Рабочая программа муз.руководителя в средней группе ТНР Сказка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт – Петербурга
ПРИНЯТА
на заседании Педагогического совета
протокол №1 от 30.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНА
Заведующий ГБДОУ №47
Богданова А.Б. ___________
приказ №232 от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для детей с ТНР «Сказка»
на 2023 – 2024 учебный год
Музыкальный руководитель:
Фадеева Н.К.

Санкт-Петербург
2023 год

Паспорт программы
Название программы
Сроки реализации
Наименование
учреждения

Автор

Рабочая программа музыкального руководителя в средней группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР «Сказка»
2023 - 2024 учебный год
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Фадеева Надежда Константиновна
должность – музыкальный руководитель
образование – средне-специальное
квалификация – высшая категория

2

Оглавление
1.
Целевой раздел……………………………………………………………………… 4
1.1
Пояснительная записка……………………………………………………………... 4
1.1.1. Цель реализации Программы ……………………………………………………….. 5
1.1.2. Задачи Программы …………………………………………………………………... 5
1.1.3. Принципы построения Программы ………………………………………………… 6
1.1.4 Специфические принципы и подходы к построению Программы ……………….. 6
1.1.5. Планируемые результаты …………………………………………………………… 7
1.2
Характеристики, значимые для разработки и реализации программы………..... 9
2.
Содержательный раздел………………………………………………………….. 12
2.1
Возрастные особенности психофизического развития детей……………………12
2.2
Музыкально – художественная деятельность...................................................... 13
2.3
Форма работы по реализации основных задач по видам музыкальной
деятельности…………………………………………………………………….…. 15
2.4 Коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с ТНР…………… 20
3.
Организационный раздел……………………………………………………………22
3.1 Связь с другими образовательными областями……………………………………22
3.2. Культурно – досуговая деятельность……………………………………………… 22
3.3 Примерный музыкальный материал……………………………………………… 23
3.4 Литература…………………………………………………………………………… 26

3

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 47 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее по тексту – ГБДОУ №47 или
дошкольное образовательное учреждение, или образовательное учреждение)
осуществляет образовательную деятельность на одной площадке, расположенной по
адресу Санкт-Петербург, ул. Малая Балканская, д.42, корп.2, лит. А. Рабочая программа
музыкального руководителя в средней группе компенсирующей направленности для
детей с ТНР разрабатывалась и утверждалась Организацией самостоятельно в
соответствии с требованиями Федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
на основе Адаптированной образовательной
программы дошкольного
образования
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Программа разработана в соответствии с:
федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее – ФГОС ДО);
приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении
изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022
№1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
1.1

4

программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»;
иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и СанктПетербурга;
Уставом ГБДОУ детский сад № 47.
1.1.1. Цель реализации программы
Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и
особыми потребностями обучающегося младшего дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
1.1.2. Задачи программы:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и
начального общего образования.
5

Задачи музыкального развития:
 продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать,
 вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных
произведений;
 формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
 формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
 способствовать развитию основ музыкальной культуры;
 воспитывать слушательскую культуру детей;
 развивать музыкальность детей;
 воспитывать интерес и любовь к высокохудожественной музыке;
 продолжать формировать умение у детей различать средства выразительности в
музыке, различать звуки по высоте;
 способствовать общему развитию дошкольников с ЗПР, коррекции их
психофизического развития средствами логоритмики
 создание благоприятные условия для развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями

1.1.3. В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и
иных работников ДОУ и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников,
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество ДОУ с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся.
1.1.4. Специфические принципы и подходы к формированию Программы для
обучающихся с ТНР:
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование
обучающихся: ДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями
обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать
удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию
психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости
(Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
2. Индивидуализация Программы предполагает такое построение образовательной
деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного
процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические
особенности.
6

3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание
образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон
актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению
как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в
соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое
развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Деление
Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область
осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели
школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют
многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с ТНР тесно связано
с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с
познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области
тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР дошкольного возраста.
1.1.5. Планируемые результаты.
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования
и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ
к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные
характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных
достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР
планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых
ориентиров.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми младшего дошкольного
возраста с ТНР:
1) способен к устойчивому эмоциональному контакту с педагогическим
работником и обучающимися;
2) проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими,
желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;
3) понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в
повседневной речи;
4) пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые
фразы;
5) понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные простыми по степени
7

