутствующих
или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и
дифференциация в различных фонетических условиях (в работе с детьми, страдающими
дизартрией, учитывается локализация поражения, характер нарушения мышечного тонуса).
Формирование
умения
осуществлять
слуховую
и
слухопроизносительную
дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми
проводилась коррекционная работа.
Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале
слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове).
Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ)
и слов (типа ум).
Совершенствование фонематических представлений.
Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа:
определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец); последовательность и
количество звуков в словах (мак, дом, суп, каша, лужа, шкаф, кошка и др.) — с учетом поэтапного
формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину).
Обучение детей осуществлению фонематического синтеза. Совершенствование
фонематических представлений (по картинкам и по представлениям).
Знакомство детей с понятиями «слово» и «слог» (как часть слова). Формирование у детей:
осознания принципа слоговой строения слова (на материале слов, произношение и написание
которых совпадает); умения слышать гласные в слове, называть количество слогов, определять их
последовательность; составлять слова из заданных слогов: двухсложные слова, состоящие из
прямых открытых слогов (лиса, Маша); из открытого и закрытого слогов (замок, лужок);
трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (малина, канава), односложные слова
(сыр, дом).
Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры
(изолированных и в условиях фонетического контекста) без стечения и с наличием одного
стечения согласных звуков. Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры
слов, предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием
нескольких стечений согласных звуков (клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка,
крыжовник, отвертка), четырехслоговых снов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза,
паутина, поросенок, жаворонок, велосипед).
Совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных
структур предложений в экспрессивной речи (в различных ситуациях общения, в
театрализованных играх).
13

Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений.
Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.
Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.
Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
Формирование речевого дыхания. Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не
надувая щеки, не поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения
(упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым
сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых
согласных [Ф], [X], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласными звуками). Постепенное удлинение речевого
выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с
ударением на первый слог, затем с изменением :места ударения). Постепенное удлинение речевого
выдоха при распространении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят
высоко в небе. Птицы летят высоко в голубом небе).
Совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в
специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи (в работе с детьми, страдающими
дизартрией, снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче). Закрепление
мягкой атаки голоса.
Обучение грамоте. Формирование мотивации к школьному обучению.
Знакомство с понятием «предложение». Обучение составлению графических схем
предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трехчетырех слов без предлога, простое предложение из трех-четырех слов с предлогом).
Обучение составлению графических схем слогов, слов.
Развитие языкового анализа и синтеза, подготовка к усвоению элементарных правил
правописания, раздельное написание слов в предложении, точка (восклицательный,
вопросительный знаки) в конце предложения, употребление заглавной буквы в начале
предложения.
Знакомство с печатными буквами А, У, М, О, П, Т, К, Э. Н. X, Ы, Ф. Б, Д, Г, В, Л, И, С, 3,
Ш, Ж, Щ, Р. Ц, Ч (без употребления алфавитных названий).
Обучение графическому начертанию печатных букв.
Составление, печатание и чтение:
 сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки
 сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ)
 сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА);
 односложных слов по типу СГС (КОТ);,
 двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (ПАПА, АЛИСА);
 двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытого и закрытого слога (ЗАМОК,
ПАУК, ПАУЧОК);
 двухсложных слов со стечением согласных (ШУТКА);
 трехсложных слов со стечением согласных (КАПУСТА);
 предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом (Ира мала. У Иры шар.
Рита мыла раму. Жора и Рома играли).
Обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.

14

2.2. Содержание работы с детьми с ТНР 6 – 7 лет
Направление работы
Общие
речевые
навыки

Звукопроизношение

Развитие
фонематического
анализа,
синтеза,
представления.
Подготовка
к обучении.
грамоте.

