Рабочая программа муз.руководителя в подгот. группах ЗПР Подсолнух, Ягодки, Яблонька

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт – Петербурга
ПРИНЯТА
на заседании Педагогического совета
протокол №1 от 30.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕНА
Заведующий ГБДОУ №47
Богданова А.Б. ___________
приказ №232 от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ
ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для детей с ЗПР «Подсолнух», «Ягодки», «Яблонька»
на 2023 – 2024 учебный год
Музыкальный руководитель:
Фадеева Н.К.

Санкт-Петербург
2023 год

Паспорт программы
Название программы

Сроки реализации
Наименование
учреждения

Автор

Рабочая программа музыкального руководителя в
подготовительных группах компенсирующей направленности для
детей с ЗПР «Подсолнух», «Ягодки», «Яблонька»
2023 - 2024 учебный год
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Фадеева Надежда Константиновна
должность – музыкальный руководитель
образование – средне-специальное
квалификация – высшая категория

2

Оглавление
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2.
3.3
3.4

Целевой раздел………………………………………………………………………… 4
Пояснительная записка……………………………………………………………….. 4
Цель и задачи Программы …………………………………………………………… 5
Планируемые результаты ……………………………………………………………. 6
Характеристики, значимые для разработки и реализации программы……………. 7
Содержательный раздел……………………………………………………………. 11
Возрастные особенности психофизического развития детей…………………… 11
Музыкально – художественная деятельность……………………………………. 13
Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной
деятельности………………………………………………………………………..... 18
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов………………………………………. 25
Организационный раздел…………………………………………………………… 28
Связь с другими образовательными областями…………………………………... 28
Культурно – досуговая деятельность………………………………………………. 29
Примерный музыкальный материал……………………………………………….. 30
Литература…………………………………………………………………………… 34

3

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа музыкального руководителя в подготовительных группах
компенсирующей направленности для детей с ЗПР (далее – Программа) определяет
содержание, объем, структуру коррекционно – развивающей работы и организацию
образовательного процесса с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой
психического развития. Рабочая программа разрабатывалась и утверждалась
Организацией самостоятельно в на основе Адаптированной образовательной
программы дошкольного
образования
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
Государственного
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47
компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Программа разработана в соответствии с:
федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее – ФГОС ДО);
приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении
изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022
№1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»;
4

иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и СанктПетербурга;
Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.04.2023 N 73027).
Уставом ГБДОУ детский сад № 47.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель образовательной программы
Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и
особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи образовательной программы:
 реализация содержания АОП ДО;
 коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
 охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с
ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
 обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с
ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса;
 создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ
как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями
(законными представителями), другими детьми;
 объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
 формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
 формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим
и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
5



обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и
начального общего образования.

Цель рабочей программы:
Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа
предназначена для детей (от 6 до 7 лет) с задержкой психического развития. Создание
условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
средствами музыки, развитие психических и физических качеств ребенка. Развитие
музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение
определенных задач. Создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства; введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой,
формирование основ базовой культуры личности средствами музыки
Задачи рабочей программы:
 развитие музыкально – художественной деятельности,
 приобщение к музыкальному искусству, формирование ценностных ориентаций
средствами музыкального искусства;
 формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
 приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкальнотворческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор,
фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских
композиторов, детская современная музыка);
 развитие внутренних психических процессов, творческого воображения и
фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественнотворческой деятельности;
 обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления
здоровья детей
Помимо общих задач музыкального воспитания работа направлена на решение
коррекционных задач
Коррекционные задачи:
 Развитие качеств личности ребенка: воспитание уверенности в своих силах,
выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой
успех, само реализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности,
развиваться более гармонично
 Развитие психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления,
регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой
способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха.
Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти.
Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
 Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы
движений, снятие излишнего мышечного напряжения, развитие ориентировки в
пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной
осанки и походки; формирование двигательных навыков; развитие ловкости, силы,
выносливости
1.3. Планируемые результаты
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, разброс
вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
6

дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают
необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде
целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой
объективной оценки
Однако результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному
воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
Общие ориентиры:
Развитие музыкально-художественной деятельности:
 развитие восприятия музыки, интереса к игре на детских музыкальных
инструментах;
 формирование интереса к пению и развитие певческих умений;
 развитие музыкально-ритмических способностей.
Приобщение к музыкальному искусству:
 формирование основ музыкальной культуры, элементарных представлений о
музыкальном искусстве;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах
музыкальной деятельности;
 формирование представлений о музыкальной сокровищнице родины,
единстве и многообразии способов выражения музыкальной культуры разных
стран и народов мира.
Ориентиры, актуальные для работы с детьми с ЗПР:
 развитие музыкально-ритмических способностей как основы музыкальной
деятельности;
 формирование эстетических чувств и музыкальности, эмоциональной
отзывчивости;
 побуждение к переживанию настроений, передаваемых в музыкальных
художественных произведениях;
 воспитание у детей слухового сосредоточения и звуковысотного восприятия;
 развитие интонационных, тембровых, силовых характеристик голоса.
В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, особых
образовательных потребностей содержание образовательной деятельности
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы
Задержка психического развития (ЗПР) - это пограничная форма интеллектуальной
недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы,
синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных,
сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). ЗПР является одной из наиболее
распространенных форм психической незрелости. У одних детей преобладают черты
эмоционально-личностной незрелости и страдает произвольная регуляция деятельности, у
других снижена работоспособность, у третьих более выражены недостатки внимания,
памяти, мышления.

