Рабочая программа муз.руководителя в старших группах ТНР Колокольчик, Теремок

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт – Петербурга

ПРИНЯТА
на заседании Педагогического совета
протокол №1 от 30.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНА
Заведующий ГБДОУ №47
Богданова А.Б. ___________
приказ №232 от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СТАРШИХ ГРУППАХ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для детей с ТНР «Колокольчик», «Теремок»
на 2023 – 2024 учебный год
Музыкальный руководитель:
Фадеева Н.К.

Санкт-Петербург
2023 год

Паспорт программы
Название программы

Сроки реализации
Наименование
учреждения

Автор

Рабочая программа музыкального руководителя в старших
группах компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Колокольчик», «Теремок»
2023 - 2024 учебный год
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Фадеева Надежда Константиновна
должность – музыкальный руководитель
образование – средне-специальное
квалификация – высшая категория

2

Оглавление
1.
Целевой раздел……………………………………………………………………… 4
1.1
Пояснительная записка……………………………………………………………... 4
1.1.1. Цель реализации Программы ……………………………………………………….. 5
1.1.2. Задачи Программы …………………………………………………………………... 5
1.1.3. Принципы построения Программы ………………………………………………… 6
1.1.4 Специфические принципы и подходы к построению Программы ……………….. 6
1.1.5. Планируемые результаты …………………………………………………………… 7
1.2
Характеристики, значимые для разработки и реализации программы………..... 9
2.
Содержательный раздел………………………………………………………….. 12
2.1
Возрастные особенности психофизического развития детей……………………12
2.2
Музыкально – художественная деятельность...................................................... 14
2.3
Форма работы по реализации основных задач по видам музыкальной
деятельности…………………………………………………………………….…. 16
2.4 Коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с ТНР…………… 24
3.
Организационный раздел……………………………………………………………26
3.1 Связь с другими образовательными областями……………………………………26
3.2. Культурно – досуговая деятельность……………………………………………… 26
3.3 Примерный музыкальный материал……………………………………………… 27
3.4 Литература…………………………………………………………………………… 30

3

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 47 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее по тексту – ГБДОУ №47 или
дошкольное образовательное учреждение, или образовательное учреждение)
осуществляет образовательную деятельность на одной площадке, расположенной по
адресу Санкт-Петербург, ул. Малая Балканская, д.42, корп.2, лит. А. Рабочая программа
музыкального руководителя в старшей группе компенсирующей направленности для
детей с ТНР разрабатывалась и утверждалась Организацией самостоятельно в
соответствии с требованиями Федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
на основе Адаптированной образовательной
программы дошкольного
образования
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Программа разработана в соответствии с:
федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее – ФГОС ДО);
приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении
изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022
№1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
1.1

4

программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»;
иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и СанктПетербурга;
Уставом ГБДОУ детский сад № 47.
1.1.1. Цель реализации программы
Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и
особыми потребностями обучающегося младшего дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
1.1.2. Задачи программы:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и
начального общего образования.
5

Задачи музыкального развития:
- продолжать формировать у детей эстетическое восприятие музыки,
- умение различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);
- развивать у детей музыкальную память, умение различать на слух звуки по высоте,
музыкальные инструменты;
- формировать у детей музыкальную культуру на основе знакомства с классической,
народной и современной музыкой;
- накапливать представления о жизни и творчестве композиторов.
1.1.3. В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и
иных работников ДОУ и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников,
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество ДОУ с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся.
1.1.4. Специфические принципы и подходы к формированию Программы для
обучающихся с ТНР:
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование
обучающихся: ДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями
обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать
удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию
психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости
(Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
2. Индивидуализация Программы предполагает такое построение образовательной
деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного
процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические
особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание
образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон
актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению
как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в
соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое
6

развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Деление
Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область
осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели
школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют
многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с ТНР тесно связано
с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с
познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области
тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР дошкольного возраста.
1.1.5. Планируемые результаты.
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования
и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ
к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные
характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных
достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР
планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых
ориентиров.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми младшего дошкольного
возраста с ТНР:
1) способен к устойчивому эмоциональному контакту с педагогическим
работником и обучающимися;
2) проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими,
желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;
3) понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в
повседневной речи;
4) пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые
фразы;
5) понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные простыми по степени
сложности синтаксическими конструкциями;
6) различает значения бытовой лексики и их грамматические формы;
7) называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные
персонажами сказок или другими объектами;
8) участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки,
используя слова, простые предложения, состоящие из двух - трех слов, которые могут
добавляться жестами);
7