Работа над
слоговой структурой
слова

Лексика

Грамматический
строй речи

I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Развитие речевого дыхания. Формирование: правильной голосоподачи
и плавности речи в игровых упражнениях, умения соблюдать голосовой
режим, не допускать форсирования голоса, умения произвольно
изменять силу голоса.
2. Развитие тембровой окраски голоса, умения изменять высоту тона в
игровых упражнениях и свободной деятельности.
3. Формирование умения говорить в спокойном темпе.
1.Активизация и совершенствование движений речевого аппарата.
Подготовка к формированию правильной артикуляции звуков и их
постановка у вновь поступивших детей.
2. Автоматизация правильного произношения всех поставленных ранее
звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
3. Уточнение артикуляции звуков А,О,У,Э,Ы,И,М,Мь,Н,Нь,К,Кь, Г,Гь,
Х,Хь.
1. Закрепление знаний признаков гласных и согласных звуков, умения
различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный
звук, выделять звук на фоне слова.
2. Развитие навыка звукового анализа и синтеза слов из 3-х звуков (мак).
Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов из 4-х звуков
(лужа, лист).
3. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости звонкости согласных.
4. Актуализации знаний о буквах А,О,У,Э,Ы,И,М,Н,К,Г,Х.
5. Совершенствование навыка «печатать» буквы и слоги с данными
буквами.
Совершенствование навыка произношения и использования в активной
речи
3-сложных слов со стечение согласных и одним-двумя закрытыми
слогами (апельсин), 2-сложных слов с двумя стечениями согласных.
Осень, осенние месяцы, периоды, деревья. Овощи, огород, труд на полях
и огородах, заготовки. Фрукты, сад, труд в садах, заготовки. Ягоды,
грибы, лес, заготовки.
Перелетные и водоплавающие птицы, подготовка птиц к отлету. Дикие
животные, детеныши, подготовка к зиме. Домашние животные,
детеныши, содержание домашних животных. Одежда, обувь, головные
уборы, материалы. Поздняя осень, предзимье, зимующие птицы.
Образование и употребление:
1. существительных единственного и множественного числа в им.п. по
лексическим темам;
2. существительных единственного и множественного числа в
косвенных падежах в предложных и беспредложных конструкциях;
3. существительных с увеличительными суффиксами и суффиксами
единичности;
15

4. возвратных глаголов и глаголов в разных временных формах;
Составление простых предложений по вопросам, по демонстрации
действий, по картинками. Распространение простых предложений
однородными членами. Формирование навыка анализа простых
предложений.
Развитие
связной
речи
Развитие
неречевых
процессов*

Общие
речевые
навыки

Звукопроизношение

Развитие
фонематического
анализа,
синтеза,
представления.
Подготовка
к обучению грамоте.

Работа над
слоговой структурой
слова
Лексика

1. Составление описательных рассказов, загадок-описаний по заданному
плану.
2. Пересказ сказок, небольших рассказов по заданному плану.
3.Составление рассказов по серии картин.
4. Ведение диалога. Умение задавать вопросы, отвечать на них полно и
кратко.
1. Развитие пальчиковой моторики.
2. Совершенствование (формирование) навыков работы с карандашом.
II период
(декабрь, январь, февраль)
1. Продолжение работы над дыханием, голосом,
темпом и ритмом речи.
2. Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и
тембр голоса.
3.Закрепление навыка мягкой голосоподачи и умения говорить в
спокойном темпе.
4. Работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью
речи.
1. Продолжение работы по постановке звуков.
2. Автоматизация и дифференциация поставленных ранее звуков.
3. Уточнение артикуляции звуков П, Пь, Б, Бь, В,
Вь, Т, Ть, Д, Дь, С, Сь, З, Зь, Ш,Ж,Й.
1. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук.
2. Закрепление умения дифференцировать согласные звуки по
твердости-мягкости, звонкости глухости.
3. Закрепление навыка звукового анализа и синтеза слов из 4-х звуков
(лужа, кран, винт).
4. Актуализация и совершенствование навыков звукового анализа,
синтеза и представлений слов со звуками (см.раздел
«Звукопроизношение»)
5. Актуализация знаний о буквах П,Б,В,Т,Д,С,З,Ш,Ж.
6. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова,
предложения с пройденными буквами.
7. Знакомство с буквой Й.
8. Знакомство с правилом написания «ШИ, ЖИ».
1. Формирование умения произносить 4-сложные слова из открытых
слогов (снеговики).
2. Закрепление навыка слогового анализа и синтеза слов из 1, 2, 3 слогов;
подбирать слова с заданным количеством слогов.
Зима, приметы, календарь. Мой дом, квартира, мебель, материалы.
Посуда, бытовая техника. «Новогодний праздник», «Животные Севера и
жарких стран», «Мир морей и океанов. Аквариумные рыбы»,
«Транспорт. Профессии на транспорте», «Правила дорожного
16

Грамматический
строй речи

Связная речь

Развитие
неречевых
процессов*

Общие
речевые
навыки

Звукопроизношение

Развитие
фонематического
анализа,
синтеза,
представления.
Подготовка
к обучению грамоте.