сложности синтаксическими конструкциями;
6) различает значения бытовой лексики и их грамматические формы;
7) называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные
персонажами сказок или другими объектами;
8) участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки,
используя слова, простые предложения, состоящие из двух - трех слов, которые могут
добавляться жестами);
9) рассказывает двустишья;
10) использует слова, простые предложения, состоящие из двух - трех слов,
которые могут сопровождаться жестами;
11) произносит простые по артикуляции звуки;
12) воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из
открытых, закрытых слогов;
13) выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует
в разыгрывании сюжета: цепочки двух - трех действий;
14) соблюдает в игре элементарные правила;
15) осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в различные
игры;
16) проявляет интерес к действиям других обучающихся, может им подражать;
17) замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям
педагогического работника;
18) выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным
состояниям человека;
19) показывает по словесной инструкции и может назвать два - четыре основных
цвета и две - три формы;
20) выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый
маленький");
21) усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;
22) считает с соблюдением принципа "один к одному" (в доступных пределах
счета);
23) знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и
зима) и части суток (день и ночь);
24) эмоционально положительно относится ко всем видам детской деятельности, ее
процессу и результатам;
25)
владеет
некоторыми
операционально-техническими
сторонами
изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом,
мелками;
26) планирует основные этапы предстоящей работы с помощью педагогического
работника;
27) с помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет
ритмические движения с музыкальным сопровождением;
28) осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание);
29) обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по
сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне);
30) действует в соответствии с инструкцией;
8

31) выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и
перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по
физической культуре (воспитателя);
32) стремится принимать активное участие в подвижных играх;
33) выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с
незначительной помощью педагогического работника;
34) с незначительной помощью педагогического работника стремится
поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурногигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы педагогического
работника.
Планируемые результаты в разделе «Музыкальное развитие»
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и
развитию дошкольников следует считать:








слушает музыкальные произведения до конца
узнает знакомые песни
различает звуки по высоте (в пределах октавы)
замечает изменения в звучании (тихо - громко)
поет, не отставая и не опережая других
умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать
попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки,
платочки и т.п.)
различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и
др.)

Коррекционные задачи:
 Развитие качеств личности ребенка: воспитание уверенности в своих силах,
выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой
успех, само реализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности,
развиваться более гармонично
 Развитие психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления,
регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой
способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха.
Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти.
Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
 Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы
движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшения ориентировки в
пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной
осанки и походки; формирование двигательных навыков; развитие ловкости, силы,
выносливости
1.2 Характеристики, значимые для разработки и реализации программы
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением
центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что
обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными
особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития
мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие
ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто
приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к
9

своеобразному формированию психики.
Общая характеристика детей с учётом речевых уровней (по Р.Е. Левиной, Т.Б.
Филичевой)
На первом уровне развития речи полностью отсутствуют вербальные средства
общения, хотя мимико-жестикуляторная речь относительно сохранна. У детей данной
группы звукоподражания и звуковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут
номинативное и предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многозначными.
Дифференцированное обозначение предметов и действий заменяется названием
предметов и наоборот. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи
грамматических отношений, речь становится понятной лишь в конкретной ситуации и не
может служить средством полноценного общения. Характерной чертой первого уровня
речевого развития является отсутствие грамматических связей слов между собой и
морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Пассивный
словарь детей шире активного, но понимание речи остается ограниченным. Особые
трудности вызывает понимание значений грамматических изменений слова: дети не
различают формы единственного и множественного числа существительных, глаголов
прошедшего времени, формы женского и мужского рода, не понимают значения
предлогов. Звукопроизношение: фонетический состав употребляемых слов ограничен
звуками раннего онтогенеза речи.
Второй уровень речевого развития указывает на возросшую речевую активность
детей. Словарь становится более разнообразным, однако остается ограниченным
качественно и количественно. Дети не знают названий цвета предмета, его формы,
размера, заменяют слова близкими по смыслу. Спонтанная речь детей характеризуется
наличием разноплановых средств общения, включающих в себя следующие лексикограмматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия,
местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерные для этого уровня резко
выраженные аграмматизмы затрудняют понимание речи. Оно остается неполным, т.к.
многие грамматические формы недостаточно различаются детьми. На этом уровне
развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими
неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы
употребляются редко. Звукопроизношение остается несформированным. Наиболее
характерны в этот период замены одних звуков другими, смешение звуков. Нарушено
произношение свистящих, шипящих, аффрикат. Одним из распространенных и
специфических дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов. Для
детей характерно нарушение слуховой дифференциации звуков как внутри основных
фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о
недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности к овладению
звуковым анализом и синтезом.
У детей с третьим уровнем речевого развития номинативный и предикативный
словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния
предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает
трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных
слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют
нужное слово другим, сходным по значению. Детям с этим уровнем речевого развития
характерно нарушение слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются трудности
фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова.
Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном
употреблении предложно-падежных конструкций. Дети часто пропускают предлоги или
10