7

Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет в музыкальной деятельности
(с задержкой психического развития)
Основные недостатки общей моторики: низкое качество выполнения основных движений
(ходьба, бег, прыжки), гибкости и плавности движений (скованность движений, их
неритмичность), замедленность темпа и неритмичность движений, моторная неловкость,
недостаточность мышечной силы, плохая координация движений частей тела и др.
сохраняются. Потребность в двигательной активности проявляют все, а стремление к ее
удовлетворению большинство. С 6 лет у всех дошкольников существенно возрастает
адекватность эмоциональных реакций и по силе, и по способам выражения. Появляется
элементарная способность управлять собственным эмоциональным состоянием. При
сохранении индивидуальных различий снижается частота полярных эмоциональных
проявлений у детей. Дети начинают проявлять стремление заниматься более
продолжительное время чем-то определенным. После 5 лет в процессе обучения дети
начинают активно овладевать рисованием, сначала предметным, декоративным и
сюжетным. У них появляется интерес к рисованию и его эмоциональное сопровождение.
Дети сами проявляют желание заниматься рисованием. В изобразительной и других видах
деятельности ярко проявляется недостаточность зрительно -двигательной координации и
сенсомоторной интеграции - невысокое качество выполняемых действий и их результатов
Особенности осуществления коррекционной направленности в музыкальной
деятельности
 Организовывать игры по развитию слухового восприятия, на основе знакомства
детей со звучащими игрушками и предметами (барабан, бубен, дудочка и др.),
учить различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, определять по
звукоподражаниям, как подают голос животные;
 Формировать пространственную ориентировку на звук, звучание игрушек в
качестве сигнала к началу или прекращению действий в подвижных играх и
упражнениях, побуждение к определению расположения звучащего предмета,
бежать к нему, показывать и называть его;
 Привлекать внимание к темпу звучаний (быстро/медленно), силе звуков
(громко/тихо);
 Побуждать реагировать на изменение темпа и интенсивности, характера
движений, произнесения звуков, проговаривания потешек и стихов;
 Создавать условия для развития внимания при прослушивании музыки, умения
реагировать на начало и окончания музыки;
 Привлекать к прослушиванию музыки, побуждая детей к слуховому
сосредоточению и нацеливанию на восприятие музыкальной гармонии;
 Побуждать различать и по- разному реагировать на музыку маршевого и
плясового, спокойного и веселого характеров, вызывая соответствующие
эмоции и двигательные реакции;
 Использовать в организации различных занятий с ребенком музыкальную
деятельность как средство для активизации и повышения эмоционального фона
восприятия окружающего;
 Формировать у детей музыкально-эстетические, зрительно-слуховые и
двигательные представления о средствах музыки, передающие образы
объектов, их действия (бежит ручеек, идет медведь и пр.);
 Развивать у ребенка музыкально-ритмический, звуковысотный и тембровый
слух, включая в занятия разные музыкально звучащие предметы и игрушки;
8



















Знакомить детей с разными музыкальными инструментами; привлекать
внимание к их звучанию, а также оркестра, хоров, отдельных голосов;
воспитывать музыкальное восприятие, слушательскую культуру детей,
обогащать их музыкальные впечатления;
Развивать память, создавая условия для запоминания и узнавания музыкальных
произведений и разученных мелодий;
Расширять и уточнять представления детей о средствах музыкальной
выразительности, жанрах и музыкальных направлениях, исходя из
особенностей интеллектуального развития детей с ЗПР;
Привлекать детей к музыкальной деятельности, т. е. элементарной игре на
детских музыкальных инструментах, как сольно, так и в оркестре;
Формировать эмоциональную отзывчивость детей на музыкальные
произведения и умение использовать музыку для передачи собственного
настроения;
Развивать певческие способности детей (чистота исполнения, интонирование,
дыхание, дикция, слаженность); учить пропевать по возможности все слова
песни, соблюдая ее темп, ритм, мелодию;
Формировать разнообразные танцевальные умения детей, динамическую
организацию движений в ходе выполнения коллективных (групповых и
парных) и индивидуальных танцев;
Расширять опыт выполнения разнообразных действий с предметами во время
танцев, музыкально-ритмических упражнений: передавать их друг другу,
поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч и др.;
Совершенствовать пространственную ориентировку детей: выполнять
движения под музыку по зрительному (картинке, стрелке-вектору), слуховому и
двигательному сигналам;
Учить детей ходить парами по кругу, соблюдать расстояние при движении,
поднимать плавно руки вверх, в стороны, заводить их за спину, за голову,
поворачивая кисти, не задевая партнеров;
Развивать координацию, плавность, выразительность движений, учить
выполнять движения в соответствующем музыке ритме, темпе, чувствовать
сильную долю такта (акцент), метрический рисунок при звучании музыки в
размере 2/4, 3/4, 4/4;
Учить детей выполнять движения в соответствии с изменением характера
музыки (быстро – медленно); самостоятельно придумывать и выполнять
движения под разную музыку (вальс, марш, полька); развивать
эмоциональность и свободу проявлений творчества в музыкальных играх;
Согласовывать музыкальную деятельность детей с ознакомлением их с
произведениями художественной литературы, явлениями в жизни природы и
общества;
Стимулировать желание детей эмоционально откликаться на понравившееся
музыкальное произведение, передавать свое отношение к нему вербальными и
невербальными средствами; отражать музыкальные образы изобразительными
средствами;
Учить детей понимать коммуникативное значение движений и жестов в танце,
объяснять их словами; обогащать словарный запас детей для описания
характера музыкального произведения.

Рабочая программа предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в
неделю.
Одно музыкальное занятие проводится с элементами логопедической ритмики.
9

группа

возраст

Продолжительность
музыкального
занятия (мин.)

Подготовительная
группа

от 6 до 7 (8) лет

30

Продолжительность
музыкального
занятия с элементами
логоритмики (мин.)
30

10

2. Содержательный раздел
2.1 Возрастные особенности психофизического развития детей
Дети седьмого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем
другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с
субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в
котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким
центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал
ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в
играх становятся разнообразными.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть
сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от
природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный
материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от
художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый
материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по
возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения
объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного
расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие
представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны
одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования
объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.
Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут
применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить
схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного
моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие
стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности
изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении
объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме
11

того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о
классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться,
однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.
Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму (материал) и т. д. Развивается изобразительная деятельность
детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать
до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и
жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и
книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных
объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать
статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер;
достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или,
напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более
детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает
эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного
конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося
материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны
выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность
может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется
конструирование в ходе совместной деятельности.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного
возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если
анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет
активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут
правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в
сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно
используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая
не только главное, но и детали.

