Рабочая программа муз.руоводителя в поготовит. группах ТНР Солнышко, Звёздочки, Смешарики

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт – Петербурга
ПРИНЯТА
на заседании Педагогического совета
протокол №1 от 30.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНА
Заведующий ГБДОУ №47
Богданова А.Б. ___________
приказ №232 от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ
ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для детей с ТНР «Солнышко», «Звёздочки», «Смешарики»
на 2023 – 2024 учебный год
Музыкальный руководитель:
Фадеева Н.К.

Санкт-Петербург
2023 год

Паспорт программы
Название программы

Сроки реализации
Наименование
учреждения

Автор

Рабочая программа музыкального руководителя в подготовительных
группах компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Солнышко», «Звёздочки», «Смешарики»
2023 - 2024 учебный год
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 компенсирующего вида Фрунзенского района СанктПетербурга
Фадеева Надежда Константиновна
должность – музыкальный руководитель
образование – средне-специальное
квалификация – высшая категория

2

Оглавление
1.
Целевой раздел……………………………………………………………………… 4
1.1
Пояснительная записка……………………………………………………………... 4
1.1.1. Цель реализации Программы ……………………………………………………….. 5
1.1.2. Задачи Программы …………………………………………………………………... 5
1.1.3. Принципы построения Программы ………………………………………………… 6
1.1.4 Специфические принципы и подходы к построению Программы ……………….. 6
1.1.5. Планируемые результаты …………………………………………………………… 7
1.2
Характеристики, значимые для разработки и реализации программы………..... 9
2.
Содержательный раздел………………………………………………………….. 12
2.1
Возрастные особенности психофизического развития детей……………………12
2.2
Музыкально – художественная деятельность...................................................... 14
2.3
Форма работы по реализации основных задач по видам музыкальной
деятельности…………………………………………………………………….…. 15
2.4 Коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с ТНР…………… 24
3.
Организационный раздел……………………………………………………………26
3.1 Связь с другими образовательными областями……………………………………26
3.2. Культурно – досуговая деятельность……………………………………………… 26
3.3 Примерный музыкальный материал……………………………………………… 27
3.4 Литература…………………………………………………………………………… 31

3

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее по тексту – ГБДОУ №47 или дошкольное
образовательное учреждение, или образовательное учреждение) осуществляет образовательную
деятельность на одной площадке, расположенной по адресу Санкт-Петербург, ул. Малая
Балканская, д.42, корп.2, лит. А.
Рабочая программа музыкального руководителя в
подготовтельной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР разрабатывалась и
утверждалась Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями Федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, на основе Адаптированной образовательной
программы дошкольного
образования
Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада №47 компенсирующего вида Фрунзенского района
Санкт-Петербурга.
Программа разработана в соответствии с:
федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее – ФГОС ДО);
приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного
образования»;
приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 июля 2020 г. N 373»;
иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
Уставом ГБДОУ детский сад № 47.
1.1

4

1.1.1. Цель реализации программы
Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося младшего дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов.
1.1.2. Задачи программы:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том
числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником,
родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
родителей
(законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, охраны и
укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и начального
общего образования.
Задачи музыкального развития:
- воспитывать эстетические чувства (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и
явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных
видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
- приобщать к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам
мировой художественной культуры;
5

- создавать условия для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах
художественно-творческой деятельности;
- формировать целостную картину мира на основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его освоения детьми;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение Государственного гимна
Российской Федерации;
- продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать музыкальноэстетический вкус; развивать у детей музыкальные способности: поэтический и музыкальный
слух, чувство ритма, музыкальную память;
- продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный
отклик при восприятии музыки разного характера;
- формирование у детей основы художественно-эстетического восприятия мира, становление
эстетического и эмоционально-нравственного отношения к отражению окружающей
действительности в музыке; знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями;
- совершенствовать у детей звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух; способствовать дальнейшему формированию певческого голоса;
-развивать у детей навык движения под музыку;
- развивать детское музыкально-художественное творчество, реализация самостоятельной
творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении;
- формировать у детей умение использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге;
- обучать детей игре на детских музыкальных инструментах.
1.1.3. В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и
обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество ДОУ с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся.
1.1.4. Специфические принципы и подходы к формированию Программы для обучающихся
с ТНР:
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья
и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся:
ДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими
6

организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и
(или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи).
2. Индивидуализация Программы предполагает такое построение образовательной
деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного
процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание
образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и
ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и
скрытых возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в
соответствии
со
Стандартом
Программа
предполагает
всестороннее
социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие
обучающихся посредством различных видов детской активности. Деление Программы на
образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком
по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между
отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное
развитие обучающихся с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным,
художественно-эстетическое - с познавательным и речевым. Содержание образовательной
деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация
образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР
дошкольного возраста.
1.1.5. Планируемые результаты.
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности
дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного
образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики
развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений
обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР планируемые
результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми младшего дошкольного возраста с
ТНР:
1) способен к устойчивому эмоциональному контакту с педагогическим работником и
обучающимися;
2) проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими,
7

желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;
3) понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной
речи;
4) пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые
фразы;
5) понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные простыми по степени
сложности синтаксическими конструкциями;
6) различает значения бытовой лексики и их грамматические формы;
7) называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами
сказок или другими объектами;
8) участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки,
используя слова, простые предложения, состоящие из двух - трех слов, которые могут
добавляться жестами);
9) рассказывает двустишья;
10) использует слова, простые предложения, состоящие из двух - трех слов, которые могут
сопровождаться жестами;
11) произносит простые по артикуляции звуки;
12) воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых,
закрытых слогов;
13) выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в
разыгрывании сюжета: цепочки двух - трех действий;
14) соблюдает в игре элементарные правила;
15) осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в различные игры;
16) проявляет интерес к действиям других обучающихся, может им подражать;
17) замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям
педагогического работника;
18) выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям
человека;
19) показывает по словесной инструкции и может назвать два - четыре основных цвета и
две - три формы;
20) выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький");
21) усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;
22) считает с соблюдением принципа "один к одному" (в доступных пределах счета);
23) знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и
части суток (день и ночь);
24) эмоционально положительно относится ко всем видам детской деятельности, ее
процессу и результатам;
25) владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной
деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;
26) планирует основные этапы предстоящей работы с помощью педагогического
работника;
27) с помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет ритмические
движения с музыкальным сопровождением;
28) осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание);
29) обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по
8

сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне);
30) действует в соответствии с инструкцией;
31) выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и
перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической
культуре (воспитателя);
32) стремится принимать активное участие в подвижных играх;
33) выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной
помощью педагогического работника;
34) с незначительной помощью педагогического работника стремится поддерживать
опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия,
ориентируясь на образец и словесные просьбы педагогического работника.
Планируемые результаты в разделе «Музыкальное развитие»
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и
развитию дошкольников следует считать:









определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на
котором оно исполняется
определяет общее настроение, характер музыкального произведения
различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев)
может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая
мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание)
может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него
умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером
музыки, музыкальными образами; передавать несложный ритмический рисунок
умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с
приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг)
исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных инструментах несложные
песни и мелодии

1.2 Характеристики, значимые для разработки и реализации программы
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной
нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое
сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической
деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский),
можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния
его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в
умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Общая характеристика детей с учётом речевых уровней (по Р.Е. Левиной, Т.Б.Филичевой)
На первом уровне развития речи полностью отсутствуют вербальные средства общения,
хотя мимико-жестикуляторная речь относительно сохранна. У детей данной группы
звукоподражания и звуковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут номинативное и
предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многозначными. Дифференцированное
обозначение предметов и действий заменяется названием предметов и наоборот. В речи
отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений, речь
становится понятной лишь в конкретной ситуации и не может служить средством полноценного
общения. Характерной чертой первого уровня речевого развития является отсутствие
грамматических связей слов между собой и морфологических элементов для передачи
9

грамматических отношений. Пассивный словарь детей шире активного, но понимание речи
остается ограниченным. Особые трудности вызывает понимание значений грамматических
изменений слова: дети не различают формы единственного и множественного числа
существительных, глаголов прошедшего времени, формы женского и мужского рода, не
понимают значения предлогов. Звукопроизношение: фонетический состав употребляемых слов
ограничен звуками раннего онтогенеза речи.
Второй уровень речевого развития указывает на возросшую речевую активность детей.
Словарь становится более разнообразным, однако остается ограниченным качественно и
количественно. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова
близкими по смыслу. Спонтанная речь детей характеризуется наличием разноплановых средств
общения, включающих в себя следующие лексико-грамматические разряды слов:
существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и
союзы. Характерные для этого уровня резко выраженные аграмматизмы затрудняют понимание
речи. Оно остается неполным, т.к. многие грамматические формы недостаточно различаются
детьми. На этом уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые
используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и
частицы употребляются редко. Звукопроизношение остается несформированным. Наиболее
характерны в этот период замены одних звуков другими, смешение звуков. Нарушено
произношение свистящих, шипящих, аффрикат. Одним из распространенных и специфических
дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов. Для детей характерно
нарушение слуховой дифференциации звуков как внутри основных фонетических групп, так и
звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического
восприятия и неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.
У детей с третьим уровнем речевого развития номинативный и предикативный словарь
превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и
действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в
использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование
новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют нужное слово другим,
сходным по значению. Детям с этим уровнем речевого развития характерно нарушение слуховой
дифференциации звуков. Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза,
нарушение слоговой структуры слова. Несформированность грамматического строя речи
проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Дети часто
пропускают предлоги или не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются
отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей
множественного числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы). Часто
допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные
числительные (пять стула). Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием
четкости, последовательности изложения.
Четвёртый уровень речевого развития: дети с незначительно
выраженными
нарушениями в лексике, фонетике, грамматике. Нарушения эти чаще проявляются в процессе
детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий; у них нет грубых
нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно дифференциация звуков.
Своеобразие нарушения слоговой структуры слова у этих детей заключается в том, что, понимая
значение слова, они не могут удержать в памяти его фонематический образ, а поэтому возникают
искажения звуковой модели слова. Степень отставания в правильном употреблении сложных по
структуре слов особенно наглядно выступает в сравнении с нормой. Недостаточная внятность,
выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление общей
невнятности речи. Несформированность звукослоговой структуры, смешение звуков говорит о
том, что процесс звукообразования еще не закончен у этих детей. Отмечаются отдельные
10

