Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт – Петербурга ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета ОУ протокол №1 от 30.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНА Заведующий ГБДОУ № 47 Богданова А.Б. _________ приказ №232 от 31.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ для детей с ТНР «Ромашка» на 2023 – 2024 учебный год Музыкальный руководитель: Фадеева Н.К. Санкт-Петербург 2023 год Паспорт программы Название программы Сроки реализации Наименование учреждения Автор Рабочая программа музыкального руководителя в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ромашка» 2023 - 2024 учебный год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Фадеева Надежда Константиновна должность – музыкальный руководитель образование – средне-специальное квалификация – высшая категория 2 Оглавление 1. Целевой раздел……………………………………………………………………… 4 1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………... 4 1.1.1. Цель реализации Программы ……………………………………………………….. 5 1.1.2. Задачи Программы …………………………………………………………………... 5 1.1.3. Принципы построения Программы ………………………………………………… 6 1.1.4 Специфические принципы и подходы к построению Программы ……………….. 6 1.1.5. Планируемые результаты …………………………………………………………… 7 1.2 Характеристики, значимые для разработки и реализации программы………..... 9 2. Содержательный раздел………………………………………………………….. 12 2.1 Возрастные особенности психофизического развития детей……………………12 2.2 Музыкально – художественная деятельность...................................................... 14 2.3 Форма работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности…………………………………………………………………….…. 15 2.4 Коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с ТНР…………… 20 3. Организационный раздел……………………………………………………………22 3.1 Связь с другими образовательными областями……………………………………22 3.2. Культурно – досуговая деятельность……………………………………………… 23 3.3 Примерный музыкальный материал……………………………………………… 24 3.4 Литература…………………………………………………………………………… 27 3 1. Целевой раздел Пояснительная записка Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее по тексту – ГБДОУ №47 или дошкольное образовательное учреждение, или образовательное учреждение) осуществляет образовательную деятельность на одной площадке, расположенной по адресу Санкт-Петербург, ул. Малая Балканская, д.42, корп.2, лит. А. Рабочая программа музыкального руководителя в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР разрабатывалась и утверждалась Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47 компенсирующего вида Фрунзенского района СанктПетербурга. Программа разработана в соответствии с: федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»; иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга; Уставом ГБДОУ детский сад № 47. 1.1 4 1.1.1. Цель реализации программы Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося младшего дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. 1.1.2. Задачи программы: - реализация содержания АОП ДО; - коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; - охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; - создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и начального общего образования. Задачи музыкального развития: приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры дошкольников; формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства; обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей; 5 ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; способствовать удовлетворению потребности в самовыражении; способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития средствами логоритмики создание благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностям 1.1.3. В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах: 1. Поддержка разнообразия детства. 2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. 3. Позитивная социализация ребенка. 4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и обучающихся. 5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 6. Сотрудничество ДОУ с семьей. 7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. 1.1.4. Специфические принципы и подходы к формированию Программы для обучающихся с ТНР: 1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: ДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психологопедагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи). 2. Индивидуализация Программы предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности. 3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка. 4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое 6 развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с ТНР тесно связано с речевым и социальнокоммуникативным, художественно-эстетическое - с познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР дошкольного возраста. 1.1.5. Планируемые результаты. В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства. Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР. В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров. Целевые ориентиры освоения Программы детьми младшего дошкольного возраста с ТНР: 1) способен к устойчивому эмоциональному контакту с педагогическим работником и обучающимися; 2) проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи; 3) понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи; 4) пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы; 5) понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные простыми по степени сложности синтаксическими конструкциями; 6) различает значения бытовой лексики и их грамматические формы; 7) называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами; 8) участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух - трех слов, которые могут добавляться жестами); 9) рассказывает двустишья; 7 10) использует слова, простые предложения, состоящие из двух - трех слов, которые могут сопровождаться жестами; 11) произносит простые по артикуляции звуки; 12) воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов; 13) выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух - трех действий; 14) соблюдает в игре элементарные правила; 15) осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в