движения», «Профессии. Инструменты», «Наша Армия. Праздник «23
февраля».
Закрепление и совершенствование навыков:
1. образовывать и использовать существительные и прилагательные с
уменьшительными и увеличительными суффиксами (горища).
2. образования прилагательных в сравнительной степени (выше, мягче,
длиннее; самый холодный).
3. согласования прилагательных и числительных с существительными в
роде, числе и падеже.
4. образования глаголов в форме простого и сложного времен
(покатаюсь, буду кататься).
5. составления простых предложений; распространения предложений
однородными членами.
6. составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
с придаточными времени и причины.
7. анализа простых распространенных предложений без предлогов, с
простыми предлогами со зрительной опорой и без.
1. Совершенствование умения составлять описательные рассказы и
рассказы из личного опыта
2. Пересказ рассказов и сказок.
3. Развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию
вежливых норм общения.
1. Развитие пальчиковой моторики.
2. Совершенствование навыков работы с карандашом.
3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.
4. Совершенствование координации речи с движениями.
5. Дальнейшее развитие логического мышления, зрительной и слуховой
памяти и внимания.
III период
(Март, апрель, май, июнь)
Совершенствование:
1. Речевого дыхания;
2. Навыка звучности, подвижности голоса (быстрое и легкое изменение
по силе, высоте, тембру);
3. Навыка голосоведения на мягкой атаке в спокойном темпе;
4. Четкости дикции, интонационной выразительности речи в свободной
речевой деятельности.
1. Завершение работы по автоматизации поставленных звуков в игровых
упражнениях и свободной деятельности.
2. Уточнение артикуляции звуков Ц, Ч, Щ, Л, Ль, Р, Рь.
1.Совершенствование умения дифференциации согласных звуков по
твердости - мягкости, звонкости-глухости, месту образования.
2.Развитие навыков дифференциации согласных звуков по акустическим
признакам и месту образования.
3.Совершенств.навыков звукового анализа,
синтеза и представлений (слова из 5-6 звуков: трава, калина…).
4. Знакомство с букв. Я,Е,Ё,Ю,Ц,Ч,Щ,Л,Р,Ь,Ъ.
5. Формирование представлений о том, что Ь и Ъ не обозначают звуков.
6. Знакомство с правилом написания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.
7. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов,
17

Работа над
слоговой структурой
слова
Лексика

Грамматический
строй речи

Связная речь

Развитие
неречевых
процессов*

предложений, небольших текстов.
8. Закрепление умений: решать кроссворды, ребусы, читать изографы,
узнавать буквы из разных шрифтов, различать наложенные и
неправильно напечатанные буквы.
1.Формирование умения произносить 4-5-сложные слова сложной
звукослоговой структуры (погремушка, регулировщик).
2. Совершенствование умения слогового анализа и синтеза слов из
1,2,3,4 слогов; подбора слов с заданным количеством слогов.
Ранняя весна, весенние месяцы. 8марта.Профессии мам. Комнатные
растения. Размножение, уход за ними. Первоцветы. Неделя детской
книги и театра. Поэты и писатели детям. Перелетные птицы. Труд людей
весной. Хлеб. Космос. Сезонные виды спорта. Наша Родина - Россия.
Столица-Москва
День Победы. Наш город. Скоро в школу. Школьные принадлежности.
Совершенствование умений: образовывать и использовать
существительные с увеличит. суффиксами и суффиксами единичности;
прилагательных в сравнительной степени.
2. Закрепление умений: подбирать однородные определения к
существительным; согласования существительных с прилагательными и
числительными.
3. Совершенствование умения образовывать глаголы в форме будущего
простого и сложного времени.
4. Совершенствование навыков:
составления и анализа простых предложен. с однородными членами с
предлогами и без, составление сложносочиненных сложноподчиненных
предложений.
5.Составление графических схем предложений.
1.Совершенств. умения составлять описательные рассказы по картине и
серии картин по данному или коллективному плану, рассказы из личного
опыта.
2. Совершенств. навыка пересказа небольших рассказов и сказок, умения
отвечать и задавать на вопросы по тексту.
1. Развитие пальчиковой моторики.
2. Совершенствование навыков работы с карандашом.
3. Совершенствование зрительного и слухового внимания и памяти,
логического мышления.
4. Совершенствование координации, подвижности и ловкости в
подвижных речевых играх.
5. Совершенствование конструктивного праксиса.

Работа над неречевыми процессами проводится на материале лексических тем.

*

Распределение лексических тем в подготовительной группе - см. Приложение № 5.

18

2. 3. Содержание логопедической работы по образовательным областям.
Образовательная область «Познавательное развитие» *
Разделы

Содержание

Ребенок познает мир живой
Представления о природы.
себе и об
Ребенок знакомится с миром
окружающем
природном мире растений.

Элементарные
математические
представления

Ребенок
минералов.

познает

Ребенок
явлениями
космосом.

знакомится
природы

мир
с
и

Интеграция с образовательными
областями
Интеграция
с
образовательной
областью «Речевое
развитие»
интеграция
с
образовательной областью «Социальнокоммуникативное
развитие»—раздел
«Игра», «Труд», «Представлении о
мире
людей
и
рукотворных
материалах»,
«Художественно
эстетическое
развитие»
—раздел
«Изобразительное
творчество»
«Художественно-эстетическое
развитие» — раздел «Музыка»
«Художественно
–эстетическое
развитие» — раздел «Изобразительное
творчество».