недостатки смысловой стороны языка. Предметный словарь детей достаточный, однако, в нем
отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, птиц (филин, кенгуру), растений
(кактус, вьюн), частей тела (пятка, ноздри) и др. Стойкими остаются ошибки при употреблении
уменьшительно-ласкательных существительных, существительных с суффиксами единичности
(песок-песчинка). У детей, кроме того, отмечаются трудности в образовании малознакомых
сложных слов (пчельник-пчеловод).Недостаточный уровень сформированности лексических
средств языка особенно ярко проступает в понимании и употреблении детьми фраз, пословиц с
переносным значением. В грамматическом оформлении речи у одних детей отмечается
незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер. Причем, если
предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан верный выбор.
Это свидетельствует о том, что становление грамматического строя находится на уровне,
приближающемся к норме. У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже
выбрав правильный образец, спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему
будут пользоваться ошибочными формулировками. Следующей отличительной особенностью
детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи. У них недостаточно развито
умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и
синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают
значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных
элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в
программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски
отдельных смысловых звеньев.
Рабочая программа предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю.
Одно музыкальное занятие проводится с элементами логопедической ритмики.

группа

возраст

Продолжительность
музыкального
занятия (мин.)

Подготовительная
к школе группа

от 6 до 7 лет

30

Продолжительность
музыкального занятия
с элементами
логоритмики (мин.)
до 35

11

2. Содержательный раздел
2.1

Возрастные особенности психофизического развития детей

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например,
свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не
всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько
центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны
отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в
зависимости от места в нем.
Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или
покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в
какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя
автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры
требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль,
сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или
иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений,
передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно
изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы:
принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната
и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена
различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из
строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как
изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности
различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными
предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их
строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно
подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе
последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который
понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности
постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и
придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не
просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

12

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны
целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные
отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором
нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не
воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга
точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение
развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить
различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к
стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся
словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно
употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.В
результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются
диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе
завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой
культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации,
формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким
уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно
учиться в школе.

13

2.2 Музыкально – художественная деятельность.
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик
при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать звуковысотный, ритмический,
тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого
голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных
инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Слушание. Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты —
терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную
память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с
элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт,
симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с
мелодией Государственного гимна Российской Федерации.
Пение. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять
практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре
второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на
артикуляцию (дикцию).
Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным
сопровождением и без него.
Песенное творчество. Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве
образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему
по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения. Способствовать дальнейшему развитию навыков
танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с
разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.). Развивать
танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных
образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Способствовать развитию творческой
активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в
оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.). Учить детей импровизировать под музыку
соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый
козлик и т. п.).
Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с
воображаемыми предметами. Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях
музыкальных образов. Содействовать проявлению активности и самостоятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить с музыкальными произведениями в
исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Учить играть на металлофоне,
свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных
инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в
оркестре и в ансамбле.

14

2.3 Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной
деятельности
Раздел «Слушание»
Формы работы
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые


Использование
музыки:
-на утренней
гимнастике и
физкультурных
занятиях;
- на музыкальных
занятиях;
- во время умывания

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 Музыка в
повседневной
жизни:
-Другие занятия

- в компьютерных
играх
- перед дневным
сном
- при пробуждении
- на праздниках и
развлечениях

Индивидуальные
Подгрупповые


-Театрализованная
деятельность
-Слушание
музыкальных
сказок,

- на других занятиях
(ознакомление с
окружающим миром,
- Беседы с детьми о
развитие речи,
музыке;
изобразительная
деятельность)
-Просмотр
мультфильмов,
- во время прогулки
фрагментов
(в теплое время)
детских
- в сюжетно-ролевых музыкальных
фильмов
играх
- Рассматривание
иллюстраций в
детских книгах,
репродукций,
предметов
окружающей
действительности;
- Рассматривание
портретов

Совместная деятельность с
семьей



Создание
условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе: подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных и
неозвученных),
музыкальных
игрушек,
театральных
кукол, атрибутов,
элементов
костюмов для
театрализованно
й деятельности.
ТСО
Игры в
«праздники»,
«концерт»,
«оркестр»,
«музыкальные
занятия»,
«телевизор»

















Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Консультации для
родителей
Родительские собрания
Индивидуальные
беседы
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления, оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды,
папки или ширмыпередвижки)
Оказание помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения музеев,
выставок, детских
музыкальных театров
Прослушивание
аудиозаписей,
Прослушивание
15

композиторов



аудиозаписей с
просмотром
соответствующих
иллюстраций,
репродукций картин,
портретов композиторов
Просмотр
видеофильмов

16

Раздел «Пение»
Формы работы
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые


Использование
пения:
- на музыкальных
занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки
(в теплое время)