9) рассказывает двустишья;
10) использует слова, простые предложения, состоящие из двух - трех слов,
которые могут сопровождаться жестами;
11) произносит простые по артикуляции звуки;
12) воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из
открытых, закрытых слогов;
13) выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует
в разыгрывании сюжета: цепочки двух - трех действий;
14) соблюдает в игре элементарные правила;
15) осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в различные
игры;
16) проявляет интерес к действиям других обучающихся, может им подражать;
17) замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям
педагогического работника;
18) выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным
состояниям человека;
19) показывает по словесной инструкции и может назвать два - четыре основных
цвета и две - три формы;
20) выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый
маленький");
21) усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;
22) считает с соблюдением принципа "один к одному" (в доступных пределах
счета);
23) знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и
зима) и части суток (день и ночь);
24) эмоционально положительно относится ко всем видам детской деятельности, ее
процессу и результатам;
25)
владеет
некоторыми
операционально-техническими
сторонами
изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом,
мелками;
26) планирует основные этапы предстоящей работы с помощью педагогического
работника;
27) с помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет
ритмические движения с музыкальным сопровождением;
28) осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание);
29) обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по
сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне);
30) действует в соответствии с инструкцией;
31) выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и
перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по
физической культуре (воспитателя);
32) стремится принимать активное участие в подвижных играх;
33) выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с
незначительной помощью педагогического работника;
34) с незначительной помощью педагогического работника стремится
8

поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурногигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы педагогического
работника.
Планируемые результаты в разделе «Музыкальное развитие»
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и
развитию дошкольников следует считать:







различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание
музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)
различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты)
может петь без напряжения, плавно, легким звуком; своевременно начинать и
заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента
может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в
прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на
месте, с продвижением вперед и в кружении)
инсценирует содержание песен и хороводов, действует, не подражая другим детям
умеет играть на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.

1.2 Характеристики, значимые для разработки и реализации программы
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением
центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что
обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными
особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития
мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие
ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто
приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к
своеобразному формированию психики.
Общая характеристика детей с учётом речевых уровней (по Р.Е.
Левиной,Т.Б.Филичевой)
На первом уровне развития речи полностью отсутствуют вербальные средства
общения, хотя мимико-жестикуляторная речь относительно сохранна. У детей данной
группы звукоподражания и звуковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут
номинативное и предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многозначными.
Дифференцированное обозначение предметов и действий заменяется названием
предметов и наоборот. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи
грамматических отношений, речь становится понятной лишь в конкретной ситуации и не
может служить средством полноценного общения. Характерной чертой первого уровня
речевого развития является отсутствие грамматических связей слов между собой и
морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Пассивный
словарь детей шире активного, но понимание речи остается ограниченным. Особые
трудности вызывает понимание значений грамматических изменений слова: дети не
различают формы единственного и множественного числа существительных, глаголов
прошедшего времени, формы женского и мужского рода, не понимают значения
предлогов. Звукопроизношение: фонетический состав употребляемых слов ограничен
звуками раннего онтогенеза речи.
Второй уровень речевого развития указывает на возросшую речевую активность
детей. Словарь становится более разнообразным, однако остается ограниченным
9