различные игры; 16) проявляет интерес к действиям других обучающихся, может им подражать; 17) замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям педагогического работника; 18) выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека; 19) показывает по словесной инструкции и может назвать два - четыре основных цвета и две - три формы; 20) выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький"); 21) усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах; 22) считает с соблюдением принципа "один к одному" (в доступных пределах счета); 23) знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); 24) эмоционально положительно относится ко всем видам детской деятельности, ее процессу и результатам; 25) владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками; 26) планирует основные этапы предстоящей работы с помощью педагогического работника; 27) с помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет ритмические движения с музыкальным сопровождением; 28) осваивает различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание); 29) обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне); 30) действует в соответствии с инструкцией; 31) выполняет по образцу, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя); 32) стремится принимать активное участие в подвижных играх; 33) выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью педагогического работника; 34) с незначительной помощью педагогического работника стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы педагогического работника. 8 Планируемые результаты в разделе «Музыкальное развитие» Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать: слушает музыкальные произведения до конца узнает знакомые песни различает звуки по высоте (в пределах октавы) замечает изменения в звучании (тихо - громко) поет, не отставая и не опережая других умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.) различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.) 1.2 Характеристики, значимые для разработки и реализации программы Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики. Общая характеристика детей с учётом речевых уровней (по Р.Е. Левиной,Т.Б.Филичевой) На первом уровне развития речи полностью отсутствуют вербальные средства общения, хотя мимико-жестикуляторная речь относительно сохранна. У детей данной группы звукоподражания и звуковые комплексы, имеющиеся в активном словаре, несут номинативное и предикативное значение. Чаще всего эти слова являются многозначными. Дифференцированное обозначение предметов и действий заменяется названием предметов и наоборот. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений, речь становится понятной лишь в конкретной ситуации и не может служить средством полноценного общения. Характерной чертой первого уровня речевого развития является отсутствие грамматических связей слов между собой и морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Пассивный словарь детей шире активного, но понимание речи остается ограниченным. Особые трудности вызывает понимание значений грамматических изменений слова: дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, глаголов прошедшего времени, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов. Звукопроизношение: фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи. Второй уровень речевого развития указывает на возросшую речевую активность детей. Словарь становится более разнообразным, однако остается ограниченным качественно и количественно. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Спонтанная речь детей характеризуется наличием разноплановых средств общения, включающих в себя следующие лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерные для этого уровня резко выраженные аграмматизмы затрудняют понимание речи. Оно остается неполным, т.к. многие грамматические формы недостаточно различаются детьми. На этом уровне развития дети начинают употреблять некоторые предлоги, которые используются ими неправомерно: смешиваются по значению или опускаются вообще. Союзы и частицы употребляются редко. Звукопроизношение остается несформированным. Наиболее 9 характерны в этот период замены одних звуков другими, смешение звуков. Нарушено произношение свистящих, шипящих, аффрикат. Одним из распространенных и специфических дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов. Для детей характерно нарушение слуховой дифференциации звуков как внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом. У детей с третьим уровнем речевого развития номинативный и предикативный словарь превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют нужное слово другим, сходным по значению. Детям с этим уровнем речевого развития характерно нарушение слуховой дифференциации звуков. Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова. Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна-окны, стулья-стулы). Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения. Четвёртый уровень речевого развития: дети с незначительно выраженными нарушениями в лексике, фонетике, грамматике. Нарушения эти чаще проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий; у них нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно дифференциация звуков. Своеобразие нарушения слоговой структуры слова у этих детей заключается в том, что, понимая значение слова, они не могут удержать в памяти его фонематический образ, а поэтому возникают искажения звуковой модели слова. Степень отставания в правильном употреблении сложных по структуре слов особенно наглядно выступает в сравнении с нормой. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление общей невнятности речи. Несформированность звукослоговой структуры, смешение звуков говорит о том, что процесс звукообразования еще не закончен у этих детей. Отмечаются отдельные недостатки смысловой стороны языка. Предметный словарь детей достаточный, однако, в нем отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, птиц (филин, кенгуру), растений (кактус, вьюн), частей тела (пятка, ноздри) и др. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных, существительных с суффиксами единичности (песок-песчинка). У детей, кроме того, отмечаются трудности в образовании малознакомых сложных слов (пчельник-пчеловод).Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проступает в понимании и употреблении детьми фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи у одних детей отмечается незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер. Причем, если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан верный выбор. Это свидетельствует о том, что становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме. У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже выбрав правильный образец, спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему будут пользоваться ошибочными формулировками. Следующей отличительной особенностью детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в 10 программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев. Рабочая программа предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю. Одно музыкальное занятие проводится с элементами логопедической ритмики. группа возраст Продолжительность музыкального занятия (мин.) Младшая группа от 3 до 4 лет 15 Продолжительность музыкального занятия с элементами логоритмики (мин.) до 20 11 2. Содержательный раздел 2.1 Возрастные особенности психофизического развития детей. В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение од-них действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного 12 воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. 13 2.2 Музыкально – художественная деятельность. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать. Слушание. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Пение. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). Песенное творчество. Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. Музыкально-ритмические движения. Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных. Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах. 14 2.3 Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности Раздел «Слушание» Формы работы Режимные моменты Индивидуальные Подгрупповые Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетноролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях Совместная Самостоятельная деятельность деятельность детей педагога с детьми Формы организации детей Групповые Подгрупповые Индивидуальные Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Другие занятия Индивидуальные Подгрупповые -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов Совместная деятельность с семьей рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО. Экспериментирован ие со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт» Групповые Подгрупповые Индивидуальные Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций 15 Раздел «Пение» Формы работы Режимные моменты Совместная Самостоятельная деятельность педагога деятельность детей с детьми Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Подгрупповые Индивидуальные Использование Занятия пения: Праздники, - на музыкальных развлечения Музыка в занятиях; повседневной - во время жизни: -Театрализованная умывания деятельность - на других -пение знакомых занятиях песен во время игр, - во время прогулок в теплую прогулки (в погоду теплое время) - Подпевание и пение - в сюжетнознакомых песенок, ролевых играх полёвок при рассматривании -в театрализованной картинок, иллюстраций в деятельности детских книгах, - на праздниках и репродукций, развлечениях предметов окружающей действительности Совместная деятельность с семьей Индивидуальные Подгрупповые Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей: -песенного творчества (сочинение грустных и веселых мелодий), Музыкальнодидактические игры Групповые Подгрупповые Индивидуальные Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье Совместное подпевание и пение знакомых песенок, попёвок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности 16 Раздел «Музыкально-ритмические движения» Формы работы Режимные моменты Индивидуальные Подгрупповые Использование музыкальноритмических движений: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях Совместная Самостоятельная деятельность деятельность детей педагога с детьми Формы организации детей Групповые Подгрупповые Индивидуальные Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: Театрализованная деятельность Индивидуальные Подгрупповые -Игры, хороводы - Празднование дней рождения - во время прогулки - в сюжетноролевых играх - на праздниках и развлечениях Совместная деятельность с семьей Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки и т.д.). ТСО Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетноролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии Групповые Подгрупповые Индивидуальные Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Создание музея любимого композитора Оказание помощи родителям по созданию предметномузыкальной среды в семье Посещения детских музыкальных театров 17 Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» Формы работы Режимные моменты Индивидуальные Подгрупповые Совместная Самостоятельная деятельность деятельность детей педагога с детьми Формы организации детей Групповые Индивидуальные Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные - на музыкальных Занятия Создание условий для Праздники, занятиях; самостоятельной развлечения на других Музыка музыкальной в деятельности в занятиях повседневной группе: подбор жизни: во время -Театрализованная музыкальных инструментов, прогулки деятельность музыкальных игрушек, макетов в сюжетно- -Игры с инструментов, ролевых играх элементами хорошо аккомпанемента иллюстрированны - на праздниках и х «нотных развлечениях Празднование тетрадей по дней рождения песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. ТСО Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирова ние со звуками, Музыкальнодидактические игры Совместная деятельность с семьей Групповые Подгрупповые Индивидуальные Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещения детских музыкальных театров Совместный ансамбль, оркестр 18 Раздел «Творчество (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)» Формы работы Режимные моменты Индивидуальные Подгрупповые - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетноролевых играх - на праздниках и развлечениях Совместная Самостоятельная деятельность деятельность детей педагога с детьми Формы организации детей Групповые Подгрупповые Индивидуальные Занятия Праздники, развлечения В повседневной жизни: Театрализованная деятельность Совместная деятельность с семьей Индивидуальные Подгрупповые -Игры - Празднование дней рождения Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья, ТСО. Экспериментирова ние со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт» Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей песенного, игрового творчества, музицирования Музыкальнодидактические игры Групповые Подгрупповые Индивидуальные Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Открытые музыкальные занятия для родителей Создание нагляднопедагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмыпередвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье Посещения детских музыкальных театров 19 2.4 Коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с ТНР Само понимание механизмов возникновения нарушений речи у детей и знания особенностей его проявления определяет необходимость применения комплекса коррекционных мероприятий. Под современным комплексным подходом к преодолению ТНР мы понимаем лечебно – педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стороны разных специалистов. Метод представляет собой комплекс лечебно – педагогических мер, применение которых реально, когда коррекция ТНР у детей дошкольного возраста проводится в условиях специального детского сада. Весь лечебно – педагогический комплекс по характеру его воздействия можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную. Основной задачей лечебно-оздоровительной работы, которую преимущественно проводят врачи, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья детей с речевым нарушением, устранение патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление неврологической микросимптоматики, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.) К лечебно-оздоровительной работе относятся: Общегигиенические мероприятия Медикаментозное лечение Психотерапия Физиотерапия Лечебная физкультура (ЛФК) и (или) лечебная ритмика Массаж Закаливающие процедуры Водные процедуры Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом. /Волкова, 2003/ Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко /1941 год/, рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых функций следующие средства логопедической ритмике: Вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях), Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции Упражнения, регулирующие мышечный тонус Упражнения, активизирующие внимание Счетные упражнения Речевые упражнения без музыкального сопровождения Упражнения, формирующие чувство музыкального размера и ритма Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа Ритмические упражнения Пение Игру на музыкальных инструментах Музыкальную самостоятельную деятельность Игровую деятельность Упражнения для развития творческой активности Заключительные упражнения Релаксация 20 Необходимо подходить к средствам логопедической ритмике как к системе постепенно усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта. При составлении занятий по логопедической ритмике следует учитывать следующие дидактические принципы: наглядность, научность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическим возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата / Волкова, 2003/ Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30 – 40 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. 21 3. Организационный раздел 3.1 Связь с другими образовательными областями формирование представлений о музыкальной культуре и Социально – коммуникативное развитие музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности расширение кругозора детей в области о музыки Познавательное развитие сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества использование музыкальных произведений с целью усиления Речевое развитие эмоционального восприятия художественных произведений Художественно-эстетическое развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. развитие физических качеств для музыкально-ритмической Физическое развитие деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности 22 3.2 Культурно - досуговая деятельность В соответствии с требованиями Стандарта, в программу включен раздел «Культурно досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В разделе обозначены задачи педагога и приведены примерные перечни возможных событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы. Примерный перечень событий, праздников и мероприятий приводится в Приложении. Отдых. Развивать культурно - досуговую деятельность детей по интересам. Обеспечивать каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие. Формировать умение занимать себя игрой. Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушивание звукозаписей; просмотр мультфильмов. Проводить развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения. Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (Новый год, «Мамин день»). Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Самостоятельная деятельность. Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры; разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки, потешки. Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей. 23 3.3 Примерный музыкальный репертуар Слушание «Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Листопад», муз. Т. Попатенко; «Осенью», муз. С. Майкапара; «Марш», муз. М. Журбина; «Плясовая», рус.нар. мелодия; «Ласковая песенка», муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи; «Колыбельная», муз. С. Разаренова; «Плакса», «Злюка» и «Резвушка», муз. Д. Кабалевского; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана; «Елочка», муз. М. Красева; «Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной; «Марш», муз. Ю. Чичкова; «Весною», муз. С. Майкапара; «Подснежники», муз. В. Калинникова; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Медведь», муз. Е. Тиличеевой; «Резвушка» и «Капризуля», муз. В. Волкова; «Дождик», муз. Н. Любарского; «Воробей», муз. А. Руббах; «Игра в лошадки», муз. П. Чайковского; «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Дождик и радуга», муз. С. Прокофьева; «Со вьюном я хожу», рус.