12

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных
способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие
мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные
представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений);
развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное
внимание, речь, образ Я.
Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с задержкой
психического развития.











ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и
психофизического развития;
не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в
школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет
играть, а не учиться;
отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может
подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным
усилиям;
не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;
испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой
моторики;
непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словеснологического мышления;
могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо
ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Задержка психического развития поддаётся коррекции, при специально организованном
специалистами обучении и воспитании ребёнка
2.2 Музыкально – художественная деятельность.
Музыкальное развитие детей с ЗПР осуществляется в таких формах работы, которые
стимулируют их к самостоятельности, проявлению творческой индивидуальности,
способствуют принятию ответственности за выполненное задание. В музыкальном
воспитании детей с ЗПР знания, исполнительские умения и навыки не являются
самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей,
вкуса детей.
Начиная с первого этапа музыкального воспитания дошкольников с задержкой
психического развития, обращается внимание на обеспечение единства воспитательных,
образовательных, развивающих и коррекционных функций в содержании и методах
работы с детьми.
На первом этапе ведущим видом музыкальной деятельности являются музыкальноритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и
13

действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов
(погремушек, колокольчиков, трещоток и пр.).
Выполнение движений с простейшими «звучащими жестами» подготавливают детей к
музицированию и выполнению сложных ритмических заданий.
На первом этапе обучения пению и слушанию объединяются в единую музыкальную
деятельность,
поскольку у детей в соответствии с возрастными нормами их развития еще не достаточно
развит
голосовой аппарат, вокальный диапазон очень маленький (в пределах двух-трех нот),
активный процесс осмысленного слушания еще не сформирован. Задача взрослых —
приобщить детей к пению за счет активного слушания музыки при ознакомлении с
новыми песнями. С помощью картинок, игрушек и других визуальных интерактивных
средств взрослый знакомит детей с попевкой или песенкой. Он пропевает их с различной
интонационной, динамической окрашенностью (громче — тише, быстрее —медленнее) в
сочетании с мимикой и пантомимикой (обыгрывание в движении текста песенки). Пение
взрослого должно вызвать у детей подражательную реакцию.
На этом этапе работы важно стимулировать детей к играм на музыкальных инструментах.
При этом
взрослый активно импровизирует на каком-либо музыкальном инструменте.
Для того чтобы избежать повторности и разнообразить кинестетический, слуховой и
познавательный
опыт детей, полезно использовать на занятиях игры на самодельных музыкальных
инструментах: ложках,
горшках, трещотках, погремушках, баночках с сыпучим материалом, колокольчиках и т.
п.
Важная роль, как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей,
на первом этапе работы отводится играм с музыкальными игрушками и инструментами.
Их можно использовать во время рисования, в играх ит. д. Одни и те же мелодии,
музыкальные инструменты и игрушки могут применяться в разных вариантах. Это не
только вызывает у детей положительные эмоции, но и помогает им устанавливать связи
между цветом и звуком, величиной и звуком.
Музыкальные занятия, проводимые с детьми с ЗПР на первом этапе коррекционноразвивающей работы, направлены на формирование слухозрительного и слухомоторного
взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
Содержание этих занятий взаимосвязано с обучением детей ритмическим движениям,
соответствующим характеру звучания музыки, с развитием слухового внимания и
слуховой памяти на материале из двух ритмических сигналов и т. п.
На втором этапе коррекционно-развивающей работы музыкальный руководитель
ориентируется на
особенности развития слухового внимания и сосредоточенности детей, их музыкальный
слух
(звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый), что позволяет разнообразить
репертуар в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музицировании,
музыкально-дидактических и хороводных играх).
Музыкальное воспитание детей с ЗПР на втором этапе работы направлено на
формирование у них способности эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку
через активное слушание, ознакомление со средствами ее выразительности и анализ
простейших форм и образов.
В этот период дети, как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной деятельности,
продолжают учиться играм с музыкальными игрушками и инструментами. Специалисты
могут использовать музыкальные инструменты на разных занятиях: во время рисования, в
14

словесных играх, в играх с природным материалом, в играх, направленных на
двигательное развитие. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки
могут применяться в разных вариантах.
Для наибольшей продуктивности музыкальных занятий и большего погружения детей в
музыкальную деятельность желательно на втором этапе обучения сделать их
узконаправленными. Из двух занятий в неделю одно может быть посвящено развитию
слуховых представлений и навыков пения, другое — развитию танцевальных движений и
навыков двигательной импровизации.
На втором этапе обучения детей ЗПР слушание, помимо развивающей, выполняет
коррекционную
функцию. При восприятии музыки развивается эмоциональность и происходит коррекция
всех
психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения).
Для включения детей в более активную продуктивную деятельность в процессе слушания
рекомендуется использовать такие приемы, как цветовое, графическое и пластическое
моделирование, то есть визуализацию слуховых образов через различные виды рисования
и движения под музыку. Цветовое моделирование дает возможность в цвете
визуализировать свое эмоциональное состояние при прослушивании музыкального
произведения, графическое позволяет фиксировать ритмические и динамические
характеристики произведения, пластическое — отображать в движении услышанный
музыкальный
образ.
В ходе музыкального воспитания детей среднего дошкольного возраста им активно
предлагаются
различные музыкально-дидактические и психокоррекицонные игры на слуховое
внимание, слуховую память, слуховое восприятие. Это игры предполагают слушание
изолированных шумов (живой природы, бытовых, голосов животных), дифференциацию
шумов, запоминание слуховых цепочек.
На примерах классических произведений (например, «Детский альбом» П. И.
Чайковского, «Детский альбом» Р. Шумана и др.) дети знакомятся с понятиями «жанр»,
«характер», «настроение», «темп», «ритм», «высота», «сила», «цвет», «форма». При
восприятии цвета, движения, тембра звучащего инструмента у детей формируется
целостный интегративный музыкальный образ, который можно запоминать,
анализировать, о котором можно рассказывать и сочинять истории.
На этом этапе дети учатся пению, которое также имеет коррекционную направленность.
При пении
обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкальные представления, а
затем итворческое воображение. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку,
активно выражают свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные
способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует
совершенствованию сенсорного восприятия, формированию рефлексии и дыхания,
коррекции таких компонентов речи, как просодика, артикуляция, речевое дыхание, темп и
ритм речи, выразительность голоса.
Процесс освоения навыков пения с детьми ЗПР будет более эффективным, если на
занятиях использовать такой прием, как «активное пение с руками». Дирижерский,
артикуляторный и звуковысотный жест позволяет педагогу и детям по методу обратной
связи контролировать себя на основе зрительных и кинестетических ощущений.
Согласованность движений рук и пения ведет к максимальной мышечной
закрепощенности детей. При этом тело, руки, артикуляция и голос становятся единым
«инструментом», требующим хорошей слаженности действий его отдельных / частей.
Для детей с ЗПР это особенно важно, поскольку их нервно-психическая нестабильность,
дисбаланс процессов возбуждения и торможения, отсутствие контроля поведения и
15