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 Музыка в
повседневной
жизни:
-Театрализованная
деятельность

Совместная деятельность с
семьей

Индивидуальные
Подгрупповые


-Пение знакомых
- в сюжетно-ролевых песен во время
играх
игр, прогулок в
-в театрализованной теплую погоду
деятельности
- на праздниках и
развлечениях



Создание
условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе: подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных и
неозвученных),
иллюстраций
знакомых песен,
музыкальных
игрушек, макетов
инструментов,
хорошо
иллюстрированн
ых «нотных
тетрадей по
песенному
репертуару»,
театральных
кукол, атрибутов
для
театрализации,
элементов
костюмов
различных
персонажей.
Портреты
композиторов.
ТСО
Создание для
детей игровых
творческих
ситуаций
(сюжетноролевая игра),
способствующих
сочинению
















Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные выступления
детей и родителей,
совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки)
Создание музея
любимого композитора
Оказание помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения детских
музыкальных театров
Совместное пение
знакомых песен при
рассматрвании
иллюстраций в детских
книгах, репродукций,
портретов композиторов,
предметов окружающей
действительности
Создание
совместных
песенников
17











мелодий по
образцу и без
него, используя
для этого
знакомые песни,
пьесы, танцы.
Игры в «детскую
оперу»,
«спектакль»,
«кукольный
театр» с
игрушками,
куклами, где
используют
песенную
импровизацию,
озвучивая
персонажей.
Музыкальнодидактические
игры
Инсценирование
песен, хороводов
Музыкальное
музицирование с
песенной
импровизацией
Пение знакомых
песен при
рассматривании
иллюстраций в
детских книгах,
репродукций,
портретов
композиторов,
предметов
окружающей
действительност
и
Пение знакомых
песен при
рассматривании
иллюстраций в
детских книгах,
репродукций,
портретов
композиторов,
предметов
окруж. действит.

18

Раздел «Музыкально-ритмические движения»
Формы работы
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые


Использование
музыкальноритмических
движений:
-на утренней
гимнастике и
физкультурных
занятиях;
- на музыкальных
занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 Музыка в
повседневной
жизни:
-Театрализованная
деятельность
-Музыкальные
игры, хороводы с
пением
-Инсценирование
песен

- в сюжетно-ролевых -Развитие
играх
танцевальноигрового
- на праздниках и
творчества
развлечениях
- Празднование
дней рождения

Совместная деятельность с
семьей

Индивидуальные
Подгрупповые


Создание
условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе:
-подбор
музыкальных
инструментов,
музыкальных
игрушек, макетов
инструментов,
хорошо
иллюстрированных
«нотных тетрадей по
песенному
репертуару»,
атрибутов для
музыкально-игровых
упражнений,










-подбор элементов

костюмов различных
персонажей для
инсценировании
песен, музыкальных 
игр и постановок

небольших
музыкальных
спектаклей
Портреты
композиторов. ТСО.


Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения
в
ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные выступления
детей
и
родителей,
совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для
родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки)
Создание
музея
любимого композитора
Оказание
помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения
детских
музыкальных театров
Создание
фонотеки,
видеотеки с любимыми
танцами детей

Создание для
детей игровых
творческих
ситуаций
19









(сюжетноролевая игра),
способствующих
импровизации
движений разных
персонажей
животных и
людей под
музыку
соответствующег
о характера
Придумывание
простейших
танцевальных
движений
Инсценирование
содержания
песен,
хороводов,
Составление
композиций
русских танцев,
вариаций
элементов
плясовых
движений
Придумывание
выразительных
действий с
воображаемыми
предметами

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Формы работы
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые
- на музыкальных
занятиях;
- на других
занятиях

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Создание

условий
для
 Праздники,
самостоятельной
развлечения
музыкальной
 Музыка
в
деятельности в
повседневной
группе: подбор 
жизни:
музыкальных
-Театрализованная

Совместная деятельность с
семьей

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения
в
ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку к
ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
20

- во время прогулки

деятельность

- в сюжетноролевых играх

-Игры
элементами
аккомпанемента

- на праздниках и
развлечениях

с

Празднование
дней рождения












инструментов,
музыкальных
игрушек,
макетов
инструментов,
хорошо
иллюстрированн
ых
«нотных
тетрадей
по
песенному
репертуару»,
театральных
кукол, атрибутов
и
элементов
костюмов
для
театрализации.
Портреты
композиторов.
ТСО
Создание
для
детей
игровых
творческих
ситуаций
(сюжетноролевая
игра),
способствующих
импровизации в
музицировании
Импровизация
на инструментах
Музыкальнодидактические
игры
Игрыдраматизации
Аккомпанемент
в пении, танце
Детский
ансамбль,
оркестр
Игры
в
«концерт»,
«спектакль»,
«музыкальные
занятия»,
«оркестр».
Подбор
на
инструментах
знакомых
мелодий
и
сочинения новых










родителей для детей,
совместные выступления
детей
и
родителей,
совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для
родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки)
Создание
музея
любимого композитора
Оказание
помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения
детских
музыкальных театров
Совместный
ансамбль,
оркестр

21

Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на
детских музыкальных инструментах
Формы работы
Режимные
моменты