не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при
использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного
числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы). Часто допускаются
ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные
(пять стула). Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости,
последовательности изложения.
Четвёртый уровень речевого развития: дети с незначительно выраженными
нарушениями в лексике, фонетике, грамматике. Нарушения эти чаще проявляются в
процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий; у
них нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно
дифференциация звуков. Своеобразие нарушения слоговой структуры слова у этих детей
заключается в том, что, понимая значение слова, они не могут удержать в памяти его
фонематический образ, а поэтому возникают искажения звуковой модели слова. Степень
отставания в правильном употреблении сложных по структуре слов особенно наглядно
выступает в сравнении с нормой. Недостаточная внятность, выразительность, несколько
вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление общей невнятности речи.
Несформированность звукослоговой структуры, смешение звуков говорит о том, что
процесс звукообразования еще не закончен у этих детей. Отмечаются отдельные
недостатки смысловой стороны языка. Предметный словарь детей достаточный, однако, в
нем отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, птиц (филин, кенгуру),
растений (кактус, вьюн), частей тела (пятка, ноздри) и др. Стойкими остаются ошибки
при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных, существительных с
суффиксами единичности (песок-песчинка). У детей, кроме того, отмечаются трудности в
образовании малознакомых сложных слов (пчельник-пчеловод).Недостаточный уровень
сформированности лексических средств языка особенно ярко проступает в понимании и
употреблении детьми фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом
оформлении речи у одних детей отмечается незначительное количество ошибок, которые
носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить правильный и
неправильный ответы, то будет сделан верный выбор. Это свидетельствует о том, что
становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме. У
других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже выбрав правильный
образец, спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему будут
пользоваться ошибочными формулировками. Следующей отличительной особенностью
детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи. У них недостаточно
развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором
слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде,
испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в
синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той
или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых
высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев.
Рабочая программа предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в
неделю.
Одно музыкальное занятие проводится с элементами логопедической ритмики.

группа
Средняя группа

возраст

Продолжительность
музыкального
занятия (мин.)

от 4 до 5 лет
20
2. Содержательный раздел

Продолжительность
музыкального занятия
с элементами
логоритмики (мин.)
до 25
11

2.1 Возрастные особенности психофизического развития детей.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые
взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от
принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают
выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и
реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная
деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое
изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда
одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной
деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать
ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются
навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование
последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и
крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте
лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через
небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.
Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать
сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному
признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает
складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на
запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.
д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые
схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут
строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе
пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в
результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого
наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже:
сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных
кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше —
черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких
больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как
оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую
12

сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается
доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать
в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь
становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных,
интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая
структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники
занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым
становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно
выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в
процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него
интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них
оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной
обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной
феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая
выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по
играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность,
соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию
образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением
ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности;
конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия,
развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной
позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием
потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности,
соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его
детализацией.
2.2 Музыкально – художественная деятельность.
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать
эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать
музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной
культуры.
Слушание. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться,
дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать
знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Учить замечать
выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро.
Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты,
септимы).
Пение. Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно,
подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать
13

дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать
концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Песенное творчество. Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и
отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где
ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
Музыкально-ритмические движения. Продолжать формировать у детей навык
ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Учить самостоятельно менять
движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.
Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по
одному и в парах. Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить
ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие
перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать
навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег:
легкий и стремительный).
Развитие танцевально-игрового творчества. Способствовать развитию эмоциональнообразного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают
снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая
лисичка, сердитый волк и т. д.). Обучать инсценированию песен и постановке небольших
музыкальных спектаклей.
Игра на детских музыкальных инструментах. Формировать умение подыгрывать
простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

