Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт – Петербурга ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета протокол №1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Заведующий ГБДОУ №47 Богданова А.Б. ___________ приказ №232 от 31.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ для детей с ЗПР «Василёк» на 2023 – 2024 учебный год Музыкальный руководитель: Фадеева Н.К. Санкт-Петербург 2023 год Паспорт программы Название программы Сроки реализации Наименование учреждения Автор Рабочая программа музыкального руководителя в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Василёк» 2023 - 2024 учебный год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Фадеева Надежда Константиновна должность – музыкальный руководитель образование – средне-специальное квалификация – высшая категория 2 Оглавление 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2. 3.3 3.4 Целевой раздел………………………………………………………………………… 4 Пояснительная записка……………………………………………………………….. 4 Цель и задачи Программы …………………………………………………………… 5 Планируемые результаты ……………………………………………………………. 6 Характеристики, значимые для разработки и реализации программы……………. 7 Содержательный раздел………………………………………………………………. 10 Возрастные особенности психофизического развития детей……………………… 10 Музыкально – художественная деятельность………………………………………. 12 Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности…………………………………………………………………………..... 15 Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов…………………………………………. 22 Организационный раздел……………………………………………………………… 24 Связь с другими образовательными областями……………………………………... 24 Культурно – досуговая деятельность…………………………………………………. 25 Примерный музыкальный материал………………………………………………….. 26 Литература……………………………………………………………………………… 29 3 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа музыкального руководителя средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (далее – Программа) определяет содержание, объем, структуру коррекционно – развивающей работы и организацию образовательного процесса с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Рабочая программа разрабатывалась и утверждалась Организацией самостоятельно в на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Программа разработана в соответствии с: федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»; иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга; Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027). Уставом ГБДОУ детский сад № 47. 4 1.2. Цель и задачи Программы Цель образовательной программы Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Задачи образовательной программы: реализация содержания АОП ДО; коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и начального общего образования. Цель рабочей программы: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа предназначена для детей (от 4 до 5 лет) с задержкой психического развития. Создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, развитие психических и физических качеств 5 ребенка. Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение определенных задач. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой, формирование основ базовой культуры личности средствами музыки Задачи рабочей программы: развитие музыкально – художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству, формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства; приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка); развитие внутренних психических процессов, творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности; обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей Помимо общих задач музыкального воспитания работа направлена на решение коррекционных задач Коррекционные задачи: Развитие качеств личности ребенка: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, само реализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично Развитие психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков; развитие ловкости, силы, выносливости 1.3. Планируемые результаты Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки. Однако результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать: 6 Общие ориентиры: Развитие музыкально-художественной деятельности: развитие восприятия музыки, интереса к игре на детских музыкальных инструментах; формирование интереса к пению и развитие певческих умений; развитие музыкально-ритмических способностей. Приобщение к музыкальному искусству: формирование основ музыкальной культуры, элементарных представлений о музыкальном искусстве и его жанрах; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; поддержка инициативы и самостоятельности, творчества детей в различных видах музыкальной деятельности; формирование представлений о музыкальной сокровищнице родины, единстве и многообразии способов выражения музыкальной культуры разных стран и народов мира. Ориентиры, актуальные для работы с детьми с ЗПР: развитие музыкально-ритмических способностей как основы музыкальной деятельности; формирование эстетических чувств и музыкальности, эмоциональной отзывчивости; побуждение к переживанию настроений, передаваемых в музыкальных художественных произведениях; воспитание у детей слухового сосредоточения и звуковысотного восприятия; развитие интонационных, тембровых, силовых характеристик голоса. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей содержание образовательной деятельности 1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы Задержка психического развития (ЗПР) - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической незрелости. У одних детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости и страдает произвольная регуляция деятельности, у других снижена работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания, памяти, мышления. Возрастные особенности развития ребенка 4-5- лет в музыкальной деятельности (С задержкой психического развития) Характеристика особенностей психического и личностного развития дошкольников с ЗПР Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет в музыкальной деятельности. (С задержкой психического развития) Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте проявляются особенно ярко. У всех обнаруживается запаздывание в сроках овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы и др. Многие проявляют крайне низкую или чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность, при 7 перемещении в пространстве все дети не умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих предметов. Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило, многократное повторение действий улучшает качество их выполнения. Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны, их лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях. Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи. Особенности осуществления коррекционной направленности в музыкальной деятельности Организовывать игры по развитию слухового восприятия, на основе знакомства детей со звучащими игрушками и предметами (барабан, бубен, дудочка и др.), учить различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, определять по звукоподражаниям, как подают голос животные; Формировать пространственную ориентировку на звук, звучание игрушек в качестве сигнала к началу или прекращению действий в подвижных играх и упражнениях, побуждение к определению расположения звучащего предмета, бежать к нему, показывать и называть его; Привлекать внимание к темпу звучаний (быстро/медленно), силе звуков (громко/тихо); Побуждать реагировать на изменение темпа и интенсивности, характера движений, произнесения звуков, проговаривания потешек и стихов; Создавать условия для развития внимания при прослушивании музыки, умения реагировать на начало и окончания музыки; Привлекать к прослушиванию музыки, побуждая детей к слуховому сосредоточению и нацеливанию на восприятие музыкальной гармонии; Побуждать различать и по- разному реагировать на музыку маршевого и плясового, спокойного и веселого характеров, вызывая соответствующие эмоции и двигательные реакции; Использовать в организации различных занятий с ребенком музыкальную деятельность как средство для активизации и повышения эмоционального фона восприятия окружающего; Формировать у детей музыкально-эстетические, зрительно-слуховые и двигательные представления о средствах музыки, передающие образы объектов, их действия (бежит зайчик, идет медведь и пр.); Развивать у ребенка музыкально-ритмический, звуковысотный и тембровый слух, включая в занятия разные музыкально звучащие предметы и игрушки; Развивать память, создавая условия для запоминания и узнавания музыкальных произведений и разученных мелодий; Привлекать детей к музыкальной деятельности, т. е. элементарной игре на детских музыкальных инструментах, как сольно так и в оркестре; Формировать эмоциональную отзывчивость детей на музыкальные произведения и умение использовать музыку для передачи собственного настроения; Развивать певческие способности детей (чистота исполнения, интонирование, дыхание, дикция, слаженность); учить пропевать по возможности все слова песни, соблюдая ее темп, ритм, мелодию; 8 Формировать разнообразные танцевальные умения детей, динамическую организацию движений в ходе выполнения коллективных (групповых и парных) и индивидуальных танцев; Расширять опыт выполнения разнообразных действий с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений: передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч и др.; Совершенствовать пространственную ориентировку детей: выполнять движения под музыку по зрительному (картинке, стрелке-вектору), слуховому и двигательному сигналам; Учить детей ходить по кругу, соблюдать расстояние при движении, поднимать руки вверх, в стороны, заводить их за спину, за голову, поворачивая кисти, не задевая партнеров; Развивать координацию, плавность, выразительность движений, учить выполнять движения в соответствующем музыке ритме, темпе, метрический рисунок при звучании музыки в размере 2/4, 4/4; Учить детей выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (громко – тихо), соответственно 2-х частной форме музыки Учить детей реагировать на начало и конец музыки (самостоятельно начинать и заканчивать движение) Совершенствовать навыки основных движений (ходьба, бег)и танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой, развивать умение кружиться в парах и т.