повышенная утомляемость при статической деятельности (традиционно во время пения в
ДОУ дети сидят) отличают их от нормально развивающихся сверстников. Для накопления
слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений используются вокальные
упражнения творческого характера: вокализация имен, звукоподражания, музыкальная
импровизация вопросов и ответов, сочинение несложных попевок, завершение мелодии.
Пение попевок и песен сопровождается различными звучащими жестами.
Занятия ритмикой на втором этапе обучения носят выраженную коррекционную
направленность. У детей этого возраста уже можно сформировать рефлексивное
понимание собственных кинестетических ощущений с помощью упражнений на
мышечное раскрепощение. При этом дети учатся элементам произвольной регуляции,
переключению и управлению эмоциональной и мышечной активностью.
Особое место на занятиях ритмикой отводится выполнению упражнений с предметами,
направленных на развитие моторики.
На занятиях дети осваивают разнообразные ритмические движения под музыку.
В хороводных играх, которые позволяют выполнять изобразительные движения с речью
под музыку, дети учатся импровизации. В этих играх у них воспитывается чувство
коллективизма, они начинают контролировать свои эмоции и подчинять свои желания
правилам поведения в игре.
Дети среднего дошкольного возраста продолжают знакомиться с музыкальными
инструментами. Они учатся различать их по тембру и осваивают навыки игры на новых
инструментах. Развитию творчества способствует использование для оркестровки
знакомых песен и пьес различных подручных средств: ложек, горшков, трещоток и др.
Занятия проводятся при активной музыкальной импровизации взрослого, которому дети
подыгрывают на музыкальных инструментах.
Музыкальное воспитание детей с ЗПР на третьем этапе коррекционно-развивающей
работы направлено на приобщение их к классическому музыкальному искусству.
У детей развивается кругозор, обогащается словарь, формируются представления о
духовных ценностях.
Совершенствование певческих, танцевальных навыков и умений – позволяет использовать
их в
последующих психокоррекционных занятиях по формированию адаптивного поведения.
На этом этапе музыкальный руководитель, воспитатели и другие специалисты учат детей
эмоционально, адекватно воспринимать музыку, развивают их слуховое внимание и
умение сосредоточиться. Продолжается работа по совершенствованию музыкального
слуха детей, обучению их игре на музыкальных инструментах. Дети учатся использовать
для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, выполненные
с помощью взрослых. Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты
разнообразно используются на различных занятиях с детьми и, конечно же, на
музыкальных занятиях.
Музыкальные занятия на всех этапах коррекционно-развивающей работы проводят
совместно
музыкальный руководитель и воспитатель. На первой ступени обучения активное участие
в них
принимает учитель-дефектолог. Элементы музыкально-ритмических занятий все
специалисты включают в коррекционно-развивающую работу с детьми. Взаимодействие
учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей
имеет большое значение для развития восприятия детьми звуков различной громкости,
высоты, для совершенствования обще речевых умений и навыков (дыхательных,
голосовых, артикуляторных).
16

Музыкальные, специальные коррекционные игровые занятия, а также занятия по
физическому
воспитанию имеют общую составляющую, направленную на выработку динамической
координации
движений детей, их точности и четкости, способности удерживать двигательную
программу при последовательном выполнении движений. Для детей с ЗПР, имеющих
системные нарушения речи, нарушения координации движений и пр., особое значение
приобретают упражнения по развитию тонкой моторики. Эти упражнения целесообразно
проводить под музыку.
Совместная работа учителя-дефектолога, музыкального руководителя и воспитателей
играет важную роль в развитии художественно-эстетического и музыкального вкуса
детей, их познавательной активности, в формировании и развитии коммуникативных
навыков, эстетических и нравственных ценностей. Музыка в данном контексте является
катализатором, стимулирующим эмоциональное развитие детей.

17

2.3 Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной
деятельности
Раздел «Слушание»
Формы работы
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые


Использование
музыки:
-на утренней
гимнастике и
физкультурных
занятиях;
- на музыкальных
занятиях;
- во время умывания
- на других занятиях
(ознакомление с
окружающим миром,
развитие речи,
изобразительная
деятельность)
- во время прогулки
(в теплое время)
- в сюжетно-ролевых
играх
- перед дневным сном
- при пробуждении
- на праздниках и
развлечениях

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность
педагога с детьми
детей
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 Музыка в
повседневной
жизни:
-Театрализованная
деятельность

Совместная деятельность с
семьей

Индивидуальные
Подгрупповые


-Слушание
музыкальных
сказок,
-Просмотр
мультфильмов,
фрагментов
детских
музыкальных
фильмов
- Рассматривание
иллюстраций
в 
детских
книгах,
репродукций,
предметов
окружающей
действительности;

Создание
условий для
самостоятельн
ой
музыкальной
деятельности в
группе:
подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных и
неозвученных)
, музыкальных
игрушек,
театральных
кукол,
атрибутов,
элементов
костюмов для
театрализован
ной
деятельности.
Игры в
«праздники»,
«концерт»,
«оркестр»,
«музыкальные
занятия»












Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Консультации для
родителей
Родительские собрания
Индивидуальные беседы
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку к
ним)
Театрализованная
деятельность Создание
наглядно-педагогической
пропаганды для
родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки)
Оказание помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Прослушивание
аудиозаписей с
просмотром
соответствующих
иллюстраций,
репродукций картин,
портретов композиторов

- Рассматривание
портретов
композиторов

18

Раздел «Пение»
Формы работы
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые


Использование
пения:
- на музыкальных
занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки
(в теплое время)

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 Музыка в
повседневной
жизни:
-Театрализованная
деятельность

Индивидуальные
Подгрупповые


-Пение знакомых
- в сюжетно-ролевых песен во время игр,
играх
прогулок в теплую
-в театрализованной погоду
деятельности
- на праздниках и
развлечениях

Совместная деятельность с
семьей

- Пение знакомых
песен при
рассматривании
иллюстраций в
детских книгах,
репродукций,
предметов
окружающей
действительности



Создание
условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе: подбор
музыкальных
инструментов
(озвученных и
неозвученных),
иллюстраций
знакомых песен,
музыкальных
игрушек,
макетов
инструментов,
хорошо
иллюстрированн
ых «нотных
тетрадей по
песенному
репертуару»,
театральных
кукол, атрибутов
для
театрализации,
элементов
костюмов
различных
персонажей.
Портреты
композиторов.
ТСО
Создание для
детей игровых
творческих
ситуаций
(сюжетноролевая игра),
способствующи
















Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку к
ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные выступления
детей и родителей,
совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки)
Создание
музея
любимого композитора
Оказание
помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения
детских
музыкальных театров,
Совместное
пение
знакомых песен
при
рассматривании
иллюстраций в детских
книгах,
репродукций,
портретов композиторов,
предметов окружающей
действительности
Создание
совместных
песенников
19






х сочинению
мелодий разного
характера
(ласковая
колыбельная,
задорный или
бодрый марш,
плавный вальс,
веселая
плясовая).
Игры в
«кукольный
театр»,
«спектакль» с
игрушками,
куклами, где
используют
песенную
импровизацию,
озвучивая
персонажей.
Музыкальнодидактические
игры
Пение знакомых
песен при
рассматривании
иллюстраций в
детских книгах,
репродукций,
портретов
композиторов,
предметов
окружающей
действительност
и

20

Раздел «Музыкально-ритмические движения»
Формы работы
Режимные моменты

Индивидуальные
Подгрупповые


Использование
музыкальноритмических
движений:
-на утренней
гимнастике и
физкультурных
занятиях;
- на музыкальных
занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 Музыка в
повседневной
жизни:
-Театрализованная
деятельность
-Музыкальные
игры, хороводы с
пением
-Инсценирование
песен

- в сюжетно-ролевых -Формирование
играх
танцевального
творчества,
- на праздниках и
развлечениях
-Импровизация
образов сказочных
животных и птиц
- Празднование
дней рождения

Совместная деятельность с
семьей

Индивидуальные
Подгрупповые


Создание
условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в
группе:
-подбор
музыкальных
инструментов,
музыкальных
игрушек, макетов
инструментов,
хорошо
иллюстрированных
«нотных тетрадей по
песенному
репертуару»,
атрибутов для
музыкально-игровых
упражнений,










-подбор элементов

костюмов различных
персонажей для
инсценирования
песен, музыкальных 
игр и постановок

небольших
музыкальных
спектаклей.
Портреты
композиторов. ТСО


Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные праздники,
развлечения
в
ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные выступления
детей
и
родителей,
совместные
театрализованные
представления, шумовой
оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание
нагляднопедагогической
пропаганды
для
родителей (стенды, папки
или ширмы-передвижки)
Создание
музея
любимого композитора
Оказание
помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения
детских
музыкальных театров
Создание
фонотеки,
видеотеки с любимыми
танцами детей

Создание для
детей игровых
творческих
ситуаций
21






(сюжетноролевая игра),
способствующих
импровизации
движений разных
персонажей под
музыку
соответствующег
о характера
Придумывание
простейших
танцевальных
движений
Инсценирование
содержания
песен, хороводов
Составление
композиций
танца

22

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Формы работы
Режимные
моменты

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Самостоятельная
деятельность детей

Совместная деятельность с
семьей

Формы организации детей
Индивидуальные

Групповые

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Подгрупповые

Индивидуальные
- на
музыкальных
занятиях;
- на других
занятиях
- во время
прогулки
- в сюжетноролевых играх
- на праздниках
и развлечениях





Занятия
Праздники,
развлечения
Музыка в
повседневной
жизни:

Индивидуальные


Театрализованная
деятельность
-Игры с
элементами
аккомпанемента
- Празднование
дней рождения









Создание условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в группе:
подбор музыкальных
инструментов,
музыкальных игрушек,
макетов инструментов,
хорошо
иллюстрированных
«нотных тетрадей по
песенному
репертуару»,
театральных кукол,
атрибутов и элементов
костюмов для
театрализации.
Портреты
композиторов. ТСО
Создание для детей
игровых творческих
ситуаций (сюжетноролевая игра),
способствующих
импровизации в
музицировании
Музыкальнодидактические игры
Игры-драматизации
Аккомпанемент в
пении, танце и др.
Детский ансамбль,
оркестр
Игра в «концерт»,
«музыкальные
занятия»














Совместные праздники,
развлечения в ДОУ
(включение родителей в
праздники и подготовку
к ним)
Театрализованная
деятельность (концерты
родителей для детей,
совместные
выступления детей и
родителей, совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Открытые музыкальные
занятия для родителей
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды,
папки или ширмыпередвижки)
Создание музея
любимого композитора
Оказание помощи
родителям по созданию
предметно-музыкальной
среды в семье
Посещения детских
музыкальных театров
Совместный ансамбль,
оркестр

23

Раздел «Творчество»: песенное, музыкально-игровое, танцевальное.
Импровизация на детских музыкальных инструментах
Формы работы
Режимные
моменты