2.3 Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной
деятельности.
14

Раздел «Слушание»
Формы работы
Режимные
моменты

Совместная
деятельность педагога с
детьми

Самостоятельная
деятельность
детей

Совместная деятельность с
семьей

Формы организации детей
Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Индивидуальные


Использование
 Занятия

музыки:
 Праздники,
-на
утренней
развлечения
в
гимнастике
и  Музыка
повседневной
физкультурных
жизни:
занятиях;
-Другие занятия
- на музыкальных
-Театрализованная
занятиях;
деятельность
- во время умывания
-Слушание
- на других занятиях музыкальных сказок,
(ознакомление
с
-Просмотр
окружающим миром,
мультфильмов,
развитие
речи,
фрагментов детских
изобразительная
музыкальных
деятельность)
фильмов
- во время прогулки
Рассматривание
(в теплое время)
картинок,
в
- в сюжетно-ролевых иллюстраций
детских
книгах, 
играх
репродукций,
- перед дневным предметов
сном
окружающей
действительности;
- при пробуждении
Рассматривание
- на праздниках и портретов
развлечениях
композиторов

Индивидуальные
Создание
условий
для
самостоятельн
ой
музыкальной
деятельности в
группе:
подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных и
не
озвученных),
музыкальных
игрушек,
театральных
кукол,
атрибутов,
элементов
костюмов для
театрализован
ной
деятельности.
ТСО
Игры
в
«праздники»,
«концерт»,
«оркестр»















Консультации
для
родителей
Родительские собрания
Индивидуальные
беседы
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления, оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для
родителей
(стенды,
папки
или
ширмыпередвижки)
Оказание
помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения
детских
музыкальных театров,
экскурсии

Раздел «Пение»
15

Формы работы
Режимные
моменты

Индивидуальные
Подгрупповые

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Использован  Занятия

ие пения:
 Праздники,
на
развлечения
 Музыка
в
музыкальных
повседневной
занятиях;
жизни:
на
других -Театрализованная
деятельность
занятиях

Совместная деятельность с
семьей

Индивидуальные
Подгрупповые

Создание
условий
для самостоятельной
музыкальной
деятельности
в
группе:
подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных и не
озвученных),
музыкальных
во
время -Пение знакомых
игрушек,
макетов
прогулки
(в песен во время игр,
инструментов,
прогулок в теплую
теплое время)
хорошо
погоду
иллюстрированных
- в сюжетно«нотных тетрадей по
- Подпевание и
ролевых играх
песенному
пение
знакомых
репертуару»,
-в
песен
при
театральных кукол,
театрализованно рассматривании
атрибутов
и
й деятельности
элементов
костюмов
иллюстраций
в
различных
книгах,
- на праздниках детских
персонажей.
репродукций,
и развлечениях
Портреты
предметов
композиторов. ТСО
окружающей
 Создание для детей
действительности
игровых творческих
ситуаций (сюжетноролевая
игра),
способствующих
сочинению мелодий
марша, мелодий на
заданный текст.
 Игры
в
«музыкальные
занятия», «концерты
для кукол», «семью»,
где дети исполняют
известные им песни
 Музыкальнодидактические игры
Раздел «Музыкально-ритмические движения»















Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для
родителей
(стенды,
папки
или
ширмыпередвижки)
Оказание
помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения
детских
музыкальных театров
Совместное подпевание
и пение знакомых песен
при
рассматривании
иллюстраций в детских
книгах,
репродукций,
предметов окружающей
действительности
Создание совместных
песенников

16

Формы работы
Режимные
моменты

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей

Индивидуальные
Подгрупповые

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Использование  Занятия
музыкально Праздники,
ритмических
развлечения
движений:
 Музыка в
-на утренней
повседневной
жизни:
гимнастике и
-Театрализованная
физкультурных
деятельность
занятиях;
- на музыкальных
занятиях;
- на других
занятиях
- во время
прогулки
- в сюжетноролевых играх
- на праздниках и
развлечениях

-Музыкальные
игры, хороводы с
пением
- Празднование
дней рождения

Совместная деятельность с
семьей

Индивидуальные
Подгрупповые


Создание условий
для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе:
-подбор музыкальных
инструментов,
музыкальных
игрушек, макетов
инструментов, хорошо
иллюстрированных
«нотных тетрадей по
песенному
репертуару»,
атрибутов для
музыкально-игровых
упражнений.
Портреты
композиторов. ТСО