Количественные
представления.

Интеграция с логопедической работой,
образовательными областями «Речевое
развитие»
«СоциальноПредставления о форме.
коммуникативное развитие» — раздел
«Игра»
Представления о величине.
Интеграция
с
образовательной
областью
«СоциальноПредставления о пространстве коммуникативное развитие» - раздел
«Безопасное
поведение
в
быту,
Временные представления.
социуме, природе» «Представления о
мире людей и рукотворных материалах»
Интеграция
с
разделом
«Конструирование»
Художественно-эстетическое развитие»
—
«Изобразительное
творчество»,
«Музыка».

19

Конструировани
е

Экскурсии, наблюдения,
групповые прогулки с
воспитателями,
индивидуальные прогулки с
родителями с целью
знакомства с различными
архитектурными
сооружениями,
рассматривание и беседы по
иллюстрированным альбомам,
фотографиям, просмотр
видеофильмов об
архитектурных сооружениях,
о строительстве, зданий
наблюдения,
Выбор элементов,
необходимых для выполнения
конструкции из объемного и
плоскостного материала (с
называнием плоскост¬ных и
объемных фигур)
Конструирование игрушек
Складывание предметных и
сюжетных разрезных
картинок .Индивидуальная и
коллективная работа по
составлению кар¬тинок по
типу пазлов.
Конструирование из палочек.
Конструирование улицы с
использованием детского
игрового комплекта
Ознакомление детей со
строительством и
архитектурой в разные эпохи.

Интеграция
с
образовательной
областью
«Социальнокоммуникативное развитие» — разделы
«Представления о мире лю¬дей и
рукотворных
материалах»
и
«Безопасное
поведение
в
быту,
социуме, природе»
Интеграция с разделом «Элементарные
математические представления»
Интеграция
с
образовательной
областью
«Социальнокоммуникативное развитие» — разделы
«Игра», «Представления о мире людей и
рукотворных материалах»

Интеграция
с
образовательными
областями
«Речевое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»
—
разделы
«Игра»,
«Представления о мире людей и
рукотворных материалах»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»*
Разделы
Изобразительное
творчество
Рисование

Содержание
Предметное.
Рисование разных пород
деревьев, связывая образ с
«характером» дерева Показ
приема
изображения
предметов на разных уровнях.
Рисование одного и того же
дерева зимой, летом и осенью,
передавая основные цвета

Интеграция с образовательными
областями
Интеграция
с
образовательной
областью «Речевое
развитие»,
интеграция
с
образовательной областью «Социальнокоммуникативное развитие» — раздел
«Игра», «Труд», «Представлении о
мире
людей
и
рукотворных
материалах».
«Познавательное
развитие» — разделы «Элементарные
20

времен года, рядом свое
изображение.
Рисование улицы, парка,
участка (по заранее
нанесенным
пространственным
ориентирам — дорожкам).
Отражение занятий людей
(взрослых и детей) в
изображаемой ситуации.
Рисование зданий разного
назначения (жилой домбашня, детский сад, магазин,
деревенский домик).
Отражение в рисунке
характерных особенностей
домов: количество этажей
дверей, окон, наличие
некоторых деталей, например
балконов жилых домах.
Рисование человека. Способы
передачи движений рук и ног,
наклона туловища, поворота
головы в зависимости от
действий. Рисование
«портретов» друзей,
автопортретов, портретов
мамы папы.
Сюжетное.
Рисование по представлению
и с натуры натюрмортов,
сюжетов литературных и
музыкальных произведений,
выбирая цветовой фон.
Сюжетное рисование,
отражающее события из
жизни детей и взрослых,
сказочные ситуации, ситуации
из произведений детской
литературы. Предварительные
беседы, вызывающие в
воображении детей то, что
будет нарисовано.
Изготовление книжексамоделок, в которых
отражена жизнь детей и их
игровой опыт .
Декоративное рисование.
Рисование
ритмично
расположенных

математически
«Конструирование».

представления»,

Интеграция
с
образовательными
областями
«Социально
коммуникативное развитие»— раздел
«Представления о мире людей и
рукотворных материалах»; «Речевое
развитие»
Интеграция с логопедической работой,
образовательной областью «Социальнокоммуникативное развитие» — разделы
«Представлю о мире людей и
рукотворных материалах», «Труд».
Интеграция
с
образовательной
областью «Речевое развитие»
Интеграция с логопедической работой,
образовательной
областью
«Познавательное развитие» — разделы
«Элементарные
математические
представления», «Конструирование»
Интеграция с логопедической работой,
образовательными областями
«Социально- коммуникативное
развитие» — раздел «Труд»; «Речевое
развитие».