качественно и количественно. Дети не знают названий цвета предмета, его формы,
размера, заменяют слова близкими по смыслу. Спонтанная речь детей характеризуется
наличием разноплановых средств общения, включающих в себя следующие лексикограмматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия,
местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерные для этого уровня резко
выраженные аграмматизмы затрудняют понимание речи. Оно остается неполным, т.к.
многие грамматические формы недостаточно различаются детьми. На этом уровне
развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими
неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы
употребляются редко. Звукопроизношение остается несформированным. Наиболее
характерны в этот период замены одних звуков другими, смешение звуков. Нарушено
произношение свистящих, шипящих, аффрикат. Одним из распространенных и
специфических дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов. Для
детей характерно нарушение слуховой дифференциации звуков как внутри основных
фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о
недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности к овладению
звуковым анализом и синтезом.
У детей с третьим уровнем речевого развития номинативный и предикативный
словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния
предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает
трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных
слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют
нужное слово другим, сходным по значению. Детям с этим уровнем речевого развития
характерно нарушение слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются трудности
фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова.
Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном
употреблении предложно-падежных конструкций. Дети часто пропускают предлоги или
не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при
использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного
числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы). Часто допускаются
ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные
(пять стула). Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости,
последовательности изложения.
Четвёртый уровень речевого развития: дети с незначительно выраженными
нарушениями в лексике, фонетике, грамматике. Нарушения эти чаще проявляются в
процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий; у
них нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно
дифференциация звуков. Своеобразие нарушения слоговой структуры слова у этих детей
заключается в том, что, понимая значение слова, они не могут удержать в памяти его
фонематический образ, а поэтому возникают искажения звуковой модели слова. Степень
отставания в правильном употреблении сложных по структуре слов особенно наглядно
выступает в сравнении с нормой. Недостаточная внятность, выразительность, несколько
вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление общей невнятности речи.
Несформированность звукослоговой структуры, смешение звуков говорит о том, что
процесс звукообразования еще не закончен у этих детей. Отмечаются отдельные
недостатки смысловой стороны языка. Предметный словарь детей достаточный, однако, в
нем отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, птиц (филин, кенгуру),
растений (кактус, вьюн), частей тела (пятка, ноздри) и др. Стойкими остаются ошибки
при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных, существительных с
суффиксами единичности (песок-песчинка). У детей, кроме того, отмечаются трудности в
10

образовании малознакомых сложных слов (пчельник-пчеловод).Недостаточный уровень
сформированности лексических средств языка особенно ярко проступает в понимании и
употреблении детьми фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом
оформлении речи у одних детей отмечается незначительное количество ошибок, которые
носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить правильный и
неправильный ответы, то будет сделан верный выбор. Это свидетельствует о том, что
становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме. У
других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже выбрав правильный
образец, спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему будут
пользоваться ошибочными формулировками. Следующей отличительной особенностью
детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи. У них недостаточно
развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором
слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде,
испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в
синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той
или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых
высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев.
Рабочая программа предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в
неделю.
Одно музыкальное занятие проводится с элементами логопедической ритмики.

группа

возраст

Продолжительность
музыкального
занятия (мин.)

Старшая группа

от 5 до 6 лет

25

Продолжительность
музыкального занятия
с элементами
логоритмики (мин.)
до 30

11

2. Содержательный раздел
2.1 Возрастные особенности психофизического развития детей
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем
другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с
субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в
котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким
центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал
ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в
играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного
рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут
быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные
отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными
изменениями. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает
эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного
конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося
материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны
выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность
может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется
конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть
сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от
природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный
материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от
художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый
материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные
12

цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по
возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения
объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного
расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие
представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны
одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования
объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.
Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут
применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить
схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного
моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие
стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности
изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении
объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме
того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о
классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться,
однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.
Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного
возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если
анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет
активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут
правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в
сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно
используются синонимы и антонимы.

13

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая
не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных
способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие
мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные
представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений);
развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное
внимание, речь, образ Я.
2.2 Музыкально – художественная деятельность.
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и
современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей:
звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и
импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности
детей.
Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).
Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным
фрагментам
произведения
(вступление,
заключение,
музыкальная
фраза).
Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания
музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка,
виолончель, балалайка).
Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре»
первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между
музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и
заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и
тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением
и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению
песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус.
Песенное творчество. Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Учить
сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый
марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкально-ритмические движения. Развивать чувство ритма, умение передавать
через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. Учить свободно
ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно
переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в
соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков
исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке;
приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с
выставлением ноги вперед).
14

Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных
животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных
игровых ситуациях.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Развивать танцевальное творчество;
учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя
самостоятельность в творчестве. Учить самостоятельно придумывать движения,
отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен,
хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах. Учить детей исполнять простейшие
мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и
небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество
детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
К концу года ребенок:








различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание
музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)
различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты)
может петь без напряжения, плавно, легким звуком; своевременно начинать и
заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента
может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в
прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на
месте, с продвижением вперед и в кружении)
инсценирует содержание песен и хороводов, действует, не подражая другим детям
умеет играть на металлофоне по одному и в небольшой группе детей