-подбор элементов
костюмов различных
персонажей для
инсценирования
песен, музыкальных
игр и постановок
небольших
музыкальных
спектаклей













Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку к
ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные выступления
детей и родителей,
совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки)
Создание музея
любимого композитора
Оказание помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения детских
музыкальных театров
Создание фонотеки,
видеотеки с любимыми
танцами детей



Импровизация
танцевальных
движений в
образах животных,
 Концертыимпровизации
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
17

Формы работы
Режимные
моменты

Индивидуальные
Подгрупповые
- на музыкальных
занятиях;
- на других
занятиях
- во время
прогулки
- в сюжетноролевых играх
- на праздниках и
развлечениях

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 Музыка в
повседневной
жизни:
Театрализованная
деятельность

Совместная деятельность с
семьей

Индивидуальные
Подгрупповые


-Игры с
элементами
аккомпанемента
- Празднование
дней рождения








Создание условий
для
самостоятельной
музыкальной
деятельности
в
группе:
подбор
музыкальных
инструментов,
музыкальных
игрушек,
макетов
инструментов,
хорошо
иллюстрированных
«нотных
тетрадей
по
песенному
репертуару»,
театральных кукол,
атрибутов
и
элементов костюмов
для театрализации.
Портреты
композиторов. ТСО
Игра на шумовых
музыкальных
инструментах;
экспериментировани
е со звуками,
Игра на знакомых
музыкальных
инструментах
Музыкальнодидактические игры
Игры-драматизации
Игра в «концерт»,
«музыкальные
занятия», «оркестр»














Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения
в
ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные выступления
детей
и
родителей,
совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для
родителей
(стенды,
папки
или
ширмыпередвижки)
Создание
музея
любимого композитора
Оказание
помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения
детских
музыкальных театров
Совместный
ансамбль,
оркестр

Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное.
Импровизация на детских музыкальных инструментах

18

Формы работы
Режимные
моменты

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей

Индивидуальные
Подгрупповые
- на музыкальных
занятиях;
- на других
занятиях
- во время
прогулки
- в сюжетноролевых играх

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 В
повседневной
жизни:
Театрализованная
деятельность

Индивидуальные
Подгрупповые


-Игры

- на праздниках и
развлечениях

Совместная деятельность с
семьей

- Празднование

дней рождения






Создание условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности
в
группе:
подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных
и
неозвученных),
музыкальных
игрушек, театральных
кукол, атрибутов для
ряжения, ТСО.
Экспериментирование
со звуками, используя
музыкальные игрушки
и
шумовые
инструменты
Игры в «праздники»,
«концерт»
Создание предметной
среды,
способствующей
проявлению у детей
песенного, игрового
творчества,
музицирования
Музыкальнодидактические игры










Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные
праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей
в
праздники
и
подготовку к ним)
Театрализованная
деятельность
(совместные
выступления детей и
родителей,
шумовой
оркестр)
Открытые
музыкальные занятия
для родителей
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для
родителей
(стенды,
папки или ширмыпередвижки)
Оказание
помощи
родителям
по
созданию предметномузыкальной среды в
семье

2.4 Коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с ТНР

19

Само понимание механизмов возникновения нарушений речи у детей и знания
особенностей его проявления определяет необходимость применения комплекса
коррекционных мероприятий. Под современным комплексным подходом к преодолению
ТНР мы понимаем лечебно – педагогическое воздействие на неврологическое и
психофизическое состояние ребенка со стороны разных специалистов.
Метод представляет собой комплекс лечебно – педагогических мер, применение
которых реально, когда коррекция ТНР у детей дошкольного возраста проводится в
условиях специального детского сада.
Весь лечебно – педагогический комплекс по характеру его воздействия можно
условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционновоспитательную.
Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно
проводят врачи, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического
здоровья детей с речевым нарушением, устранение патологических проявлений в их
психофизическом состоянии (ослабление неврологической микросимптоматики,
расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.)
К лечебно-оздоровительной работе относятся:
 Общегигиенические мероприятия
 Медикаментозное лечение
 Психотерапия
 Физиотерапия
 Лечебная физкультура (ЛФК) и (или) лечебная ритмика
 Массаж
 Закаливающие процедуры
 Водные процедуры
Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных
упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с
музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной
литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения
психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы
движений в сочетании с музыкой и словом. /Волкова, 2003/
Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко /1941 год/,
рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых функций
следующие средства логопедической ритмике:
 Вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях),
 Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
 Упражнения, регулирующие мышечный тонус
 Упражнения, активизирующие внимание
 Счетные упражнения
 Речевые упражнения без музыкального сопровождения
 Упражнения, формирующие чувство музыкального размера и ритма
 Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
 Ритмические упражнения
 Пение
 Игру на музыкальных инструментах
 Музыкальную самостоятельную деятельность
 Игровую деятельность
 Упражнения для развития творческой активности
 Заключительные упражнения
 Релаксация
20