21

Лепка

Аппликация

разнообразных форм: кругов,
точек,
линий,
завитков.
Роспись выкроек дымковских
игрушек
после
рассматривания
игрушек.
Выставка
детских
работ.
Использование поделок для
театрализованных игр.
Лепка фигур человека и
животных
с
передачей
характерных
движений
Развитие у детей чувства
композиции.
Лепка
скульптурных групп из двухтрех
фигур,
передача
пропорций и динамики действия,
соотношение
предметов по величине.
(длинные уши, длинный
хвост, короткий хвост). Лепка
фигурок скульптурным
способом с последующим их
обыгрыванием. Игры и
упражнения на развитие
умения сравнивать предметы
по форме и умения узнавать
их по словесному описанию
Выполнение узора в круге и в
полоске по образцу на основе
самостоятельного вычленения
принципа чередования
элементов Выполнение
аппликации фигур человека и
животных. Вырезание
предметов симметричной
формы из бумаги, сложенной
вдвое (овощи, фрукты,
посуда. Сюжетная
аппликация по сказкам.
Изготовление книжек самоделок по сказкам и
рассказывание по ним

22

Музыка

Прослушивание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий
и песен
Музыкально-ритмические
движения.
Логоритмика.
Игра на музыкальных
инструментах.

Интеграция с логопедической работой,
образовательными областями «Речевое
развитие» «Социальнокоммуникативное развитие» — раздел
«Игра»,
«Безопасное поведение в быту,
социуме, природе» «Представления о
мире людей и рукотворных
материалах»
Интеграция с разделом
«Конструирование»
Художественно-эстетическое развитие»
— «Изобразительное творчество».

Образовательная область «Речевое развитие»*
Разделы

Синтаксическая
структура
предложения

Связная речь

Содержание

Интеграция с образовательными
областями
правильно Логопедическая работа.
простые

Развитие умения
строить
распространенные
предложения, предложения с
однородными
членами,
простейшие
виды
сложносочиненных
и
сложноподчиненных
предложений.
Обучение детей употреблению
сложноподчиненных
предложений
с
использованием
подчинительных союзов.
Составление описательных и
повествовательных рассказов.
Ознакомление с литературными
произведениями
и
рассказывание их Слушание
сказок,
стихотворений.
Разучивание стихотворений.
Рассказывание сказок, коротких
рассказов и историй с помощью
пальчикового,
настольного,
перчаточного театра, кукол бибабо,
серий
картинок,
наглядных
моделей,
символических средств
Разыгрывание
по
ролям
литературных произведений.
Коллективный

Логопедическая работа.
«Социально-коммуникативное
развитие» — раздел «Игра».
Логопедическая работа.
«Художественно-эстетическое
развитие» — раздел «Изобразительное
творчество».

«Художественно
эстетическое
развитие» — раздел «Изобразительное
рассказ- творчество».
«Социально23

рисование
по
произведения.

содержанию коммуникативное
развитие»
разделы «Игра», «Труд».

—

Изготовление
книжек- Логопедическая работа.
самоделок
из
рисунков,
аппликаций. Показ, называние
персонажей
сказки,
драматизация каждого эпизода.

Ознакомление с
произведениями
искусства
(картины,
иллюстрации
детских книг и т.
п.) и рассказы о
них.

Составление рассказов в виде
сообщений.
Рассматривание
картин
художников.
Разыгрывание
ситуаций, изображенных на
картинах.
Составление предложений и
рассказов по картинам.

Коллективные работы на тему
картины: диорама по сюжету
картины,
коллективный
рисунок-аппликация
с
последующим рассказыванием
по
содержанию
картины.
Экскурсии в музеи, картинные
галереи (вместе с родителями).
Экскурсии в мини- картинные
галереи ГДОУ.
Знакомство
с
понятием
предложение.
Составление
графических
схем
Составление
Обучение грамоте предложения.
графических схем слогов, слов.
Знакомство
с
печатными
буквами.
Составление,
печатание
и
чтение:
- сочетаний букв;
- слогов;
- слов различной слоговой
структуры;
- предложений из двух-четырех
слов без предлога и с
предлогом.
Обучение детей послоговому
слитному чтению слов,
предложений, коротких
текстов.

Логопедическая работа.
Социально-коммуникативное развитие
— разделы «Игра», «Представления о
мире
людей
и
рукотворных
материалах».
«Художественно-эстетическое
развитие» - раздел «Изобразительное
творчество».

Интеграция с логопедической работой
по всем направлениям подраздела.