15

2.3 Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной
деятельности
Раздел «Слушание»
Формы работы
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые


Использование
музыки:
-на утренней
гимнастике и
физкультурных
занятиях;
- на музыкальных
занятиях;
- во время умывания
- на других занятиях
(ознакомление с
окружающим миром,
развитие речи,
изобразительная
деятельность)
- во время прогулки (в
теплое время)
- в сюжетно-ролевых
играх
- перед дневным сном
- при пробуждении
- на праздниках и
развлечениях

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность
педагога с детьми
детей
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 Музыка в
повседневной
жизни:
-Другие занятия

Индивидуальные
Подгрупповые


-Театрализованная
деятельность
-Слушание
музыкальных
сказок,
-Просмотр
мультфильмов,
фрагментов
детских
музыкальных
фильмов
- Рассматривание
иллюстраций
в
детских
книгах,
репродукций,
предметов
окружающей
действительности;

Совместная деятельность с
семьей



Создание
условий для
самостоятельн
ой
музыкальной
деятельности в
группе:
подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных и
неозвученных)
, музыкальных
игрушек,
театральных
кукол,
атрибутов,
элементов
костюмов для
театрализован
ной
деятельности.
Игры в
«праздники»,
«концерт»,
«оркестр»,
«музыкальные
занятия»












Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Консультации для
родителей
Родительские собрания
Индивидуальные беседы
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку к
ним)
Театрализованная
деятельность Создание
наглядно-педагогической
пропаганды для
родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки)
Оказание помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Прослушивание
аудиозаписей с
просмотром
соответствующих
иллюстраций,
репродукций картин,
портретов композиторов

- Рассматривание
портретов
16

композиторов

Раздел «Пение»
Формы работы
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые


Использование
пения:
- на музыкальных
занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки
(в теплое время)

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 Музыка в
повседневной
жизни:
-Театрализованная
деятельность

Индивидуальные
Подгрупповые


-Пение знакомых
- в сюжетно-ролевых песен во время игр,
играх
прогулок в теплую
-в театрализованной погоду
деятельности
- на праздниках и
развлечениях

Совместная деятельность с
семьей

- Пение знакомых
песен при
рассматривании
иллюстраций в
детских книгах,
репродукций,
предметов
окружающей
действительности



Создание
условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе: подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных и
неозвученных),
иллюстраций
знакомых песен,
музыкальных
игрушек,
макетов
инструментов,
хорошо
иллюстрированн
ых «нотных
тетрадей по
песенному
репертуару»,
театральных
кукол, атрибутов
для
театрализации,
элементов
костюмов
различных
персонажей.
Портреты
композиторов.
ТСО
Создание для
детей игровых
творческих














Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку к
ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные выступления
детей и родителей,
совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки)
Создание
музея
любимого композитора
Оказание
помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения
детских
музыкальных театров,
Совместное
пение
знакомых песен
при
рассматривании
иллюстраций в детских
книгах,
репродукций,
портретов композиторов,
предметов окружающей
17






ситуаций
(сюжетноролевая игра),
способствующи
х сочинению
мелодий разного
характера
(ласковая
колыбельная,
задорный или
бодрый марш,
плавный вальс,
веселая
плясовая).
Игры в
«кукольный
театр»,
«спектакль» с
игрушками,
куклами, где
используют
песенную
импровизацию,
озвучивая
персонажей.
Музыкальнодидактические
игры
Пение знакомых
песен при
рассматривании
иллюстраций в
детских книгах,
репродукций,
портретов
композиторов,
предметов
окружающей
действительност
и



действительности
Создание
совместных
песенников

18

Раздел «Музыкально-ритмические движения»
Формы работы
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые


Использование
музыкальноритмических
движений:
-на утренней
гимнастике и
физкультурных
занятиях;
- на музыкальных
занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 Музыка в
повседневной
жизни:
-Театрализованная
деятельность
-Музыкальные
игры, хороводы с
пением
-Инсценирование
песен

- в сюжетно-ролевых -Формирование
играх
танцевального
творчества,
- на праздниках и
развлечениях
-Импровизация
образов сказочных
животных и птиц
- Празднование
дней рождения