д. Двигаться под музыку ритмично с предметами, игрушками и без них Рабочая программа по музыке, предполагает проведение музыкальной непосредственно образовательной деятельности (НОД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Одно музыкальное занятие, в группах с ЗПР, проводится с элементами логопедической ритмики. группа Средняя группа возраст Продолжительность музыкального занятия (мин.) Продолжительность музыкального занятия с элементами логоритмики (мин.) от 4 до 5 лет 20 20 9 2. Содержательный раздел 2.1 Возрастные особенности психофизического развития детей К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности. Физическое развитие. В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску. В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка. Социально-личностное развитие К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин. Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность. Познавательно-речевое развитие. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются 10 словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной. В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Художественно-эстетическое развитие. На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц. К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества. Возрастные психологические особенности дошкольников 4- 5 лет с задержкой психического развития. Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте проявляются особенно ярко. обнаруживается запаздывание в сроках овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), 11 замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы и др. дети проявляют крайне низкую или чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность, при перемещении в пространстве, дети не умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих предметов. вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило, многократное повторение действий улучшает качество их выполнения. особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны, их лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях. раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи. 2.2 Музыкально – художественная деятельность. Музыкальное развитие детей с ЗПР осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к самостоятельности, проявлению творческой индивидуальности, способствуют принятию ответственности за выполненное задание. В музыкальном воспитании детей с ЗПР знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса детей. Начиная с первого этапа музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития, обращается внимание на обеспечение единства воспитательных, образовательных, развивающих и коррекционных функций в содержании и методах работы с детьми. На первом этапе ведущим видом музыкальной деятельности являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и пр.). Выполнение движений с простейшими «звучащими жестами» подготавливают детей к музицированию и выполнению сложных ритмических заданий. На первом этапе обучения пению и слушанию объединяются в единую музыкальную деятельность, поскольку у детей в соответствии с возрастными нормами их развития еще недостаточно развит голосовой аппарат, вокальный диапазон очень маленький (в пределах двух-трех нот), активный процесс осмысленного слушания еще не сформирован. Задача взрослых — приобщить детей к пению за счет активного слушания музыки при ознакомлении с новыми песнями. С помощью картинок, игрушек и других визуальных интерактивных средств взрослый знакомит детей с попевкой или песенкой. Он пропевает их с различной интонационной, динамической окрашенностью (громче — тише, быстрее —медленнее) в сочетании с мимикой и пантомимикой (обыгрывание в движении текста песенки). Пение взрослого должно вызвать у детей подражательную реакцию. На этом этапе работы важно стимулировать детей к играм на музыкальных инструментах. При этом 12 взрослый активно импровизирует на каком-либо музыкальном инструменте. Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и познавательный опыт детей, полезно использовать на занятиях игры на самодельных музыкальных инструментах: ложках, горшках, трещотках, погремушках, баночках с сыпучим материалом, колокольчиках и т. п. Важная роль, как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, на первом этапе работы отводится играм с музыкальными игрушками и инструментами. Их можно использовать во время рисования, в играх ит. д. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки могут применяться в разных вариантах. Это не только вызывает у детей положительные эмоции, но и помогает им устанавливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком. Музыкальные занятия, проводимые с детьми с ЗПР на первом этапе коррекционноразвивающей работы, направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Содержание этих занятий взаимосвязано с обучением детей ритмическим движениям, соответствующим характеру звучания музыки, с развитием слухового внимания и слуховой памяти на материале из двух ритмических сигналов и т. п. На втором этапе коррекционно-развивающей работы музыкальный руководитель ориентируется на особенности развития слухового внимания и сосредоточенности детей, их музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый), что позволяет разнообразить репертуар в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хороводных играх). Музыкальное воспитание детей с ЗПР на втором этапе работы направлено на формирование у них способности эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку через активное слушание, ознакомление со средствами ее выразительности и анализ простейших форм и образов. В этот период дети, как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности, продолжают учиться играм с музыкальными игрушками и инструментами. Специалисты могут использовать музыкальные инструменты на разных занятиях: во время рисования, в словесных играх, в играх с природным материалом, в играх, направленных на двигательное развитие. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки могут применяться в разных вариантах. Для наибольшей продуктивности музыкальных занятий и большего погружения детей в музыкальную деятельность желательно на втором этапе обучения сделать их узконаправленными. Из двух занятий в неделю одно может быть посвящено развитию слуховых представлений и навыков пения, другое — развитию танцевальных движений и навыков двигательной импровизации. На втором этапе обучения детей ЗПР слушание, помимо развивающей, выполняет коррекционную функцию. При восприятии музыки развивается эмоциональность и происходит коррекция всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения). Для включения детей в более активную продуктивную деятельность в процессе слушания рекомендуется использовать такие приемы, как цветовое, графическое и пластическое моделирование, то есть визуализацию слуховых образов через различные виды рисования и движения под музыку. Цветовое моделирование дает возможность в цвете визуализировать свое эмоциональное состояние при прослушивании музыкального произведения, графическое позволяет фиксировать ритмические и динамические характеристики произведения, пластическое — отображать в движении услышанный музыкальный образ. 13 В ходе музыкального воспитания детей среднего дошкольного возраста им активно предлагаются различные музыкально-дидактические и психокоррекицонные игры на слуховое внимание, слуховую память, слуховое восприятие. Это игры предполагают слушание изолированных шумов (живой природы, бытовых, голосов животных), дифференциацию шумов, запоминание слуховых цепочек. На примерах классических произведений (например, «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Детский альбом» Р. Шумана и др.) дети знакомятся с понятиями «жанр», «характер», «настроение», «темп», «ритм», «высота», «сила», «цвет», «форма». При восприятии цвета, движения, тембра звучащего инструмента у детей формируется целостный интегративный музыкальный образ, который можно запоминать, анализировать, о котором можно рассказывать и сочинять истории. На этом этапе дети учатся пению, которое также имеет коррекционную направленность. При пении обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкальные представления, а затем и творческое воображение. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует совершенствованию сенсорного восприятия, формированию рефлексии и дыхания, коррекции таких компонентов речи, как просодика, артикуляция, речевое дыхание, темп и ритм речи, выразительность голоса. Процесс освоения навыков пения с детьми ЗПР будет более эффективным, если на занятиях использовать такой прием, как «активное пение с руками». Дирижерский, артикуляторный и звуковысотный жест позволяет педагогу и детям по методу обратной связи контролировать себя на основе зрительных и кинестетических ощущений. Согласованность движений рук и пения ведет к максимальной мышечной закрепощенности детей. При этом тело, руки, артикуляция и голос становятся единым «инструментом», требующим хорошей слаженности действий его отдельных / частей. Для детей с ЗПР это особенно важно, поскольку их нервно-психическая нестабильность, дисбаланс процессов возбуждения и торможения, отсутствие контроля поведения и повышенная утомляемость при статической деятельности (традиционно во время пения в ДОУ дети сидят) отличают их от нормально развивающихся сверстников. Для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений используются вокальные упражнения творческого характера: вокализация имен, звукоподражания, музыкальная импровизация вопросов и ответов, сочинение несложных попевок, завершение мелодии. Пение попевок и песен сопровождается различными звучащими жестами. Занятия ритмикой на втором этапе обучения носят выраженную коррекционную направленность. У детей этого возраста уже можно сформировать рефлексивное понимание собственных кинестетических ощущений с помощью упражнений на мышечное раскрепощение. При этом дети учатся элементам произвольной регуляции, переключению и управлению эмоциональной и мышечной активностью. Особое место на занятиях ритмикой отводится выполнению упражнений с предметами, направленных на развитие моторики. На занятиях дети осваивают разнообразные ритмические движения под музыку. В хороводных играх, которые позволяют выполнять изобразительные движения с речью под музыку, дети учатся импровизации. В этих играх у них воспитывается чувство коллективизма, они начинают контролировать свои эмоции и подчинять свои желания правилам поведения в игре. Дети среднего дошкольного возраста продолжают знакомиться с музыкальными инструментами. Они учатся различать их по тембру и осваивают навыки игры на новых инструментах. Развитию творчества способствует использование для оркестровки знакомых песен и пьес различных подручных средств: ложек, горшков, трещоток и др. 14 Занятия проводятся при активной музыкальной импровизации взрослого, которому дети подыгрывают на музыкальных инструментах. Музыкальное воспитание детей с ЗПР на третьем этапе коррекционно-развивающей работы направлено на приобщение их к классическому музыкальному искусству. У детей развивается кругозор, обогащается словарь, формируются представления о духовных ценностях. Совершенствование певческих, танцевальных навыков и умений – позволяет использовать их в последующих психокоррекционных занятиях по формированию адаптивного поведения. На этом этапе музыкальный руководитель, воспитатели и другие специалисты учат детей эмоционально, адекватно воспринимать музыку, развивают их слуховое внимание и умение сосредоточиться. Продолжается работа по совершенствованию музыкального слуха детей, обучению их игре на музыкальных инструментах. Дети учатся использовать для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, выполненные с помощью взрослых. Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты разнообразно используются на различных занятиях с детьми и, конечно же, на музыкальных занятиях. Музыкальные занятия на всех этапах коррекционно-развивающей работы проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель. На первой ступени обучения активное участие в них принимает учитель-дефектолог. Элементы музыкально-ритмических занятий все специалисты включают в коррекционно-развивающую работу с детьми. Взаимодействие учителядефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей имеет большое значение для развития восприятия детьми звуков различной громкости, высоты, для совершенствования общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных). Музыкальные, специальные коррекционные игровые занятия, а также занятия по физическому воспитанию имеют общую составляющую, направленную на выработку динамической координации движений детей, их точности и четкости, способности удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Для детей с ЗПР, имеющих системные нарушения речи, нарушения координации движений и пр., особое значение приобретают упражнения по развитию тонкой моторики. Эти упражнения целесообразно проводить под музыку. Совместная работа учителя-дефектолога, музыкального руководителя и воспитателей играет важную роль в развитии художественно-эстетического и музыкального вкуса детей, их познавательной активности, в формировании и развитии коммуникативных навыков, эстетических и нравственных ценностей. Музыка в данном контексте является катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие детей. 2.3 Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности Раздел «Слушание» Формы работы Режимные моменты Совместная Самостоятельная деятельность деятельность педагога с детьми детей Формы организации детей Совместная деятельность с семьей 15 Индивидуальные Подгрупповые Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях Групповые Подгрупповые Индивидуальные Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Другие занятия Индивидуальные Подгрупповые -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; Создание условий для самостоятельн ой музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных) , музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализован ной деятельности. Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия» Групповые Подгрупповые Индивидуальные Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов - Рассматривание портретов композиторов Раздел «Пение» Формы работы Режимные моменты Индивидуальные Подгрупповые Совместная Самостоятельная деятельность деятельность детей педагога с детьми Формы организации детей Групповые Подгрупповые Индивидуальные Подгрупповые Совместная деятельность с семьей Групповые Подгрупповые 16 Использование пения: - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) Индивидуальные Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Пение знакомых - в сюжетно-ролевых песен во время игр, играх прогулок в теплую -в театрализованной погоду деятельности - на праздниках и развлечениях - Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), иллюстраций знакомых песен, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированн ых «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. ТСО Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетноролевая игра), способствующи х сочинению мелодий разного характера (ласковая колыбельная, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселая плясовая). Игры в Индивидуальные Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Создание музея любимого композитора Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещения детских музыкальных театров, Совместное пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности Создание совместных песенников 17 «кукольный театр», «спектакль» с игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию, озвучивая персонажей. Музыкальнодидактические игры Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительност и Раздел «Музыкально-ритмические движения» Формы работы Режимные моменты Индивидуальные Подгрупповые Использование музыкальноритмических движений: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; Совместная Самостоятельная деятельность деятельность детей педагога с детьми Формы организации детей Групповые Подгрупповые Индивидуальные Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Музыкальные игры, хороводы с пением Совместная деятельность с семьей Индивидуальные Подгрупповые Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: -подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, Групповые Подгрупповые Индивидуальные Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой 18 - на других занятиях - во время прогулки -Инсценирование песен -Формирование - в сюжетно-ролевых танцевального играх творчества, - на праздниках и развлечениях -Импровизация образов сказочных животных и птиц - Празднование дней рождения хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально-игровых упражнений, -подбор элементов костюмов различных персонажей дляинсценирование песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Создание музея любимого композитора Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещения детских музыкальных театров Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетноролевая игра), способствующих импровизации движений разных персонажей под музыку соответствующег о характера Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Составление композиций танца 19 Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» Формы работы Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Групповые Индивидуальные Групповые Подгрупповые Подгрупповые Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетноролевых играх - на праздниках и развлечениях Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: Индивидуальные Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Портреты композиторов. ТСО Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетноролевая игра), способствующих импровизации в музицировании Музыкальнодидактические игры Игры-драматизации Аккомпанемент в пении, танце и др. Детский ансамбль, оркестр Игра в «концерт», «музыкальные занятия» Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Создание музея любимого композитора Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещения детских музыкальных театров Совместный ансамбль, оркестр 20 Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное. детских музыкальных инструментах Импровизация на Формы работы Режимные моменты Индивидуальные Подгрупповые - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетноролевых играх - на праздниках и развлечениях Совместная Самостоятельная деятельность деятельность детей педагога с детьми Формы организации детей Групповые Подгрупповые Индивидуальные Занятия Праздники, развлечения В повседневной жизни: Театрализованная деятельность Совместная деятельность с семьей Индивидуальные Подгрупповые -Игры - Празднование дней рождения Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Портреты композиторов. ТСО Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетноролевая игра), способствующих импровизации в пении, движении, музицировании Придумывание мелодий на заданные и собственные слова Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Составление композиций танца Импровизация на инструментах Групповые Подгрупповые Индивидуальные Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье Посещения детских музыкальных театров 21 Музыкальнодидактические игры Игры-драматизации Аккомпанемент в пении, танце и др Детский ансамбль, оркестр Игра в «концерт», «музыкальные занятия» 2.4 Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Основной формой работы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с разработанным индивидуальным маршрутом развития, составленным на основе рекомендаций доктора, диагностики физического, психического и личностного развития ребенка с ЗПР, носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями: - игры со словом; - музыкально-дидактические игры; - игры с пением и хороводы; - этюды на развитие мимики, жеста; - игры на развитие ориентировки в пространстве; - игра на детских музыкальных инструментах (ударно-шумовых, мелодических, народных); - упражнения, направленные на развитие основных движений, мелкой моторики рук (с предметами и без них), на активизацию внимания, на координацию движений, - танцевальные и плясовые движения. Основополагающий принцип проведения коррекционных музыкальных занятий для детей с ЗПР – взаимосвязь музыки, движений и речи, что приводит к формированию ценностных ориентиров: o регулировании психовегетативных процессов o регуляции психоэмоционального состояния, o повышение социальной активности, o коррекции коммуникативной функции, o активизации творческих проявлений Реализация коррекционной работы по музыкальному воспитанию осуществляется через регламентированную (различные виды занятий: индивидуальные, традиционные, интегрированные, комплексные, доминантные, тематические, авторские) и нерегламентированную (самостоятельная досуговая деятельность) формы обучения. В процессе познания музыки непременными компонентами для детей с ЗПР являются чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика. В связи с этим в коррекционной работе и обучении используются наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы включают в себя: -наглядно-слуховые -наглядно-зрительные -тактильно-мышечную наглядность Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий: • валеологические песенки-распевки (поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению); 22 • дыхательная гимнастика (повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развиваются певческие способности детей); • артикуляционная гимнастика (повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание); • оздоровительные и фонопедические упражнения (укрепление голосовых связок детей, подготовка их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей); • игровой массаж (повышаются защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма); • пальчиковые игры (развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук); • речевые игры (эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности Применение педагогической системы Карла Орфа. Работа по данной системе способствуют социальной адаптации детей: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в контакт, вырабатываются такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко /1941 год/, рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых функций следующие средства логопедической ритмике: Вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях), Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции Упражнения, регулирующие мышечный тонус Упражнения, активизирующие внимание Счетные упражнения Речевые упражнения без музыкального сопровождения Упражнения, формирующие чувство музыкального размера и ритма Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа Ритмические упражнения Пение Игру на музыкальных инструментах Музыкальную самостоятельную деятельность Игровую деятельность Упражнения для развития творческой активности Заключительные упражнения Релаксация Необходимо подходить к средствам логопедической ритмике как к системе постепенно усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком дошкольного возраста с учетом структуры его дефекта. При составлении занятий по логопедической ритмике следует учитывать следующие дидактические принципы: наглядность, научность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическим возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата / Волкова, 2003/ Занятия с элементами логопедической ритмики проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. 23 3. Организационный раздел 3.1 Связь с другими образовательными областями формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; Социально – формирование основ безопасности собственной коммуникативное развитие жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности, формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего Познавательное развитие мира (форме, размере, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие развитии звуковой и интонационной культуры речи; развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение нормами речи Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру: формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей развитие координации и гибкости; равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей 24 3.2 Культурно - досуговая деятельность В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включен раздел «Культурно досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В разделе обозначены задачи педагога и приведены примерные перечни возможных событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы. Примерный перечень событий, праздников и мероприятий приводится в Приложении Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование, лепка, конструирование, прогулки, походы и т. д.). Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом. Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка детского сада и т. д.). Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками. Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдения, экспериментирование, собирание коллекций и т. д.). Формировать умение и потребность организовывать свою деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками, воспитателями и родителями. Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий. 25 3.3 Примерный музыкальный репертуар Слушание «Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Листопад», муз. Т. Попатенко; «Осенью», муз. С. Майкапара; «Марш», муз. М. Журбина; «Плясовая», рус.нар. мелодия; «Ласковая песенка», муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи; «Колыбельная», муз. С. Разаренова; «Плакса», «Злюка» и «Резвушка», муз. Д. Кабалевского; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана; «Елочка», муз. М. Красева; «Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной; «Марш», муз. Ю. Чичкова; «Весною», муз. С. Майкапара; «Подснежники», муз. В. Калинникова; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Медведь», муз. Е. Тиличеевой; «Резвушка» и «Капризуля», муз. В. Волкова; «Дождик», муз. Н. Любарского; «Воробей», муз. А. Руббах; «Игра в лошадки», муз. П. Чайковского; «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Дождик и радуга», муз. С. Прокофьева; «Со вьюном я хожу», рус.нар. песня; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой; «Лесные картинки», муз. Ю. Слонова; рус.плясовые мелодии по усмотрению музыкального руководителя; колыбельные песни. Пение Упражнения на развитие слуха и голоса. «Лю-лю, бай», рус.нар. колыбельная; «Колыбельная», муз. М. Раухвергера; «Я иду с цветами», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Маме улыбаемся», муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой; пение народной потешки «Солнышковедрышко», муз. В. Карасевой, сл. народные; «Солнышко», укр. нар.мелодия, обраб. Н. Метлова, сл. Е. Переплетчиковой;«Дождик», рус. нар. закличка; «Тише, тише», муз. М. Сребковой, сл. О. Высотской. Песни: «Петушок» и «Ладушки», рус.