24

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»*
Разделы
Содержание
Интеграция с
образовательными областями
Режиссерские игры, игры –
Интеграция с образовательной
драматизации, подвижные игры,
областью «Физическое развитие»
дидактические игры, сюжетно – ролевые - раздел «Физическая культура»
Игра
игры, изготовление игровых атрибутов,
строительно – конструктивные игры с
Интеграция с разделом «Труд»
последующим разыгрыванием игровых
сюжетов, создание игровой предметно –
Интеграция с образовательной
развивающей среды, самостоятельные
областью «Познавательное
игры детей и игры с участием взрослых
развитие» - раздел
по различным темам, проигрывание
«Конструирование»
сюжетных линий, соединение двух – трех
сюжетных линий в единую игру, игровые Интеграция с разделами
ситуации, в которых возникает
«Представления о мире людей и
необходимость менять сюжетную линию рукотворных материалах»,
в определенных условиях, сюжетно –
«Безопасное поведение в быту,
ролевые игры, разворачивающиеся на
социуме, природе», «Труд»
нескольких планах.
Театрализованные
игры.
Игры
–
имитации
образов
сказочных
персонажей, последовательных действий
человека,
животных
и
птиц,
разыгрывание представлений по сюжетам
литературных произведений. Игры –
импровизации по сюжетам литературных
произведений, с театральными куклами,
изготовление
атрибутов
для
театрализованных игр.
Жизнь ребенка среди взрослых и
Интеграция с логопедической
сверстников.
работой и образовательными
областями «Речевое развитие»,
Представления
«Познавательное развитие» о мире людей и Ребенок в мире игрушек и игр.
раздел «Конструирование».
рукотворных
«Художественно – эстетическое
материалах
Ребенок в детском саду.
развитие» - раздел
«Изобразительное творчество»,
Ребенок знакомится со страной, жизнью
«Физическое развитие» - раздел
людей в обществе и их трудом.
«Представления о здоровом
образе жизни и гигиене».
Ребенок познает мир техники.
Интеграция с разделами «Труд»,
«Игра», «Безопасное поведение в
быту, социуме, природе».
Безопасность в доме (детском саду).
Интеграция с разделом
Безопасное
«Представления о мире людей и
поведение в
рукотворных материалах»,
быту, социуме, Безопасность на улице, в природе.
«Игра», «Труд».
природе
Интеграция с логопедической
25

Труд

Хозяйственно – бытовой труд.
Труд в природе.
Ручной труд.

работой, образовательной
областью «Речевое развитие».
Интеграция с образовательными
областями «Познавательное
развитие» - раздел «Развитие
представлений о себе и об
окружающем природном мире»,
«Художественно – эстетическое
развитие» - раздел
«Изобразительное творчество».
Интеграция с образовательными
областями «Физическое
развитие» - раздел
«Представления о здоровом
образе жизни и гигиене»,
«Художественно – эстетическое
развитие» - раздел
«Изобразительное творчество»,
«Познавательное развитие» раздел «Элементарные
математические представления»,
с разделами «Представления о
мире людей и рукотворных
материалах», «Безопасное
поведение в быту, социуме,
природе», «Игра».

*интеграция логопедической работы

26

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы
Структура образовательного процесса в группах для детей с ТНР в течение дня состоит из
трех блоков:
1.Первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает:
 совместную деятельность воспитателя с детьми;
 свободную самостоятельную деятельность детей.
2.Второй блок (продолжительность с 9.00 до 11.00 часов) представляет собой непосредственно
образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития
детей, которая организуется в форме игровых занятий.
3.Третий блок (продолжительность с 15.30 до 19.00 часов):
 коррекционная, развивающая деятельность детей со взрослыми, осуществляющими
образовательный процесс;
 самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем.
Образовательная деятельность с детьми по «Программе» рассчитана на пятидневную рабочую
неделю. Продолжительность учебного года — с 1 сентября по 30 июня. Пять недель в году (три в
начале сентября и две в начале мая) отводятся на диагностику Уровня знаний и умений детей по
всем разделам программы.
В летний период непосредственная образовательная деятельность не рекомендуется. Вместо
нее возможно проводить спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и
другие мероприятия, а также увеличивать продолжительность прогулок.
В работе с детьми с общим недоразвитием речи используются следующие педагогические
технологии: личностно-ориентированная, игровая, коррекционно-развивающая, проектная,
здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная.
Коррекционно-развивающая. Осуществляю коррекционную работу, направленную на
предупреждение, компенсацию и коррекцию нарушений в речевом развитии.
Игровая. С помощью игровой деятельности формирую практические навыки по применению
полученных знаний. Использование игр на занятии способствует достижению предполагаемых
результатов освоения программы у детей с тяжелым нарушением речи.
Информационно-коммуникативная. Цель – внесение эффекта наглядности в занятии,
повышение мотивационной активности, оптимизации взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка,
всестороннее развитие ребенка. Применяется на любом этапе совместной организованной
деятельности:

для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную
ситуацию;