Совместная деятельность с
семьей

Индивидуальные
Подгрупповые


Создание
условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе:
-подбор
музыкальных
инструментов,
музыкальных
игрушек, макетов
инструментов,
хорошо
иллюстрированных
«нотных тетрадей по
песенному
репертуару»,
атрибутов для
музыкально-игровых
упражнений,










-подбор элементов

костюмов различных
персонажей
дляинсценирования
песен, музыкальных 
игр и постановок

небольших
музыкальных
спектаклей.
Портреты

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения
в
ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные выступления
детей
и
родителей,
совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для
родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки)
Создание
музея
любимого композитора
Оказание
помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения
детских
музыкальных театров
Создание
фонотеки,
видеотеки с любимыми
танцами детей

19

композиторов. ТСО







Создание для
детей игровых
творческих
ситуаций
(сюжетноролевая игра),
способствующих
импровизации
движений разных
персонажей под
музыку
соответствующег
о характера
Придумывание
простейших
танцевальных
движений
Инсценирование
содержания
песен, хороводов
Составление
композиций
танца

20

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Формы работы
Режимные
моменты

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Самостоятельная
деятельность детей

Совместная деятельность с
семьей

Формы организации детей
Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Индивидуальные
- на
музыкальных
занятиях;
- на других
занятиях
- во время
прогулки
- в сюжетноролевых играх
- на праздниках
и развлечениях





Занятия
Праздники,
развлечения
Музыка в
повседневной
жизни:

Индивидуальные


Театрализованная
деятельность
-Игры с
элементами
аккомпанемента
- Празднование
дней рождения






Создание условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в группе:
подбор музыкальных
инструментов,
музыкальных игрушек,
макетов инструментов,
хорошо
иллюстрированных
«нотных тетрадей по
песенному
репертуару»,
театральных кукол,
атрибутов и элементов
костюмов для
театрализации.
Портреты
композиторов. ТСО
Создание для детей
игровых творческих
ситуаций (сюжетноролевая игра),
способствующих
импровизации в
музицировании
Музыкальнодидактические игры
Игры-драматизации













Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды,
папки или ширмыпередвижки)
Создание музея
любимого композитора
Оказание помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения детских
21



музыкальных театров
Аккомпанемент в
пении, танце и др.
 Совместный ансамбль,
оркестр
 Детский ансамбль,
оркестр
 Игра в «концерт»,
«музыкальные
занятия»
Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное.
Импровизация на детских музыкальных инструментах
Формы работы
Режимные
моменты

Индивидуальные
Подгрупповые
- на
музыкальных
занятиях;
- на других
занятиях
- во время
прогулки
- в сюжетноролевых играх
- на праздниках
и развлечениях

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 В
повседневной
жизни:
Театрализованная
деятельность

Совместная деятельность
с семьей

Индивидуальные
Подгрупповые


-Игры
- Празднование
дней рождения






Создание условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в группе:
подбор музыкальных
инструментов,
музыкальных игрушек,
макетов инструментов,
хорошо
иллюстрированных
«нотных тетрадей по
песенному репертуару»,
театральных кукол,
атрибутов и элементов
костюмов для
театрализации. Портреты
композиторов. ТСО
Создание для детей
игровых творческих
ситуаций (сюжетноролевая игра),
способствующих
импровизации в пении,
движении,
музицировании
Придумывание мелодий
на заданные и
собственные слова
Придумывание
простейших
танцевальных движений










Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные
праздники,
развлечения в ДОУ
(включение
родителей в
праздники и
подготовку к ним)
Театрализованная
деятельность
(концерты родителей
для детей,
совместные
выступления детей и
родителей,
совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Открытые
музыкальные занятия
для родителей
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды,
папки или ширмыпередвижки)
Оказание помощи
родителям по
созданию предметномузыкальной среды в
22










Инсценирование
содержания песен,
хороводов
Составление композиций
танца
Импровизация на
инструментах
Музыкальнодидактические игры
Игры-драматизации
Аккомпанемент в пении,
танце и др
Детский ансамбль,
оркестр
Игра в «концерт»,
«музыкальные занятия»