Индивидуальные
Подгрупповые
- на музыкальных
занятиях;
- на других
занятиях
- во время
прогулки
- в сюжетноролевых играх
- на праздниках и
развлечениях

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей

Совместная деятельность с
семьей

Групповые
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Создание

условий
для
 Праздники,
самостоятельной
развлечения
музыкальной
 В повседневной
деятельности
в
жизни:
группе:
подбор 
-Театрализованная
музыкальных
деятельность
инструментов
(озвученных
и
- Игры
неозвученных),
музыкальных
- Празднование
игрушек,
дней рождения
театральных
кукол, атрибутов
для
ряженья, 
ТСО.
 Создание
для 
детей
игровых
творческих
ситуаций
(сюжетноролевая
игра),
способствующих 
импровизации в
пении, движении,
музицировании
 Импровизация

мелодий
на
собственные
слова,
придумывание
песенок
 Придумывание
простейших
танцевальных
движений
 Инсценирование
содержания
песен, хороводов

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для
родителей
(стенды,
папки
или
ширмыпередвижки)
Оказание
помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения
детских
музыкальных театров

22









Составление
композиций
танца
Импровизация на
инструментах
Музыкальнодидактические
игры
Игрыдраматизации
Аккомпанемент в
пении, танце и др
Детский
ансамбль,
оркестр
Игры
в
«концерт»,
«спектакль»,
«музыкальные
занятия»,
«оркестр»,

23

2.4 Коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с ТНР
Само понимание механизмов возникновения нарушений речи у детей и знания
особенностей его проявления определяет необходимость применения комплекса коррекционных
мероприятий. Под современным комплексным подходом к преодолению ТНР мы понимаем
лечебно – педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка
со стороны разных специалистов.
Метод представляет собой комплекс лечебно – педагогических мер, применение которых
реально, когда коррекция ТНР у детей дошкольного возраста проводится в условиях
специального детского сада.
Весь лечебно – педагогический комплекс по характеру его воздействия можно условно
разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную.
Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно проводят
врачи, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья детей с
речевым нарушением, устранение патологических проявлений в их психофизическом состоянии
(ослабление неврологической микросимптоматики, расстройств вегетативной нервной системы,
нарушений моторики и др.)
К лечебно-оздоровительной работе относятся:
 Общегигиенические мероприятия
 Медикаментозное лечение
 Психотерапия
 Физиотерапия
 Лечебная физкультура (ЛФК) и (или) лечебная ритмика
 Массаж
 Закаливающие процедуры
 Водные процедуры
Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в
которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением
определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе
как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных
функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и
словом. /Волкова, 2003/
Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко /1941 год/, рекомендует
использовать в логопедической работе по коррекции неречевых функций следующие средства
логопедической ритмике:
 Вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях),
 Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
 Упражнения, регулирующие мышечный тонус
 Упражнения, активизирующие внимание
 Счетные упражнения
 Речевые упражнения без музыкального сопровождения
 Упражнения, формирующие чувство музыкального размера и ритма
 Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
 Ритмические упражнения
 Пение
 Игру на музыкальных инструментах
 Музыкальную самостоятельную деятельность
 Игровую деятельность
 Упражнения для развития творческой активности
 Заключительные упражнения
 Релаксация
24

Необходимо подходить к средствам логопедической ритмике как к системе постепенно
усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком дошкольного
возраста с учетом структуры его речевого дефекта.
При составлении занятий по логопедической ритмике следует учитывать следующие
дидактические принципы: наглядность, научность, доступность, поэтапное повышение
требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к
каждому ребенку.
Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на специальные принципы:
связь логопедической ритмики с физическим возможностями детей, ее оздоровительная
направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом
механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата / Волкова, 2003/
Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи
с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность
составляет 30 – 40 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции.

25

3. Организационный раздел
3.1 Связь с другими образовательными областями
формирование представлений о музыкальной культуре и
Социально –
коммуникативное развитие музыкальном искусстве;
развитие игровой деятельности;
формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу;
развитие свободного общения с взрослыми и детьми в
области музыки;
развитие всех компонентов устной речи в театрализованной
деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи;
сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей,
формирование представлений о здоровом образе жизни,
релаксация;
формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности в различных видах музыкальной
деятельности
расширение кругозора детей в области о музыки
Познавательное развитие
сенсорное развитие,
формирование целостной картины мира в сфере
музыкального искусства, творчества
использование музыкальных произведений с целью усиления
Речевое развитие
эмоционального восприятия художественных произведений
Художественно-эстетическое развитие детского творчества,
приобщение к различным видам искусства,
развитие
использование
художественных
произведений
для
обогащения содержания области «Музыка», закрепления
результатов восприятия музыки;
формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности;
развитие детского творчества.
развитие физических качеств для музыкально-ритмической
Физическое развитие
деятельности,
использование музыкальных произведений в качестве
музыкального сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной активности
3.2 Культурно - досуговая деятельность
В соответствии с требованиями Стандарта, в программу включен раздел «Культурно - досуговая
деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий.
Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить
каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует
формированию умения занимать себя. В разделе обозначены задачи педагога и приведены
примерные перечни возможных событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной
группы. Примерный перечень событий, праздников и мероприятий приводится в Приложении.
26