для сопровождения объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и
т.д.);

как информационно-обучающее пособие;

для контроля усвоения материала детьми.
Технология сотрудничества. Совместно с детьми вырабатываются и обсуждаются цели,
содержание занятия, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Личностно-ориентированная. Направлена на разностороннее, свободное и творческое
развитие ребенка.
Здоровьесберегающая. Организация рациональной двигательной активности: дыхательная,
артикуляционная и пальчиковая гимнастики, элементы самомассажа, физкультминутки.
Проектная деятельность. Усиливает познавательный интерес детей к различным областям
знаний, формирует навыки сотрудничества. Технология проектирования ориентируется на
совместную деятельность участников образовательного процесса: педагог – ребенок, ребенок –
родители, педагог – родители. Эта технология достигает различные цели: может являться
27

развлечением, перерастающим в творчество, а также обеспечивает признание важности и
необходимости его в коллективе. Результатом работы для детей может быть рисунок, альбом или
итоговое мероприятие. В ходе реализации данного вида деятельности у детей развивается
активность, ответственность, самостоятельность, чувство доверия друг к другу, интерес к
познанию.
Консультативное сопровождение. Благодаря этой технологии осуществляется постоянное
консультативное взаимодействие с воспитателями, работающими в группе компенсирующей
направленности и другими специалистами ДОУ.
Требования к организации воспитательно-образовательного процесса – см. Приложение № 2.
Расписание занятий – см. Приложение № 3.
График работы – см. Приложение № 4.

28

3.2. Программно-методическое обеспечение рабочей программы
3.2.1. Педагогические технологии, применяемые в коррекционной работе в
подготовительной группе для детей с ТНР
№
п/п
1

Название
Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 – 6 лет.

Автор
Е.В.Колесникова

2

Логопедическая ритмика

Г.А.Волкова

3

«Научите меня говорить правильно».

О.И.Крупенчук

4

«Учим буквы» (для детей 5 – 6 лет).

О.И.Крупенчук

5

«Готовим руку к письму».

О.И.Крупенчук

6

«Играем, читаем, пишем».

Е.О.Астафьева

7

Преодоление недоразвития фонематической стороны
речи у старших дошкольников.

З.Е.Агранович

8

Логопедическая азбука.

Е.В.Новикова

9

Преодоление речевых нарушений у дошкольников.

10

Формирование лексики и грамматического строя у
дошкольников с общим недоразвитием речи.

Л.В.Лопатина
Н.В.Серебрякова
Р.И.Лалаева
Н.В.Серебрякова

11

«Буду говорить, читать, писать правильно».

Г.А.Глинка

12

Комплект рабочих тетрадей по развитию речи на звуки.

Н.В.Новоторцева

13

«Вводим звуки в речь». Картотека заданий.

14

Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические
материалы.
Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с
ОНР (комплект).
«Правильно, складно, красиво учимся мы говорить».

Т.С.Перегудова
Г.А.Османова
Л.Е.Кыласова

15
16

Н.Э.Теремкова
М.Б.Успенский
Л.П.Успенская
С.В.Бойко

17

Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей
5 – 7 лет.

18

Формирование лексико-грамматических представлений.

Т.А.Ткаченко

19

В.В.Коноваленко
С.В.Коноваленко
Н.С.Четвертушкина

21

Дидактический материал по автоматизации звуков у
детей. Альбомы для логопедов
Слоговая структура слова: система коррекционных
упражнений для детей 5 – 7 лет.
«Развиваем графические навыки».

22

Графические диктанты.

В.Т.Голубь

20

Л.М.Граб

29

3.2.2. Примерный перечень игр и игровых упражнений
Раздел
Формирование слухового и
зрительного восприятия,
внимания, памяти,
зрительнопространственных
предоставлений

Общая, ручная и
артикуляторная моторика

Мыслительные
операции

Слухозрительное и
слухомоторное
взаимодействие в процессе
восприятия и воспроизведения ритмических
структур
Формирование сенсорноперцептивного уровня
восприятия
Фонетический, лексикограмматический строй речи,
связная речь