семье
Посещения детских
музыкальных театров

23

2.4 Коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с ТНР
Само понимание механизмов возникновения нарушений речи у детей и знания
особенностей его проявления определяет необходимость применения комплекса
коррекционных мероприятий. Под современным комплексным подходом к преодолению
ТНР мы понимаем лечебно – педагогическое воздействие на неврологическое и
психофизическое состояние ребенка со стороны разных специалистов.
Метод представляет собой комплекс лечебно – педагогических мер, применение
которых реально, когда коррекция ТНР у детей дошкольного возраста проводится в
условиях специального детского сада.
Весь лечебно – педагогический комплекс по характеру его воздействия можно
условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционновоспитательную.
Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно
проводят врачи, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического
здоровья детей с речевым нарушением, устранение патологических проявлений в их
психофизическом состоянии (ослабление неврологической микросимптоматики,
расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.)
К лечебно-оздоровительной работе относятся:
 Общегигиенические мероприятия
 Медикаментозное лечение
 Психотерапия
 Физиотерапия
 Лечебная физкультура (ЛФК) и (или) лечебная ритмика
 Массаж
 Закаливающие процедуры
 Водные процедуры
Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных
упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с
музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной
литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения
психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы
движений в сочетании с музыкой и словом. /Волкова, 2003/
Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко /1941 год/,
рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых функций
следующие средства логопедической ритмике:
 Вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях),
 Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
 Упражнения, регулирующие мышечный тонус
 Упражнения, активизирующие внимание
 Счетные упражнения
 Речевые упражнения без музыкального сопровождения
 Упражнения, формирующие чувство музыкального размера и ритма
 Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
24










Ритмические упражнения
Пение
Игру на музыкальных инструментах
Музыкальную самостоятельную деятельность
Игровую деятельность
Упражнения для развития творческой активности
Заключительные упражнения
Релаксация

Необходимо подходить к средствам логопедической ритмике как к системе постепенно
усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком
дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта.
При составлении занятий по логопедической ритмике следует учитывать
следующие дидактические принципы: наглядность, научность, доступность, поэтапное
повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей,
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на специальные
принципы: связь логопедической ритмики с физическим возможностями детей, ее
оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной
деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности
логопата / Волкова, 2003/
Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в
тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их
продолжительность составляет 30 – 40 минут в зависимости от возраста детей и этапа
логопедической коррекции.

25

3. Организационный раздел
3.1 Связь с другими образовательными областями
формирование представлений о музыкальной культуре и
Социально –
коммуникативное развитие музыкальном искусстве;
развитие игровой деятельности;
формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу;
развитие свободного общения с взрослыми и детьми в
области музыки;
развитие всех компонентов устной речи в
театрализованной деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи;
сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей,
формирование представлений о здоровом образе жизни,
релаксация;
формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности в различных видах музыкальной
деятельности
Познавательное развитие расширение кругозора детей в области о музыки
сенсорное развитие,
формирование целостной картины мира в сфере
музыкального искусства, творчества
использование музыкальных произведений с целью
Речевое развитие
усиления эмоционального восприятия художественных
произведений
Художественноэстетическое развитие

Физическое развитие

развитие детского творчества,
приобщение к различным видам искусства,
использование художественных произведений для
обогащения содержания области «Музыка», закрепления
результатов восприятия музыки;
формирование интереса к эстетической стороне
окружающей действительности;
развитие детского творчества.
развитие физических качеств
для
музыкальноритмической деятельности,
использование музыкальных произведений в качестве
музыкального сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной активности

3.2 Культурно - досуговая деятельность

26

В соответствии с требованиями Стандарта, в программу включен раздел «Культурно досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий,
праздников, мероприятий. Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по
интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный),
эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В
разделе обозначены задачи педагога и приведены примерные перечни возможных
событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы. Примерный перечень
событий, праздников и мероприятий приводится в Приложении
Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной и содержательной
деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование,
лепка, конструирование, прогулки, походы и т. д.).
Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных
потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных
знаний и умений для проведения досуга. Способствовать появлению спортивных
увлечений, стремления заниматься спортом.
Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях.
Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно
участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка
детского сада и т. д.). Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление
поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных
способностей и интересов детей (наблюдения, экспериментирование, собирание
коллекций и т. д.). Формировать умение и потребность организовывать свою
деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развивать умение взаимодействовать со
сверстниками, воспитателями и родителями.
Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании,
музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и
познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий.
3.3 Примерный музыкальный репертуар
Слушание
«Марш», муз. Д. Шостаковича; «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г.
Свиридова; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Марш» из оперы «Любовь к
трем апельсинам», муз. С. Прокофьева; «Зима», муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева;
«Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского); «Полька», муз. Д. ЛьвоваКомпанейца, сл. З. Петровой; «Мамин праздник», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Румарчук;
«Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Кто придумал песенку?», муз. Д.
Львова-Компанейца, сл. Л. Дымовой; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Дед Мороз»,
муз. Н. Елисеева, сл. З. Александровой; «Утренняя молитва», «В церкви» (из «Детского
альбома» П. Чайковского); «Музыка», муз. Г. Струве; «Жаворонок», муз. М. Глинки;
«Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», «Колыбельная», муз. Н. Римского27