Отдых. Приобщать детей к интересной и полезной деятельности (игры, спорт, рисование, лепка,
моделирование, слушание музыки, просмотр мультфильмов, рассматривание книжных
иллюстраций и т. д.).
Развлечения. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть
доброжелательными и отзывчивыми; осмысленно использовать приобретенные знания и умения
в самостоятельной деятельности. Развивать творческие способности, любознательность, память,
воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях. Расширять представления об
искусстве, традициях и обычаях народов России, закреплять умение использовать полученные
навыки и знания в жизни.
Праздники. Расширять представления детей о международных и государственных праздниках.
Развивать чувство сопричастности к народным торжествам. Привлекать детей к активному,
разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство
удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Формировать основы
праздничной культуры.
Самостоятельная деятельность. Предоставлять детям возможности для проведения опытов с
различными материалами (водой, песком, глиной и т. п.); для наблюдений за растениями,
животными, окружающей природой. Развивать умение играть в настольно-печатные и
дидактические игры. Поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции
(открытки, фантики и т. п.), рассказывать об их содержании. Формировать умение планировать и
организовывать свою самостоятельную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми.
Творчество.
Совершенствовать
самостоятельную
музыкально-художественную
и
познавательную деятельность. Формировать потребность творчески проводить свободное время
в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной,
изобразительной, театральной и др. Содействовать посещению художественно-эстетических
студий по интересам ребенка.
3.3 Примерный музыкальный репертуар
Слушание
«Детская полька», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Колыбельная», муз. В.
Моцарта; «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Камаринская», муз. П.
Чайковского; «Осень», муз. Ан. Александрова, сл. М. Пожаровой; «Веселый крестьянин», муз. Р.
Шумана; «Осень» (из цикла «Времена года» А. Вивальди); «Октябрь» (из цикла «Времена года»
П. Чайковского); произведения из альбома «Бусинки» А. Гречанинова; «Море», «Белка», муз. Н.
Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Табакерочный вальс», муз. А.
Даргомыжского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Танец с саблями», муз. А.
Хачатуряна; «Зима пришла», «Тройка», муз. Г. Свиридова; «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька»,
«Танец», муз. Д. Шостаковича; «Кавалерийская», муз. Д. Кабалевского; «Зима» из цикла
«Времена года» А. Вивальди; «В пещере горного короля» (сюита из музыки к драме Г. Ибсена
«Пер Гюнт»), «Шествие гномов», соч. 54 Э. Грига; «Песня жаворонка», муз. П. Чайковского;
«Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Снегурочка»); «Рассвет на Москве-реке»,
муз. М. Мусоргского (вступление к опере «Хованщина»); «Грустная песня», «Старинный танец»,
27

«Весна и осень», муз. Г. Свиридова; «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди; Органная
токката ре минор И.-С. Баха; «На гармонике» из альбома «Бусинки» А. Гречанинова и другие
произведения из детских альбомов фортепианных пьес (по выбору музыкального руководителя);
«Менуэт» из детского альбома «Бирюльки» С. Майкапара; «Ромашковая Русь», «Незабудковая
гжель», «Свирель да рожок», «Палех» и «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова (сб. «Ромашковая
Русь»); «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди.Могут исполняться и другие произведения
русских и западноевропейских композиторов (по выбору музыкального руководителя).
Пение
Упражнения на развитие слуха и голоса. «Лиса по лесу ходила», рус.нар. песня; «Бубенчики»,
«Наш дом», «Дудка», «Кукушечка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Ходит зайка по
саду», рус.нар. мелодии; «Спите, куклы», «В школу», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова;
«Волк и козлята», эстон. нар.песня; «Зайка», «Петрушка», муз. В. Карасевой; «Труба», «Kонь»,
муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «В школу», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Котякоток», «Колыбельная», «Горошина», муз. В. «А я по лугу», рус.нар. мелодии; «Скок-скок,
поскок», рус. нар. песня; «Огород», муз. В. Карасевой; «Вальс», «Чепуха», «Балалайка», муз. Е.
Тиличеевой, сл. Н. Найденовой.
Песни. «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю.
Чичкова, сл. К. Ибряева; «Моя Россия», муз. Г. Струве; «Нам в любой мороз тепло», муз. М.
Парцхаладзе; «Улетают журавли», муз. В. Кикто; «Будет горка во дворе», муз. Т. Попатенко, сл.
Е. Авдиенко; «Зимняя песенка», муз. М. Kpaсева, сл. С. Вышеславцевой; «Елка», муз. Е.
Тиличеевой, сл. Е. Шмановой; «К нам приходит Hовый год», муз. В. Герчик, сл. З. Петровой;
«Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Самая хорошая», муз. В. Иванникова,
сл. О. Фадеевой; «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой; «Хорошо у
нас в саду», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца; «Хорошо, что снежок пошел», муз. А.
Островского; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «Это мамин день», муз. Ю.
Тугаринова;«Новогодняя хороводная», муз. С. Шнайдера; «Песенка про бабушку», «Братсолдат», муз. М. Парцхаладзе; «Пришла весна», муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой; «Веснянка»,
укр. нар.песня, обр. Г. Лобачева; «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И.
Черницкой; «Во поле береза стояла», рус.нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Я хочу
учиться», муз. A. Долуханяна, сл. З. Петровой; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл.
B. Малкова; «Мы теперь ученики», муз. Г. Струве; «Праздник Победы», муз. М. Парцхаладзе;
«Урок», муз. Т. Попатенко; «Летние цветы», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой; «Как пошли
наши подружки», рус.нар. песня; «Про козлика», муз. Г. Струве; «На мосточке», муз. А.
Филиппенко; «Песня о Москве», муз. Г. Свиридова; «Кто придумал песенку», муз. Д. ЛьваКомпанейца.
Песенное творчество
«Осенью», муз. Г. Зингера; «Веселая песенка», муз. Г. Струве, сл. В. Викторова; «Грустная
песенка», муз. Г. Струве; «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Весной», муз. Г. Зингера; «Тихая
песенка», «Громкая песенка», муз. Г. Струве; «Медленная песенка», «Быстрая песенка», муз. Г.
Струве.

