АННОТАЦИЯ к программам дефектологов групп ЗПР

АННОТАЦИЯ
к рабочим программам учителей-дефектологов групп компенсирующей
направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Рабочие программы учителей-дефектологов составлены на основе Адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (с задержкой психического развития) ГБДОУ детский сад №47
компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга с учетом возрастных,
индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей.
Рабочие программы разработаны в соответствии с:
федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее – ФГОС ДО);
приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении
изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»;
иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и СанктПетербурга;
Уставом ГБДОУ детский сад № 47.
В целевом разделе программы даны пояснительная записка, характеристика детей с ЗПР,
цель и задачи программы, принципы построения программы и планируемые результаты
1

освоения программы.
Психолого-педагогического характеристика детей раннего и дошкольного возраста с
задержкой психического развития
Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания
развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых,
эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе
возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной
органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы
(ЦНС). У рассматриваемой категории детей нет специфических нарушений слуха, зрения,
опорно-двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми. МКБ-10
объединяет этих детей в группу «Дети с общими расстройствами психологического
развития» (F84).
У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика:
незрелость сложных форм поведения, недостатки мотивации и целенаправленной
деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности,
энцефалопатических расстройств. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в
других - произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные
черты личности и социального поведения.
Патогенетической основой ЗПР является перенесенное органическое поражение
центральной нервной системы, ее резидуально-органическая недостаточность или
функциональная незрелость. У таких детей замедлен процесс функционального
объединения различных структур мозга, своевременно не формируется их
специализированное участие в реализации процессов восприятия, памяти, речи, мышления.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания детей с недостаточностью ЦНС приводят к
еще большему отставанию в развитии. Особое негативное влияние на развитие ребенка
может оказывать ранняя социальная депривация.
Многообразие проявлений ЗПР обусловлено тем, что локализация, глубина, степень
повреждений и незрелости структур мозга могут быть различными. Развитие ребенка с ЗПР
проходит на фоне сочетания дефицитарных функций и/или функционально незрелых с
сохранными.
В соответствии с классификацией К.С. Лебединской традиционно различают четыре
основных варианта ЗПР.
Задержка
психического
развития
конституционального
происхождения
(гармонический психический и психофизический инфантилизм). В данном варианте на
первый план в структуре дефекта выступают черты эмоционально-личностной незрелости.
Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с
«детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении.
Снижена мотивация в интеллектуальной деятельности, отмечается недостаточность
произвольной регуляции поведения и деятельности.
Задержка психического развития соматогенного генеза у детей с хроническими
соматическими заболеваниями. Детей характеризуют явления стойкой физической и
психической астении. Наиболее выраженным симптомом является повышенная
утомляемость и истощаемость, низкая работоспособность.
Задержка психического развития психогенного генеза. Вследствие раннего
органического
поражения
ЦНС,
особенно
при
длительном
воздействии
психотравмирующих факторов, могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической
сфере ребенка. Это приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, и даже к
патологическому развитию личности. На первый план выступают нарушения в
эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность
произвольной регуляции. Дети не способны к длительным интеллектуальным усилиям,
2

страдает поведенческая сфера.
Задержка церебрально-органического генеза. Этот вариант ЗПР, характеризующийся
первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее тяжелой и
стойкой формой, при которой сочетаются черты незрелости и различные по степени
тяжести повреждения ряда психических функций. Эта категория детей в первую очередь
требует квалифицированного комплексного подхода при реализации воспитания,
образования, коррекции.
В зависимости от соотношения явлений эмоционально-личностной незрелости и
выраженной недостаточности познавательной деятельности внутри этого варианта И.Ф.
Марковской выделены две группы детей. В обоих случаях страдают функции регуляции
психической деятельности: при первом варианте развития в большей степени страдают
звенья регуляции и контроля, при втором - звенья регуляции, контроля и
программирования.
Этот вариант ЗПР характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и
эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах,
незрелостью мыслительных процессов, недостаточностью целенаправленности
интеллектуальной деятельности, ее быстрой истощаемостью, ограниченностью
представлений об окружающем мире, чрезвычайно низкими уровнями общей
осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности, преобладанием
игровых интересов в сочетании с низким уровнем развития игровой деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика и показатели задержки психомоторного и
речевого развития детей третьего года жизни
Характерными признаками отставания в развитии ребенка к трехлетнему возрасту
являются следующие:
− недоразвитие речи; запаздывание самостоятельной фразовой речи при относительно
сохранном понимании обращенной речи;
− недоразвитие навыков самообслуживания;
− снижение познавательной активности;
− недостатки познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);
− недоразвитие предметно-практической деятельности;
− несформированность возрастных форм поведения.
В данном возрастном периоде задержка психического развития ребенка может проявляться
в недоразвитии психомоторных и речевых функций. Это негативно отражается на развитии
сенсорно-перцептивной, интеллектуальной, игровой деятельности ребенка.
Недоразвитие речи затрудняет общение со взрослыми и со сверстниками, влияет на
формирование представлений об окружающем мире. Уже в этом возрасте можно увидеть
признаки той или иной формы ЗПР. Например, у детей с последствиями раннего
органического поражения ЦНС наблюдаются:
− отставание психомоторных функций, наглядно проявляющееся в недостатках мелкой
моторики, пространственной организации движений, моторной памяти, координационных
способностей;
− задержка в формировании фразовой речи, затруднения в понимании многоступенчатых
инструкций, грамматических форм слов, ограниченность словарного запаса, выраженные
недостатки слоговой структуры слова и звуконаполняемости, нарушения фонематической
стороны речи;
− недостаточность свойств внимания: слабая врабатываемость, отвлекаемость, объем
внимания и способность к переключению снижены.
Последствия воздействия неблагоприятных психогенных и соматогенных факторов
проявляются в недоразвитии ориентировочной основы познавательной деятельности:
− снижение познавательной активности;
− негативные эмоциональные реакции при выполнении заданий, в процессе общения со
взрослыми и сверстниками;
3