Игры и игровые упражнения
«Времена года», «Где такие?», «Запомни и найди», «Зверюшки на
дорожках», «Ищи и находи», «Какого цвета нет?», «Картина»,
«Картинка», «Колокол-колокольчик», «Кто внимательный», «Кто
где стоит», «Кто за кем пришел», «Лото», «Мастерская форм»,
«Найди и назови», «Найди клад», «О чем говорит улица?», «Обед
для матрешек», «Позвони на том же месте», «Поймай меня»,
«Положи верно», «Построй ворота», «Прятки с игрушками»,
«Расставь по местам», «Собери букет», «Спрячь игрушку»,
«Телефон», «У кого такое?», «Угадайка», «Цвет и форма»,
«Цветик- семицветик», «Цветные дома», «Чего не стало?», «Что
бывает такого цвета?», «Что досталось тебе, дружок?», «Что за
чем звучало?», «Что изменилось?», «Что нарисовано?», «Чья это
конура?».
«Бочонок с водой», «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не
скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают», «Домик»,
«Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок», «Колокол», «Кот»,
«Кошки-мышки», «Кулак — кольцо», «Курочка — петушок»,
«Ладони на столе». «Лакомка», «Ловкие пальцы», «Лодочка»,
«Лошадки», «На одной ножке вдоль дорожки», «Ножницы»,
«Пальчики здороваются», «Пассажиры в автобусе», «Паук», «По
узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Пожарники», «Птичка
летит», «Птички», «Пчела», «Пять человечков». «Серсо», «Скакалка», «Солнечные лучи», «Спичечные коробки», «Топ-хлоп»
«Флажок», «Часы», «Человечек» и др., а также специальные игр (
вые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных
фонетических групп звуков).
«Исключи неподходящую картинку (слово)», «Назови одним
словом», «Назови, какие бывают...», «Отгадай загадки, найди
отгадку»,
«Подбери
слова
(простые
аналогии)»,
«Последовательные картинки», «Путаница», «Разложи и назови»,
«Составь картинку», «Составь фигуру», «Сравни», «Что здесь
должно быть нарисовано» и др.
«Азбука Морзе». «Дятел», «Композитор», «Музыканты»,
«Ритмические загадки», «Ритмический диктант», «Ритмическое
эхо», «Телеграфист» и др.

«Волшебная страна», «Дразнилки», «Не ошибись», «Повтори, как
я», «Телефон». «Эхо» и др.
«Волшебник», «Волшебные картинки», «Вопрос — ответ»,
«Вставь пропущенное слово», «Два медведя», «Доктор Айболит»,
«Дополни предложение», «Ждем гостей», «Желание», «Живое —
неживое», «Закончи предложение», «Запомни схему», «Исправь
ошибку», «Комарик и слон», «Кто больше?», «Кто кого обгонит»,
30

Коррекция нарушений
движения артикуляторного
аппарата, дыхательной и
голосовой функции

Подготовка к обучению
грамоте

«Кто чем защищается», «Кто что может делать», «Ласково — не
ласково», «Летает — ползает — прыгает», «Лишнее слово»,
«Ловкий мяч», «Логопедические кубики», «Любопытная
Варвара», «Мастера-умельцы», «Назови лишнее слово», «Назови
лишний предмет», «Назови нужное слово», «Назови по порядку»,
«Назови похожие слова», «Назови, сколько?», «Найди картинку»,
«Найди начатое слово», «Найди пару», «Найди слованеприятели», «Найди хозяина», «Один — много», «Опиши
предмет», «Отгадайка», «Подбери слова», «Подскажи словечко»,
«Полезные животные», «Помоги Незнайке», «Посчитай»,
«Потерянное слово», «Похожие слова», «Продолжи словесный
ряд», «Прятки», «Рассеянный ученик», «Рыболов», «С чем
корзинка?», «Скажи наоборот», «Скажи одним предложением»,
«Слова-близнецы», «Слова-родственники», «Сложные слова»,
«Соедини слова», «Создай новое слово», «Солнечный зайчик»,
«У кого какая шуба», «Угадай по листику дерево». «Угадай
профессию», «Узнай, о чем я говорю», «Цирк», «Что нужно?»,
«Что
общего?»,
«Чудесный
мешочек»,
«Чудо-дерево»,
«Экскурсия», «Я, мы, он, она — вместе дружная страна» и др.
«Аня поет», «Бабочка летит», «Больной пальчик», «В лесу»,
«Вода кипит», «Вопрос — ответ», «Воробышки», «Ворона»,
«Высоко — низко», «Горячий чай», «Гром», «Дровосек», «Забей
мяч в ворота», «Задуй свечу», «Зоопарк», «Игра на пианино»,
«Корова». «Немое кино», «Потянем резиночки», «Снежинки»,
«Сова», «Ступеньки», «Тихо — громко», «Три медведя»
«Трубач», «Укладываем куклу спать», «Часы», «Эхо» и др.
«В гостях у бабушки Азбуки», «Добавишь букву,
изменишь слово», «Кто больше составит слов9», «Куда спешат
звери», «Наборщики», «Не знаешь — научим, не умеешь —
покажем», «Новоселы», «Отгадай слово», «Прошлогодний снег»,
«Слово рассыпалось», «Слоговой аукцион», «Угадайка», «Умные
клеточки-2», «Умные клеточки-3», «Учитель — ученик», «Чей
улов больше?», «Шифровальщики», «Школа» и др.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».