Индивидуальные
Подгрупповые
- на
музыкальных
занятиях;
- на других
занятиях
- во время
прогулки
- в сюжетноролевых играх
- на праздниках
и развлечениях

Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность детей
педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
 Занятия
 Праздники,
развлечения
 В
повседневной
жизни:
Театрализованная
деятельность

Совместная деятельность
с семьей

Индивидуальные
Подгрупповые


-Игры
- Празднование
дней рождения









Создание условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в группе:
подбор музыкальных
инструментов,
музыкальных игрушек,
макетов инструментов,
хорошо
иллюстрированных
«нотных тетрадей по
песенному репертуару»,
театральных кукол,
атрибутов и элементов
костюмов для
театрализации. Портреты
композиторов. ТСО
Создание для детей
игровых творческих
ситуаций (сюжетноролевая игра),
способствующих
импровизации в пении,
движении,
музицировании
Придумывание мелодий
на заданные и
собственные слова
Придумывание
простейших
танцевальных движений
Инсценирование
содержания песен,
хороводов
Составление композиций
танца
Импровизация на
инструментах












Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Совместные
праздники,
развлечения в ДОУ
(включение
родителей в
праздники и
подготовку к ним)
Театрализованная
деятельность
(концерты родителей
для детей,
совместные
выступления детей и
родителей,
совместные
театрализованные
представления,
шумовой оркестр)
Открытые
музыкальные занятия
для родителей
Создание нагляднопедагогической
пропаганды для
родителей (стенды,
папки или ширмыпередвижки)
Оказание помощи
родителям по
созданию предметномузыкальной среды в
семье
Посещения детских
музыкальных театров

24







Музыкальнодидактические игры
Игры-драматизации
Аккомпанемент в пении,
танце и др
Детский ансамбль,
оркестр
Игра в «концерт»,
«музыкальные занятия»

2.4 Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов
Основной формой работы является игровая деятельность — основная форма деятельности
дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с разработанным
индивидуальным маршрутом развития, составленным на основе рекомендаций доктора,
диагностики физического, психического и личностного развития ребенка с ЗПР, носят
игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми
упражнениями:
- игры со словом;
- музыкально-дидактические игры;
- игры с пением и хороводы;
- этюды на развитие мимики, жеста;
- игры на развитие ориентировки в пространстве;
- игра на детских музыкальных инструментах (ударно-шумовых, мелодических,
народных);
- упражнения, направленные на развитие основных движений, мелкой моторики рук (с
предметами и без них), на активизацию внимания, на координацию движений,
- танцевальные и плясовые движения.
Основополагающий принцип проведения коррекционных музыкальных занятий для детей
с
ЗПР – взаимосвязь музыки, движений и речи, что приводит к формированию ценностных
ориентиров: o регулировании психовегетативных процессов o регуляции
психоэмоционального состояния, o повышение социальной активности, o коррекции
коммуникативной функции, o активизации творческих проявлений
Реализация коррекционной работы по музыкальному воспитанию осуществляется через
регламентированную (различные виды занятий: индивидуальные, традиционные,
интегрированные, комплексные, доминантные, тематические, авторские) и
нерегламентированную (самостоятельная досуговая деятельность) формы обучения.
В процессе познания музыки непременными компонентами для детей с ЗПР являются
чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика. В связи с этим в
коррекционной
работе и обучении используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя:
-наглядно-слуховые
-наглядно-зрительные
-тактильно-мышечную наглядность
25

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом
музыкальном занятии следующих здоровье сберегающих технологий:
• валеологические песенки-распевки (поднимают настроение, задают
позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению);
• дыхательная гимнастика (повышаются показатели диагностики дыхательной системы,
развиваются певческие способности детей);
• артикуляционная гимнастика (повышаются показатели уровня развития речи детей,
певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание);
• оздоровительные и фонопедические упражнения (укрепление голосовых связок детей,
подготовка их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей);
• игровой массаж (повышаются защитные свойства верхних дыхательных
путей и всего организма);
• пальчиковые игры (развивают речь ребенка, двигательные качества,
повышают координационные способности пальцев рук);
• речевые игры (эффективно влияют на развитие эмоциональной
выразительности речи детей, двигательной активности
Применение педагогической системы Карла Орфа. Работа по данной системе
способствуют
социальной адаптации детей: они учатся взаимодействовать друг с другом, вступать в
контакт, вырабатываются такие личностные качества, как толерантность и человеколюбие
Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко /1941 год/,
рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых функций
следующие средства логопедической ритмике:
 Вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях),
 Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
 Упражнения, регулирующие мышечный тонус
 Упражнения, активизирующие внимание
 Счетные упражнения
 Речевые упражнения без музыкального сопровождения
 Упражнения, формирующие чувство музыкального размера и ритма
 Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
 Ритмические упражнения
 Пение
 Игру на музыкальных инструментах
 Музыкальную самостоятельную деятельность
 Игровую деятельность
 Упражнения для развития творческой активности
 Заключительные упражнения
 Релаксация
Необходимо подходить к средствам логопедической ритмике как к системе постепенно
усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком
дошкольного возраста с учетом структуры его дефекта.
При составлении занятий по логопедической
ритмике следует учитывать
следующие дидактические принципы: наглядность, научность, доступность, поэтапное
26

повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей,
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на специальные
принципы: связь логопедической ритмики с физическим возможностями детей, ее
оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной
деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности
логопата / Волкова, 2003/
Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в
тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия.