Корсакова; финал Концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты) Л. Бетховена;
«Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Раскаяние», «Утро»,
«Вечер» (из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева); «Первая потеря» (из «Альбома
для юношества») Р. Шумана; Одиннадцатая соната для фортепиано, 1-я часть
(фрагменты), Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7 Ф. Шопена.

Пение
Упражнения на развитие слуха и голоса. «Зайка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель;
«Сшили кошке к празднику сапожки», детская песенка; «Ворон», рус.нар. песня, обраб. Е.
Тиличеевой; «Андрей-воробей», рус.нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Бубенчики»,
«Гармошка», муз. Е. Тиличеевой; «Считалочка», муз. И. Арсеева; «Снега-жемчуга», муз.
М. Пархаладзе, сл. М. Пляцковского; «Где зимуют зяблики?», муз. Е. Зарицкой, сл. Л.
Куклина; «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Барабан», муз. Е.
Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Тучка», закличка; «Колыбельная», муз. Е. Тиличеевой,
сл. Н. Найденовой; рус.нар. песенки и попевки.
Песни. «Журавли», муз. А. Лившица, сл. М. Познанской; «К нам гости пришли», муз. Ан.
Александрова, сл. М. Ивенсен; «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. Н.
Пассовой; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; «Гуси-гусенята», муз.
Ан. Александрова, сл. Г. Бойко; «Рыбка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой. «Курица»,
муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Березка», муз. Е. Тиличеевой, сл. П. Воронько;
«Ландыш», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Весенняя песенка», муз. А. Филиппенко,
сл. Г Бойко; «Тяв-тяв», муз. В. Герчик, сл. Ю. Разумовского; «Птичий дом», муз. Ю.
Слонова, сл. О. Высотской; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Гуси», муз.
А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Песенное творчество
«Колыбельная», рус.нар. песня; «Марш», муз. М. Красева; «Дили-дили! Бом! Бом!», укр.
нар.песня, сл. Е. Макшанцевой; «Придумай песенку»; потешки, дразнилки, считалки и
другие рус. нар. попевки.
Музыкально-ритмические движения
Упражнения. «Маленький марш», муз. Т. Ломовой; «Пружинка», муз. Е. Гнесиной
(«Этюд»); «Шаг и бег», муз. Н. Надененко; «Плавные руки», муз. Р. Глиэра («Вальс»,
фрагмент); «Кто лучше скачет», муз. Т. Ломовой; 304 305«Учись плясать по-русски!»,
муз. Л. Вишкарева (вариации на рус.нар. мелодию «Из-под дуба, из-под вяза»);
«Росинки», муз. С. Майкапара; «Канава», рус.нар. мелодия, обр. Р. Рустамова.
Упражнения с предметами. «Вальс», муз. А. Дворжака; «Упражнения с ленточками»,
укр. нар.мелодия, обр. Р. Рустамова; «Гавот», муз. Ф. Госсека; «Передача платочка», муз.
Т. Ломовой; «Упражнения с мячами», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. Ф. Бургмюллера.