Необходимо подходить к средствам логопедической ритмике как к системе постепенно
усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком
дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта.
При составлении занятий по логопедической ритмике следует учитывать
следующие дидактические принципы: наглядность, научность, доступность, поэтапное
повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей,
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на специальные
принципы: связь логопедической ритмики с физическим возможностями детей, ее
оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной
деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности
логопата / Волкова, 2003/
Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в
тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их
продолжительность составляет 30 – 40 минут в зависимости от возраста детей и этапа
логопедической коррекции.

21

3. Организационный раздел
3.1 Связь с другими образовательными областями
формирование представлений о музыкальной культуре и
Социально –
коммуникативное развитие музыкальном искусстве;
развитие игровой деятельности;
формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу;
развитие свободного общения с взрослыми и детьми в
области музыки;
развитие всех компонентов устной речи в
театрализованной деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи;
сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей,
формирование представлений о здоровом образе жизни,
релаксация;
формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности в различных видах музыкальной
деятельности
Познавательное развитие расширение кругозора детей в области о музыки
сенсорное развитие,
формирование целостной картины мира в сфере
музыкального искусства, творчества
использование музыкальных произведений с целью
Речевое развитие
усиления эмоционального восприятия художественных
произведений
Художественноэстетическое развитие

Физическое развитие

развитие детского творчества,
приобщение к различным видам искусства,
использование художественных произведений для
обогащения содержания области «Музыка», закрепления
результатов восприятия музыки;
формирование интереса к эстетической стороне
окружающей действительности;
развитие детского творчества.
развитие физических качеств
для
музыкальноритмической деятельности,
использование музыкальных произведений в качестве
музыкального сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной активности

3.2 Культурно - досуговая деятельность
В соответствии с требованиями Стандарта, в программу включен раздел «Культурно досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий,
праздников, мероприятий. Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по
интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный),
эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В
22

разделе обозначены задачи педагога и приведены примерные перечни возможных
событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы. Примерный перечень
событий, праздников и мероприятий приводится в Приложении
Отдых. Поощрять желание детей в свободное время заниматься интересной
самостоятельной деятельностью, любоваться красотой природных явлений: слушать
пение птиц, шум дождя, музыку, мастерить, рисовать, музицировать и т. д.
Развлечения. Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и
получения новых впечатлений. Развивать интерес к познавательным развлечениям,
знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры. Вовлекать детей в
процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание участвовать в
кукольном спектакле, музыкальных и литературных концертах; спортивных играх и т. д.
Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание. Приобщать к художественной
культуре. Развивать умение и желание заниматься интересным творческим делом
(рисовать, лепить и т. д.).
Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Развивать
желание принимать участие в праздниках. Формировать чувство сопричастности к
событиям, которые происходят в детском саду, стране. Воспитывать любовь к Родине.
Организовывать утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, Дню защитника
Отечества, праздникам народного календаря.
Самостоятельная
деятельность.
Содействовать
развитию
индивидуальных
предпочтений в выборе разнообразных видов деятельности, занятий различного
содержания (познавательного, спортивного, художественного, трудового). Формировать
творческие наклонности каждого ребенка. Побуждать детей к самостоятельной
организации выбранного вида деятельности. Развивать желание посещать студии
эстетического воспитания и развития (в детском саду или в центрах творчества.