нар. песня; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой; «Лесные картинки», муз. Ю. Слонова; рус.плясовые мелодии по усмотрению музыкального руководителя; колыбельные песни. Пение Упражнения на развитие слуха и голоса. «Лю-лю, бай», рус.нар. колыбельная; «Колыбельная», муз. М. Раухвергера; «Я иду с цветами», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Маме улыбаемся», муз. В. Агафонникова, сл. З. Петровой; пение народной потешки «Солнышковедрышко», муз. В. Карасевой, сл. народные; «Солнышко», укр. нар.мелодия, обраб. Н. Метлова, сл. Е. Переплетчиковой;«Дождик», рус. нар. закличка; «Тише, тише», муз. М. Сребковой, сл. О. Высотской. Песни: «Петушок» и «Ладушки», рус.нар. песни; «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. Н. Плакиды; «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Плачет котик», муз. М. Пархаладзе; «Прокати, лошадка, нас», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой; «Маме в день 8 Марта», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Маме песенку пою», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Гуси», рус.нар. песня, обраб. Н. Метлова; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Машина», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Игра с лошадкой», муз. И. Кишко, сл. В. Кукловской; «Мы умеем чисто мыться», муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской; «Пастушок», муз. Н. Преображенского; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Песенное творчество: «Бай-бай, бай-бай», «Лю-лю, бай», рус.нар. колыбельные; «Человек идет», муз. М. Лазарева, сл. Л. Дымовой; «Как тебя зовут?», «Cпой колыбельную», «Ах ты, котенька-коток», рус. нар. колыбельная; «Закличка солнца», сл. нар., обраб. И. Лазарева и М. Лазарева; «Петух и кукушка», муз. М. Лазарева, сл. Л. Дымовой; придумывание колыбельной мелодии и плясовой мелодии. 24 Музыкально-ритмические движения Игровые упражнения. «Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; «Марш», муз. Э. Парлова; «Кто хочет побегать?», лит.нар. мелодия, обраб. Л. Вишкаревой; ходьба и бег под музыку «Марш и бег» Ан. Александрова; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко; «Шагаем как физкультурники», муз. Т. Ломовой; «Топотушки», муз. М. Раухвергера; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; перекатывание мяча под музыку Д. Шостаковича (вальс-шутка); бег с хлопками под музыку Р. Шумана (игра в жмурки); «Поезд», муз. Л. Банниковой; «Упражнение с цветами», муз. А. Жилина «Вальс». Этюды-драматизации. «Смело идти и прятаться», муз. И. Беркович («Марш»); «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Птички летают», муз. Л. Банникова; «Птички», муз. Л. Банниковой; «Жуки», венгер. нар.мелодия, обраб. Л. Вишкарева; «Мышки», муз. Н. Сушена. Игры. «Солнышко и дождик», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Жмурки с Мишкой», муз. Ф. Флотова; «Где погремушки?», муз. Ан. Александрова; «Прятки», рус.нар. мелодия; «Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой; «Игра с куклой», муз. В. Карасевой; «Ходит Ваня», рус.нар. песня, обр. Н. Метлова; «Игра с погремушками», финская нар. мелодия; «Заинька», муз. А. Лядова; «Прогулка», муз. И. Пахельбеля и Г. Свиридова; «Игра с цветными флажками», рус.нар. мелодия; «Бубен», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель. Хороводы и пляски. «Пляска с погремушками», муз.и сл. В. Антоновой; «Пальчики и ручки», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; пляска с воспитателем под рус.нар. мелодию «Пойду ль, выйду ль я», обраб. Т. Попатенко; танец с листочками под рус.нар. плясовую мелодию; «Пляска с листочками», муз. Н. Китаевой, сл. А. Ануфриевой; «Танец около елки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной; танец с платочками под рус.нар. мелодию; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; танец с куклами под укр. нар. мелодию, обраб. Н. Лысенко; «Маленький танец», муз. Н. Александровой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской; «Ай ты, дудочка-дуда», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. И. Плакиды; «Плясовая», муз. Л. Бирнова, сл. А. Кузнецовой; «Парный танец», рус.нар. мелодия «Архангельская мелодия». Характерные танцы. «Танец снежинок», муз. Бекмана; «Фонарики», муз. Р. Рустамова; «Танец Петрушек», латв. нар.полька; «Танец зайчиков», рус. нар. мелодия; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; повторение всех танцев, выученных в течение учебного года. Развитие танцевально-игрового творчества «Пляска», муз. Р. Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус.нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус.нар. мелодия, обраб. Р. Рустамова. 25 Музыкально-дидактические игры Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Веселые матрешки», «Три медведя». Развитие ритмического слуха. «Кто как идет?», «Веселые дудочки». Развитие тембрового и динамического слуха. «Громко — тихо», «Узнай свой инструмент», «Колокольчики». Определение жанра и развитие памяти. «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке». Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах. Народные мелодии. 26 3.4 Литература 1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981. 3. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под.ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989. 4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989. 5. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. –/ М., 2000. /Парциально 6. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986. 7. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1981. 8. Ритмическая мозаика. Автор А.И. Буренина 9. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М., 1991. 10. Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М., 1989. 11. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». Москва «Сфера»2005год; 12. Логопедическая ритмика. Автор Г.А. Волкова /методика/ 13.«Элементарное музицирование для дошкольников» Т.Э. Тютюнниковой 14. «Танцевальная ритмика для детей». Автор Т.И. Суворова 27