28

Музыкально-ритмические движения
Упражнения. «Марш», муз. И. Кишко; ходьба бодрым и спокойным шагом под «Марш», муз. М.
Робера; «Бег», «Цветные флажки», муз. Е. Тиличеевой; «Кто лучше скачет?», «Бег», муз. Т.
Ломовой; «Шагают девочки и мальчики», муз. В. Золотарева; «Поднимай и скрещивай флажки»
(«Этюд», муз.К. Гуритта), «Кто лучше скачет?», «Бег», муз. Т. Ломовой; «Смелый наездник»,
муз. Р. Шумана; «Качание рук», польск. нар.мелодия, обр. В. Иванникова; «Упражнение с
лентами», муз. В. Моцарта; «Потопаем-покружимся»: «Ах, улица, улица широкая», рус.нар.
мелодия, обр. Т. Ломовой; «Полоскать платочки»: «Ой, утушка луговая», рус.нар. мелодия, обр.
Т. Ломовой; «Упражнение с цветами», муз. Т. Ломовой; «Упражнение с флажками», нем.
нар.танцевальная мелодия; «Упражнение с кубиками», муз. С. Соснина; «Погремушки», муз. Т.
Вилькорейской; «Упражнение с мячами», «Скакалки», муз. А. Петрова; «Упражнение с лентой»
(швед.нар. мелодия, обр. Л. Вишкарева); «Упражнение с лентой» («Игровая», муз. И. Кишко).
Этюды. «Попляшем» («Барашенька», рус.нар. мелодия); «Дождик» («Дождик», муз. Н.
Любарского); «Лошадки» («Танец», муз. Дарондо); «Обидели», муз. М. Степаненко; «Медведи
пляшут», муз. М. Красева;
Показывай направление («Марш», муз. Д. Кабалевского); каждая пара пляшет по-своему («Ах
ты, береза», рус.нар. мелодия); «Попрыгунья», Упрямец», муз. Г. Свиридова; «Лягушки и
аисты», муз. В. Витлина; «Пляска бабочек», муз. Е. Тиличеевой.
Танцы и пляски. «Парная пляска», карельск. нар.мелодия; «Танец с колосьями», муз. И.
Дунаевского (из кинофильма «Кубанские казаки»); «Круговой галоп», венг. нар.мелодия;
«Пружинка», муз. Ю. Чичкова («Полька»); «Парный танец», латыш.нар. мелодия; «Задорный
танец», муз. В. Золотарева; «Полька», муз. В. Косенко. «Вальс», муз. Е. Макарова; «Полька»,
муз. П. Чайковского; «Менуэт», муз. С. Майкапара; «Вальс», муз. Г. Бахман; «Яблочко», муз. Р.
Глиэра (из балета «Красный мак»); «Тачанка», муз. К. Листова; «Мазурка», муз. Г. Венявского;
«Каблучки», рус.нар. мелодия, обр. Е. Адлера; «Прялица», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой;
«Русская пляска с ложками», «А я по лугу», «Полянка», рус. нар. мелодии; «Посеяли девки лен»,
рус. нар. песня; «Сударушка», рус. нар. мелодия, обр. Ю. Слонова; «Кадриль с ложками», рус.
нар. мелодия, обр. Е. Туманяна; «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Уж я колышки тешу», рус.нар.
песня, обр. Е. Тиличеевой; «Тачанка», муз. К. Листова; «Вальс», муз. Ф. Шуберта; «Пошла
млада», «Всем, Надюша, расскажи», «Посеяли девки лен», рус.нар. песни; «Сударушка», рус.
нар. мелодия, обр. Ю. Слонова; «Барыня», рус. нар. песня, обр. В. Кикто; «Пойду ль, выйду ль я»,
рус. нар. мелодия.
Характерные танцы. «Танец Петрушек», муз. А. Даргомыжского («Вальс»); «Танец снежинок»,
муз. А. Жилина; «Выход к пляске медвежат», муз. М. Красева; «Матрешки», муз. Ю. Слонова,
сл. Л. Некрасовой; «Веселый слоник», муз. В. Комарова.
Хороводы. «Выйду ль я на реченьку», рус.нар. песня, обр. В. Иванникова; «На горе-то калина»,
рус. нар. мелодия, обр. А. Новикова; «Зимний праздник», муз. М. Старокадомского; «Под Новый
год», муз. Е. Зарицкой; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. З. Петровой; «Во поле
береза стояла», рус.нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Во саду ли, в огороде», рус. нар.
мелодия, обр. И. Арсеева.