3.3 Примерный музыкальный репертуар
Слушание
«Колыбельная», муз. А. Гречанинова; «Марш», муз. Л. Шульгина, «Ах ты, береза»,
рус.нар. песня; «Осенняя песенка», муз. Д. Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева; «Зайчик»,
муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока; «Мамины ласки», муз. А. Гречанинова; «Музыкальный
ящик» (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова); «Вальс снежных хлопьев» из балета
«Щелкунчик», муз. П. Чайковского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Котик
заболел», «Котик выздоровел», муз. А. Гречанинова; «Как у наших у ворот», рус.нар.
мелодия; «Мама», муз. П. Чайковского; «Веснянка», укр. нар.песня, обраб. Г. Лобачева,
сл. О. Высотской; «Бабочка», муз. Э. Грига; «Смелый наездник» (из «Альбома для
юношества» Р. Шумана); «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева;
«Новая кукла», «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Пьеска» (из
«Альбома для юношества» Р. Шумана); а также любимые произведения детей, которые
они слушали в течение года.
23

Пение
Упражнения на развитие слуха и голоса. «Две тетери», муз. М. Щеглова, сл. народные;
«Жук», муз. Н. Потоловского, сл. народные; «Колыбельная зайчонка», муз. В. Карасевой,
сл. Н. Френкель; «Птенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Путаница», песняшутка; муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Чуковского; «Кукушечка», рус.нар. песня, обраб. И.
Арсеева; «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», рус.нар. песни; заклички: «Ой, кулики!
Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите!»; «Где был, Иванушка», рус.нар. песня;
«Гуси», рус. нар. песня; «Пастушок», муз. Н. Преображенской, сл. народные.
Песни. «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «Баю-бай», муз. М. Красина, сл. М.
Черной; «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной; «Осенью», рус.нар. мелодия, обраб. И.
Кишко, сл. И. Плакиды; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Снежинки»,
муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова, сл. В. Антоновой; «Санки», муз. М. Красева, сл. О.
Высотской; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Подарок маме», муз. А.
Филиппенко, сл. Т. Волгиной; колядки: «Здравствуйте», «С Новым годом»; «Воробей»,
муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова; «Веснянка», укр. нар.песня; «Дождик», муз. М. Красева,
сл. Н. Френкель; «Зайчик», муз. М. Старокадомского, сл. М. Клоковой; «Лошадка», муз. Т.
Ломовой, сл. М. Ивенсен; «Паровоз», муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской.
Песни из детских мультфильмов. «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
(мультфильм «Крошка Енот»); «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.
Носова (мультфильм «Приключения Кузнечика»); «Если добрый ты», муз. Б. Савельева,
сл. М. Пляцковского (мультфильм «День рождения кота Леопольда»); а также любимые
песни, выученные ранее.
Музыкально-ритмические движения
Игровые упражнения. «Пружинки» под рус.нар. мелодию; ходьба под «Марш», муз. И.
Беркович; «Веселые мячики» (подпрыгивание и бег), муз. М. Сатулиной; «Качание рук с
лентами», польск. нар.мелодия, обраб. Л. Вишкарева; прыжки под англ. нар.мелодию
«Полли»; легкий бег под латв. «Польку», муз. А. Жилинского; «Марш», муз. Е.
Тиличеевой; «Лиса и зайцы» под муз. А. Майкапара «В садике»; «Ходит медведь» под
муз. «Этюд» К. Черни; подскоки под музыку «Полька», муз. М. Глинки; «Всадники», муз.
В. Витлина; потопаем, покружимся под рус.нар. мелодии. «Петух», муз. Т. Ломовой;
«Кукла», муз. М. Старокадомского; «Упражнения с цветами» под муз. «Вальса» А.
Жилина; «Жуки», венг. нар.мелодия, обраб. Л. Вишкарева.
Этюды-драматизации. «Барабанщик», муз. М. Красева; «Танец осенних листочков», муз.
А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Барабанщики», муз. Д. Кабалевского и С.
Левидова; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова; «Сапожки скачут по
дорожке», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Веселая прогулка», муз. П.
Чайковского; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Горячий
конь», муз. Т. Ломовой; «Подснежник» из цикла «Времена года» П. Чайковского
«Апрель»; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Сбор ягод» под рус.нар. песню «Ах
ты, береза»; «Кукушка танцует», муз. Э. Сигмейстера; «Наседка и цыплята», муз. Т.
Ломовой.
24