28

Этюды. «Тихий танец» (тема из вариаций), муз. В. Моцарта; «Полька», нем. нар.танец;
«Поспи и попляши» («Игра с куклой»), муз. Т. Ломовой; «Ау!» («Игра в лесу», муз.Т.
Ломовой).
Танцы и пляски. «Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька»); «Парный танец», муз.
Ан. Александрова («Полька»); «Приглашение», рус.нар. мелодия «Лен», обраб. М.
Раухвергера; «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Зеркало», «Ой, хмель мой, хмелек»,
рус.нар. мелодии; «Круговая пляска», рус. нар. мелодия, обр. С. Разоренова; «Русская
пляска», рус. нар. мелодия («Во саду ли, в огороде»); «Кадриль с ложками», рус. нар.
мелодия, обр. Е. Туманяна; пляска мальчиков «Чеботуха», рус. нар. мелодия.
Характерные танцы. «Матрешки», муз. Б. Мокроусова; «Чеботуха», рус.нар. мелодия,
обраб. В. Золотарева; «Танец бусинок», муз. Т. Ломовой; «Пляска Петрушек», хорват.нар.
мелодия; «Хлопушки», муз. Н. Кизельваттер; «Танец Снегурочки и снежинок», муз. Р.
Глиэра; «Танец гномов», муз. Ф. Черчеля; «Танец скоморохов», муз. Н. РимскогоКорсакова; «Танец цирковых лошадок», муз. М. Красева; «Пляска медвежат», муз. М.
Красева; «Встреча в лесу», муз. Е. Тиличеевой.
Хороводы. «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Урожайная»,
муз. А. Филиппенко, сл. О. Волгиной; «Новогодняя хороводная», муз. С. Шайдар;
«Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик,
сл. З. Петровой; «Хоровод цветов», муз. Ю. Слонова; «Как пошли наши подружки», «Со
вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем», рус.нар. песни, обр. В.
Агафонникова; «Ай да березка», муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой; «Возле речки,
возле моста»; «Пошла млада за водой», рус.нар. песни, обр. В. Агафонникова.
Музыкальные игры
Игры. «Ловишка», муз. Й. Гайдна; «Не выпустим», муз. Т. Ломовой; «Будь ловким!», муз.
Н. Ладухина; «Игра с бубном», муз. М. Красева; «Ищи игрушку», «Будь ловкий», рус.нар.
мелодия, обр. В. Агафонникова; «Летчики на аэродроме», муз. М. Раухвергера; «Найди
себе пару», латв. нар.мелодия, обраб. Т. Попатенко; «Игра со звоночком», муз. С.
Ржавской; «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской;
«Береги обруч», муз. В. Витлина; «Найди игрушку», латв. нар.песня, обр. Г. Фрида.
Игры с пением. «Колпачок», «Ой, заинька по сенечкам», «Ворон», рус.нар. песни;
«Заинька», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Как на тоненький ледок», рус.
нар. песня, обраб. А. Рубца; «Ворон», рус.нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Две тетери»,
рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н.
Френкель; «Ежик», муз. А. Аверина; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «Ежик и
мышки», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Цветы», муз. Н. Бахутовой, слова народные.
Музыкально-дидактические игры
Развитие звуковысотного слуха. «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?»,
«Мама и детки».
Развитие чувства ритма. «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись
танцевать», «Ищи».
29

Развитие тембрового слуха. «На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный
домик».
Развитие диатонического слуха. «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».
Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти. «Будь внимательным»,
«Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши песни».
Инсценировки и музыкальные спектакли
«К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия,
обр. В. Агафонникова; «Где ты был, Иванушка?», рус. нар. мелодия, обр. М. Иорданского;
«Моя любимая кукла», автор Т. Коренева; «Полянка» (музыкальная игра-сказка), муз.Т.
Вилькорейской.
Развитие танцевально-игрового творчества
«Котик и козлик», «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс кошки», муз. В.
Золотарева; свободная пляска под любые плясовые мелодии в аудиозаписи; «Гори, гори
ясно!», рус.нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «А я по лугу», рус. нар. мелодия, обр. Т.
Смирновой.
Игра на детских музыкальных инструментах
«Небо синее», «Смелый пилот», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Дон-дон», рус.нар.
песня, обр. Р. Рустамова; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия; «Пастушок», чеш. нар.
мелодия, обр. И. Берковича; «Петушок», рус. нар. песня, обр. М. Красева; «Часики», муз.
С. Вольфензона; «Жил у нашей бабушки черный баран», рус.нар. шуточная песня, обр. В.
Ага-фонникова.
3.4 Литература
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
3. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под.ред. Н. А. Ветлугиной. – М.,
1989.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации. –/ М., 2000. /Парциально
6. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н.
Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
7. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И.
Бекина и др. – М., 1981.
8. Ритмическая мозаика. Автор А.И. Буренина
9. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя
детского сада. – М., 1991.
10. Музыка в детском саду. Старшая группа. Песни, игры, пьесы /сост. Ветлугина Н.А и
др. – М., 1989.
11. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». Москва
«Сфера»2005год;
12. Логопедическая ритмика. Автор Г.А. Волкова /методика/
30

13.«Элементарное музицирование для дошкольников» Т.Э. Тютюнниковой

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».