29

Музыкальные игры
Игры. «Бери флажок», «Найди себе пару», венг. нар.мелодии; «Зайцы и лиса», «Кот и мыши»,
муз. Т. Ломовой; «Кто скорей?», муз. М. Шварца; «Игра с погремушками», муз. Ф. Шуберта
«Экоссез»; «Звероловы и звери», муз. Е. Тиличеевой; «Поездка», «Прогулка», муз. М. Кусс (к
игре «Поезд»); «Пастух и козлята», рус.нар. песня, обр. В. Трутовского.
Игры с пением. «Плетень», рус.нар. мелодия «Сеяли девушки», обр. И. Кишко; «Узнай по
голосу», муз. В. Ребикова («Пьеса»); «Теремок», «Метелица», «Ой, вставала я ранешенько»,
рус.нар. песни; «Ищи», муз. Т. Ломовой; «Как на тоненький ледок», рус.нар. песня; «Сеяли
девушки», обр. И. Кишко; «Тень-тень», муз. В. Калинникова; «Со вьюном я хожу», рус.нар.
песня, обр. А. Гречанинова; «Земелюшка-чернозем», рус. нар. песня; «Савка и Гришка», белорус.
нар. песня; «Уж как по мосту-мосточку», «Как у наших у ворот», «Камаринская», обр. А.
Быканова; «Зайчик», «Медведюшка», рус. нар. песни, обр. М. Красева; «Журавель», укр. нар.
песня; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова.
Музыкально-дидактические игры
Развитие звуковысотного слуха. «Три поросенка», «Подумай, отга-дай», «Звуки разные
бывают», «Веселые Петрушки».
Развитие чувства ритма. «Прогулка в парк», «Выполни задание», «Определи по ритму».
Развитие тембрового слуха. «Угадай, на чем играю», «Рассказ музыкального инструмента»,
«Музыкальный домик».
Развитие диатонического слуха. «Громко-тихо запоем», «Звенящие колокольчики, ищи».
Развитие восприятия музыки. «На лугу», «Песня — танец — марш», «Времена года», «Наши
любимые произведения».
Развитие музыкальной памяти. «Назови композитора», «Угадай песню», «Повтори мелодию»,
«Узнай произведение».
Инсценировки и музыкальные спектакли «Как у наших у ворот», рус.нар. мелодия, обр. В.
Агафонникова; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня; «На зеленом лугу», рус. нар. мелодия;
«Заинька, выходи», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой; «Комара женить мы будем», «Со
вьюном я хожу», рус.нар. песни, обр. В. Агафонникова; «Новогодний бал», «Под сенью дружных
муз», «Золушка», авт. Т. Коренева; «Муха-цокотуха» (опера-игра по мотивам сказки К.
Чуковского), муз. М. Красева.
Развитие танцевально-игрового творчества
«Полька», муз. Ю. Чичкова; «Танец медведя и медвежат» («Медведь», муз. Г. Галинина); «Уж я
колышки тешу», рус.нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Хожу я по улице», рус. нар. песня, обр. А.
Б. Дюбюк; «Зимний праздник», муз. М. Старокадомского; «Вальс», муз. Е. Макарова; «Тачанка»,
муз. К. Листова; «Два петуха», муз. С. Разоренова; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина;
«Полька», латв. нар.мелодия, обр. А. Жилинского; «Русский перепляс», рус. нар. песня, обр. К.
Волкова; «Потерялся львенок», муз. В. Энке, сл. В. Лапина; «Черная пантера», муз. В. Энке, сл.
К. Райкина; «Вальс петушков», муз. И. Стрибога.
30

Игра на детских музыкальных инструментах
«Бубенчики», «В школу», «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Андрей-воробей»,
рус.нар. песня, обр. Е. Тиличеевой; «Наш оркестр», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского;
«Латвийская полька», обр. М. Раухвергера; «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Сорокасорока», рус.нар. мелодии; «Белка» (отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», муз. Н.
Римского-Корсакова); «Ворон», рус.нар. прибаутка, обр. Е. Тиличеевой; «Я на горку шла», «Во
поле береза стояла», рус. нар. песни; «Ой, лопнул обруч», укр. нар. мелодия, обр. И. Берковича;
«К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Вальс», муз. Е. Тиличеевой; «В нашем
оркестре», муз. Т. Попатенко.

3.4 Литература
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
3. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под.ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. –
/ М., 2000. /Парциально
6. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н.
Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
7. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и
др. – М., 1981.
8. Ритмическая мозаика. Автор А.И. Буренина
9. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского
сада. – М., 1991.
10. Музыка в детском саду. Подготовительная группа. Песни, игры, пьесы /сост. Ветлугина Н.А и
др. – М., 1989.
11. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». Москва «Сфера»2005год;
12. Логопедическая ритмика. Автор Г.А. Волкова /методика/
13.«Элементарноемузицирование для дошкольников» Т.Э. Тютюнниковой

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».