Хороводы и пляски. «Пляска парами», латыш.нар. мелодия; «По улице мостовой», рус.
нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой; «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер, сл. Е.
Каргановой; «Покажи ладошки», лат.нар. мелодия «Танец с ложками» под рус. нар.
мелодию; «Танец с платочками», рус. нар. мелодия; «Приглашение», укр. нар. мелодия,
обраб. Г. Теплицкого; «Пляска с султанчиками», укр. нар.мелодия, обраб. М. Раухвергера;
«Кто у нас хороший?», муз. Ан. Александрова; «Покажи ладошку», латыш.нар. мелодия;
пляска «До свидания», чеш. нар. мелодия; «Платочек», рус. нар. мелодия в обраб. Л.
Ревуцкого; «Дудочка-дуда», муз. Ю. Слонова, сл. народные; «Хлоп-хлоп-хлоп», эст.нар.
мелодия, обраб. А. Роомере; новогодние хороводы по выбору музыкального
руководителя.
Характерные танцы. «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова; «Пляска
Петрушек», муз. А. Серова из оперы «Рогнеда» (отрывок); «Танец зайчат» из «Польки» И.
Штрауса; «Снежинки», муз. Т. Ломовой; «Бусинки» из «Галопа» И. Дунаевского;
повторение танцев, выученных в течение года, а также к инсценировкам и музыкальным
играм: «Котята-поварята», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Коза-дереза», сл.
народные, муз. М. Магиденко.
Музыкальные игры
Игры. «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Флотова; «Медведь и
заяц», муз. В. Ребикова; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со
снежками», муз. П. Чайковского (из балета «Спящая красавица»); «Жмурки», муз. Ф.
Флотова; «Веселые мячики», муз. М. Сатулина; «Найди себе пару», муз. Т. Ломовой;
«Займи домик», муз. М. Магиденко; «Кто скорее возьмет игрушку?», латв. нар.мелодия;
«Веселая карусель», рус. нар. мелодия, обраб. Е. Тиличеевой; «Ловишки», рус.нар.
мелодия, обраб. А. Сидельникова; игры, выученные в течение года.
Игры с пением. «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой;
«Кукла», муз. Старокадомского, сл. О. Высотской; «Дед Мороз и дети», муз. И. Кишко,
сл. М. Ивенсен; «Заинька», муз. М. Красева, сл. Л. Некрасова; «Заинька, выходи», «Гуси,
лебеди и волк», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Мы на луг ходили», муз. А.
Филиппенко, сл. Н. Кукловской; «Рыбка», муз. М. Красева; «Платочек», укр. нар.песня,
обр. Н. Метлова; «Веселая девочка Таня», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р.
Борисовой.
Песенное творчество
«Как тебя зовут?»; «Что ты хочешь, кошечка?»; «Марш», муз. Н. Богословского;
«Мишка», «Бычок», «Лошадка», муз. А. Гречанинова, сл. А. Барто; «Наша песенка
простая», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Курочка-рябушечка», муз. Г. Лобачева,
сл. народные; «Котенька-коток», рус.нар. песня
Развитие танцевально-игрового творчества
«Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Зайчики», «Наседка и цыплята», «Воробей», муз. Т.
Ломовой; «Ой, хмель мой, хмелек», рус.нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Кукла», муз.
М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко; придумай пляску

25

Петрушек под музыку «Петрушка» И. Брамса; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н.
Френкель.
Музыкально-дидактические игры
Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Качели».
Развитие ритмического слуха. «Петушок, курочка и цыпленок», «Кто как идет?»,
«Веселые дудочки», «Сыграй, как я».
Развитие тембрового и динамического слуха. «Громко — тихо», «Узнай свой
инструмент»; «Угадай, на чем играю».
Определение жанра и развитие памяти. «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по
картинке», «Музыкальный магазин».
Игра на детских музыкальных инструментах. «Мы идем с флажками», «Гармошка»,
«Небо синее», «Андрей-воробей», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока-сорока»,
рус.нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко; «Кап-кап-кап…», румын. нар. песня, обр. Т.
Попатенко; «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. В. Попова; подыгрывание рус. нар. мелодий.
3.4 Литература
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
3. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под.ред. Н. А. Ветлугиной. – М.,
1989.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации. –/М., 2000. /Парциально
6. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н.
Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
7. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И.
Бекина и др. – М., 1981.
8. Ритмическая мозаика. Автор А.И. Буренина
9. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя
детского сада. – М., 1991.
10. Музыка в детском саду. Средняя группа. Песни, игры, пьесы /сост. Ветлугина Н.А. и
др. – М.., 1989.
11. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». Москва
«Сфера»2005год;
12. Логопедическая ритмика. Автор Г.А. Волкова /методика/
13.«Элементарное музицирование для дошкольников» Т.Э. Тютюнниковой

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».