нар. песни; «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. Н. Плакиды; «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Плачет котик», муз. М. Пархаладзе; «Прокати, лошадка, нас», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой; «Маме в день 8 Марта», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Маме песенку пою», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Гуси», рус.нар. песня, обраб. Н. Метлова; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Машина», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Игра с лошадкой», муз. И. Кишко, сл. В. Кукловской; «Мы умеем чисто мыться», муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской; «Пастушок», муз. Н. Преображенского; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Песенное творчество: «Бай-бай, бай-бай», «Лю-лю, бай», рус.нар. колыбельные; «Человек идет», муз. М. Лазарева, сл. Л. Дымовой; «Как тебя зовут?», «Cпой колыбельную», «Ах ты, котенька-коток», рус. нар. колыбельная; «Закличка солнца», сл. нар., обраб. И. Лазарева и М. Лазарева; «Петух и кукушка», муз. М. Лазарева, сл. Л. Дымовой; придумывание колыбельной мелодии и плясовой мелодии. 26 Музыкально-ритмические движения Игровые упражнения. «Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; «Марш», муз. Э. Парлова; «Кто хочет побегать?», лит.нар. мелодия, обраб. Л. Вишкаревой; ходьба и бег под музыку «Марш и бег» Ан. Александрова; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко; «Шагаем как физкультурники», муз. Т. Ломовой; «Топотушки», муз. М. Раухвергера; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; перекатывание мяча под музыку Д. Шостаковича (вальс-шутка); бег с хлопками под музыку Р. Шумана (игра в жмурки); «Поезд», муз. Л. Банниковой; «Упражнение с цветами», муз. А. Жилина «Вальс». Этюды-драматизации. «Смело идти и прятаться», муз. И. Беркович («Марш»); «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Птички летают», муз. Л. Банникова; «Птички», муз. Л. Банниковой; «Жуки», венгер. нар.мелодия, обраб. Л. Вишкарева; «Мышки», муз. Н. Сушена. Игры. «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флотова; «Где погремушки?», муз. Ан. Александрова; «Прятки», рус.нар. мелодия; «Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой; «Игра с куклой», муз. В. Карасевой; «Ходит Ваня», рус.нар. песня, обр. Н. Метлова; «Игра с погремушками», финская нар. мелодия; «Заинька», муз. А. Лядова; «Прогулка», муз. И. Пахельбеля и Г. Свиридова; «Игра с цветными флажками», рус.нар. мелодия; «Бубен», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель. Хороводы и пляски. «Пляска с погремушками», муз.и сл. В. Антоновой; «Пальчики и ручки», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; пляска с воспитателем под рус.нар. мелодию «Пойду ль, выйду ль я», обраб. Т. Попатенко; танец с листочками под рус.нар. плясовую мелодию; «Пляска с листочками», муз. Н. Китаевой, сл. А. Ануфриевой; «Танец около елки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной; танец с платочками под рус.нар. мелодию; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; танец с куклами под укр. нар. мелодию, обраб. Н. Лысенко; «Маленький танец», муз. Н. Александровой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской; «Ай ты, дудочка-дуда», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. И. Плакиды; «Плясовая», муз. Л. Бирнова, сл. А. Кузнецовой; «Парный танец», рус.нар. мелодия «Архангельская мелодия». Характерные танцы. «Танец снежинок», муз. Бекмана; «Фонарики», муз. Р. Рустамова; «Танец Петрушек», латв. нар.полька; «Танец зайчиков», рус. нар. мелодия; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; повторение всех танцев, выученных в течение учебного года. Развитие танцевально-игрового творчества «Пляска», муз. Р. Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус.нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус.нар. мелодия, обраб. Р. Рустамова. 27 Музыкально-дидактические игры Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Веселые матрешки», «Три медведя». Развитие ритмического слуха. «Кто как идет?», «Веселые дудочки». Развитие тембрового и динамического слуха. «Громко — тихо», «Узнай свой инструмент», «Колокольчики». Определение жанра и развитие памяти. «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке». Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах. Народные мелодии. 28 3.4 Литература 1.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 20 11. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. 3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981. 4. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под.ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989. 5. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989. 6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. –/ М., 2000. /Парциально 7. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986. 8. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1981. 9. Ритмическая мозаика. Автор А.И. Буренина 10. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М., 1991. 11. Музыка в детском саду. Старшая группа. Песни, игры, пьесы /сост. Ветлугина Н.А и др. – М., 1989. 12. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». Москва «Сфера»2005год; 13. Логопедическая ритмика. Автор Г.А. Волкова /методика/ 14.«Элементарное музицирование для дошкольников» Т.Э. Тютюнниковой 29