27

3. Организационный раздел
3.1 Связь с другими образовательными областями
формировании
представлений о
социокультурных
ценностях нашего народа,
Социально –
об отечественных традициях и праздниках;
коммуникативное развитие
формирование основ безопасности
собственной
жизнедеятельности в различных видах музыкальной
деятельности,
формирование представлений о музыкальной культуре и
музыкальном искусстве;
развитие игровой деятельности
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего
Познавательное развитие
мира (форме, размере, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях
и др.), формирование целостной картины мира в
сфере музыкального искусства, творчества
развитии звуковой и интонационной культуры речи;
развитие свободного общения со взрослыми и
Речевое развитие
детьми в области музыки;
развитие
всех компонентов
устной
речи
в
театрализованной деятельности;
практическое овладение нормами речи
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия
и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему
миру: формирование элементарных представлений о
Художественно-эстетическое видах искусства;
развитие
восприятие музыки,
художественной
литературы,
фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей

Физическое развитие

развитие координации и гибкости;
равновесия, координации движений, крупной и мелкой
моторики обеих
рук;
использование музыкальных произведений в качестве
музыкального сопровождения
различных видов
детской
деятельности и двигательной активности,
сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей
28

3.2 Культурно - досуговая деятельность
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включен раздел «Культурно досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий,
праздников, мероприятий. Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по
интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный),
эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В
разделе обозначены задачи педагога и приведены примерные перечни возможных
событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы. Примерный перечень
событий, праздников и мероприятий приводится в Приложении
Отдых. Развивать желание в свободное время заниматься интересной и содержательной
деятельностью. Формировать основы досуговой культуры (игры, чтение книг, рисование,
лепка, конструирование, прогулки, походы и т. д.).
Развлечения. Создавать условия для проявления культурно-познавательных
потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных
знаний и умений для проведения досуга. Способствовать появлению спортивных
увлечений, стремления заниматься спортом.
Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях.
Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, желание активно
участвовать в их подготовке (украшение групповой комнаты, музыкального зала, участка
детского сада и т. д.). Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление
поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Самостоятельная деятельность. Создавать условия для развития индивидуальных
способностей и интересов детей (наблюдения, экспериментирование, собирание
коллекций и т. д.). Формировать умение и потребность организовывать свою
деятельность, соблюдать порядок и чистоту. Развивать умение взаимодействовать со
сверстниками, воспитателями и родителями.
Творчество. Развивать художественные наклонности в пении, рисовании,
музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и
познавательной деятельностью, создавать условия для посещения кружков и студий.

29

3.3 Примерный музыкальный репертуар
Слушание
«Марш», муз. Д. Шостаковича; «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г.
Свиридова; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Марш» из оперы «Любовь к
трем апельсинам», муз. С. Прокофьева; «Зима», муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева;
«Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского); «Полька», муз. Д. ЛьвоваКомпанейца, сл. З. Петровой; «Мамин праздник», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Румарчук;
«Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Кто придумал песенку?», муз. Д.
Львова-Компанейца, сл. Л. Дымовой; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Дед Мороз»,
муз. Н. Елисеева, сл. З. Александровой; «Утренняя молитва», «В церкви» (из «Детского
альбома» П. Чайковского); «Музыка», муз. Г. Струве; «Жаворонок», муз. М. Глинки;
«Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», «Колыбельная», муз. Н. РимскогоКорсакова; финал Концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты) Л. Бетховена;
«Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Раскаяние», «Утро»,
«Вечер» (из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева); «Первая потеря» (из «Альбома
для юношества») Р. Шумана; Одиннадцатая соната для фортепиано, 1-я часть
(фрагменты), Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7 Ф. Шопена.
Пение
Упражнения на развитие слуха и голоса. «Зайка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель;
«Сшили кошке к празднику сапожки», детская песенка; «Ворон», рус.нар. песня, обраб. Е.
Тиличеевой; «Андрей-воробей», рус.нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Бубенчики»,
«Гармошка», муз. Е. Тиличеевой; «Считалочка», муз. И. Арсеева; «Снега-жемчуга», муз.
М. Пархаладзе, сл. М. Пляцковского; «Где зимуют зяблики?», муз. Е. Зарицкой, сл. Л.
Куклина; «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Барабан», муз. Е.
Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Тучка», закличка; «Колыбельная», муз. Е. Тиличеевой,
сл. Н. Найденовой; рус.нар. песенки и попевки.
Песни.
«Журавли», муз. А. Лившица, сл. М. Познанской; «К нам гости пришли», муз. Ан.
Александрова, сл. М. Ивенсен; «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. Н.
Пассовой; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; «Гуси-гусенята», муз.
Ан. Александрова, сл. Г. Бойко; «Рыбка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой. «Курица»,
муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Березка», муз. Е. Тиличеевой, сл. П. Воронько;
«Ландыш», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Весенняя песенка», муз. А. Филиппенко,
сл. Г Бойко; «Тяв-тяв», муз. В. Герчик, сл. Ю. Разумовского; «Птичий дом», муз. Ю.
Слонова, сл. О. Высотской; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Гуси», муз.
А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Песенное творчество
«Колыбельная», рус.нар. песня; «Марш», муз. М. Красева; «Дили-дили! Бом! Бом!», укр.
нар.песня, сл. Е. Макшанцевой; «Придумай песенку»; потешки, дразнилки, считалки и
другие рус. нар. попевки.
30

Музыкально-ритмические движения
Упражнения.
«Маленький марш», муз. Т. Ломовой; «Пружинка», муз. Е. Гнесиной («Этюд»); «Шаг и
бег», муз. Н. Надененко; «Плавные руки», муз. Р. Глиэра («Вальс», фрагмент); «Кто лучше
скачет», муз. Т. Ломовой; 304 305«Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева
(вариации на рус.нар. мелодию «Из-под дуба, из-под вяза»); «Росинки», муз. С.
Майкапара; «Канава», рус.нар. мелодия, обр. Р. Рустамова.
Игровые упражнения.
«Пружинки» под рус.нар. мелодию; ходьба под «Марш», муз. И. Беркович; «Веселые
мячики» (подпрыгивание и бег), муз. М. Сатулиной; «Качание рук с лентами», польск.
нар.мелодия, обраб. Л. Вишкарева; прыжки под англ. нар.мелодию «Полли»; легкий бег
под латв. «Польку», муз. А. Жилинского; «Марш», муз. Е. Тиличеевой; «Лиса и зайцы»
под муз. А. Майкапара «В садике»; «Ходит медведь» под муз. «Этюд» К. Черни; подскоки
под музыку «Полька», муз. М. Глинки; «Всадники», муз. В. Витлина; потопаем,
покружимся под рус.нар. мелодии. «Петух», муз. Т. Ломовой; «Кукла», муз. М.
Старокадомского; «Упражнения с цветами» под муз. «Вальса» А. Жилина; «Жуки», венг.
нар.мелодия, обраб. Л. Вишкарева.
Упражнения с предметами. «Вальс», муз. А. Дворжака; «Упражнения с ленточками»,
укр. нар.мелодия, обр. Р. Рустамова; «Гавот», муз. Ф. Госсека; «Передача платочка», муз.
Т. Ломовой; «Упражнения с мячами», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. Ф. Бургмюллера.
Этюды. «Тихий танец» (тема из вариаций), муз. В. Моцарта; «Полька», нем. нар.танец;
«Поспи и попляши» («Игра с куклой»), муз. Т. Ломовой; «Ау!» («Игра в лесу», муз.Т.
Ломовой).
Танцы и пляски. «Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька»); «Парный танец», муз.
Ан. Александрова («Полька»); «Приглашение», рус.нар. мелодия «Лен», обраб. М.
Раухвергера; «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Зеркало», «Ой, хмель мой, хмелек»,
рус.нар. мелодии; «Круговая пляска», рус. нар. мелодия, обр. С. Разоренова; «Русская
пляска», рус. нар. мелодия («Во саду ли, в огороде»); «Кадриль с ложками», рус. нар.
мелодия, обр. Е. Туманяна; пляска мальчиков «Чеботуха», рус. нар. мелодия.
Характерные танцы.
«Матрешки», муз. Б. Мокроусова; «Чеботуха», рус.нар. мелодия, обраб. В. Золотарева;
«Танец бусинок», муз. Т. Ломовой; «Пляска Петрушек», хорват.нар. мелодия;
«Хлопушки», муз. Н. Кизельваттер; «Танец Снегурочки и снежинок», муз. Р. Глиэра;
«Танец гномов», муз. Ф. Черчеля; «Танец скоморохов», муз. Н. Римского-Корсакова;
«Танец цирковых лошадок», муз. М. Красева; «Пляска медвежат», муз. М. Красева;
«Встреча в лесу», муз. Е. Тиличеевой.
Хороводы.

31

«К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Урожайная», муз. А.
Филиппенко, сл. О. Волгиной; «Новогодняя хороводная», муз. С. Шайдар; «Новогодний
хоровод», муз. Т. Попатенко; «К нам приходит Новый год», муз. В. Герчик, сл. З.
Петровой; «Хоровод цветов», муз. Ю. Слонова; «Как пошли наши подружки», «Со
вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем», рус.нар. песни, обр. В.
Агафонникова; «Ай да березка», муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой; «Возле речки,
возле моста»; «Пошла млада за водой», рус.нар. песни, обр. В. Агафонникова.
Музыкальные игры
Игры.
«Ловишка», муз. Й. Гайдна; «Не выпустим», муз. Т. Ломовой; «Будь ловким!», муз. Н.
Ладухина; «Игра с бубном», муз. М. Красева; «Ищи игрушку», «Будь ловкий», рус.нар.
мелодия, обр. В. Агафонникова; «Летчики на аэродроме», муз. М. Раухвергера; «Найди
себе пару», латв. нар.мелодия, обраб. Т. Попатенко; «Игра со звоночком», муз. С.
Ржавской; «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской;
«Береги обруч», муз. В. Витлина; «Найди игрушку», латв. нар.песня, обр. Г. Фрида.
Игры с пением.
«Колпачок», «Ой, заинька по сенечкам», «Ворон», рус.нар. песни; «Заинька», рус. нар.
песня, обр. Н. Римского-Корсакова; «Как на тоненький ледок», рус. нар. песня, обраб. А.
Рубца; «Ворон», рус.нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Две тетери», рус. нар. мелодия,
обраб. В. Агафонникова; «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, сл. Н. Френкель; «Ежик», муз. А.
Аверина; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «Ежик и мышки», муз. М. Красева, сл.
М. Клоковой; «Цветы», муз. Н. Бахутовой, слова народные.
Музыкально-дидактические игры
Развитие звуковысотного слуха.
«Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки».
Развитие чувства ритма.
«Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи».
Развитие тембрового и динамического слуха.
«На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик», «Громко, тихо
запоем», «Звенящие колокольчики».
Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти, определение жанра.
«Будь внимательным», «Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши
песни», «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке», «Музыкальный
магазин».
Инсценировки и музыкальные спектакли
32

«К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия,
обр. В. Агафонникова; «Где ты был, Иванушка?», рус. нар. мелодия, обр. М. Иорданского;
«Моя любимая кукла», автор Т. Коренева; «Полянка» (музыкальная игра-сказка), муз.Т.
Вилькорейской.
Развитие танцевально-игрового творчества
«Котик и козлик», «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс кошки», муз. В.
Золотарева; свободная пляска под любые плясовые мелодии в аудиозаписи; «Гори, гори
ясно!», рус.нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «А я по лугу», рус. нар. мелодия, обр. Т.
Смирновой.
Игра на детских музыкальных инструментах
«Небо синее», «Смелый пилот», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Дон-дон»,
рус.нар. песня, обр. Р. Рустамова; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия; «Пастушок»,
чеш. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «Петушок», рус. нар. песня, обр. М. Красева;
«Часики», муз. С. Вольфензона; «Жил у нашей бабушки черный баран», рус.нар.
шуточная песня, обр. В. Агафонникова.

33

3.4 Литература
1.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеевой Э М.. От рождения до школы. Инновационная
программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2019.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
4. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под.ред. Н. А. Ветлугиной. – М.,
1989.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации. –/ М., 2000. /Парциально
7. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н.
Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
8. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И.
Бекина и др. – М., 1981.
9. Ритмическая мозаика. Автор А.И. Буренина
10. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя
детского сада. – М., 1991.
11. Музыка в детском саду. Старшая группа. Песни, игры, пьесы /сост. Ветлугина Н.А и
др. – М., 1989.
12. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». Москва
«Сфера»2005год;
13. Логопедическая ритмика. Автор Г.А. Волкова /методика/
14.«Элементарное музицирование для дошкольников» Т.Э. Тютюнниковой

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».