− повышенная утомляемость, истощаемость.
Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития
В дошкольном возрасте проявления задержки становятся более выраженными и
проявляются в следующем: недостаточная познавательная активность нередко в сочетании
с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по
сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при
усложнении деятельности. Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки
общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные
навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают
двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки
психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухомоторной координации,
произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной
организации движений. Недостаточность объема, обобщенности, предметности и
целостности восприятия, что негативно отражается на формировании зрительнопространственных функций и проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как
рисование и конструирование. Более низкая способность, по сравнению с нормально
развивающимися детьми того же возраста, к приему и переработке перцептивной
информации, что наиболее характерно для детей с ЗПР церебрально-органического генеза.
В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые
сверстники. Многие стороны объекта, данного в непривычном ракурсе (например, в
перевернутом виде), дети могут не узнать, они с трудом выделяют объект из фона.
Выражены трудности при восприятии объектов через осязание: удлиняется время
узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов,
словесного и графического отображения предметов.
У детей с другими формами ЗПР выраженной недостаточности сенсорно-перцептивных
функций не обнаруживается. Однако, в отличие от здоровых сверстников, у них
наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, снижение познавательной активности,
слабость произвольной регуляции поведения, недоразвитие и качественное своеобразие
игровой деятельности. Незрелость мыслительных операций.
Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных
признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при
переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость
мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и
трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать
причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия. При
нормальном темпе психического развития старшие дошкольники способны строить
простые умозаключения, могут осуществлять мыслительные операции на уровне словеснологического мышления (его конкретно-понятийных форм).
Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и
возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в
формировании систем межанализаторных связей) обусловливает бедный запас конкретных
знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий.
У детей с ЗПР часто затруднен анализ и синтез ситуации. Незрелость мыслительных
операций, необходимость большего, чем в норме, количества времени для приема и
переработки информации, несформированность антиципирующего анализа выражается в
неумении предвидеть результаты действий как своих, так и чужих, особенно если при этом
задача требует выявления причинно-следственных связей и построения на этой основе
программы событий.
Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая продуктивность и
прочность запоминания, особенно на уровне слухоречевой памяти, отрицательно
сказывается на усвоении получаемой информации. Отмечаются недостатки всех свойств
4

внимания: неустойчивость, трудности концентрации и его распределения, сужение объема.
Задерживается формирование такого интегративного качества, как саморегуляция, что
негативно сказывается на успешности ребенка при освоении образовательной программы.
Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР подчиняется общим законам развития,
имеющим место в раннем онтогенезе. Однако сфера социальных эмоций в условиях
стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.
Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности отрицательно
влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Дети не всегда
соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или,
наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества. Трудно подчиняются правилам
поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками.
Задерживается переход от одной формы общения к другой, более сложной. Отмечается
меньшая предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных
образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным формам поведения.
У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР наблюдаются
нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении
самоконтроля, наличии патохарактерологических поведенческих реакций. Задержка в
развитии и своеобразие игровой деятельности.
У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой
деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел,
сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны
соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом. Содержательная сторона
игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Игра
не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти
не пользуются ролевой речью. Они реже используют предметы-заместители, почти не
проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему
возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие полноценной игровой
деятельности затрудняет формирование внутреннего плана действий, произвольной
регуляции поведения, т. о. своевременно не складываются предпосылки для перехода к
более сложной - учебной деятельности.
Недоразвитие речи носит системный характер. Особенности речевого развития детей с ЗПР
обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:
− отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка; −
низкая речевая активность;
− бедность, недифференцированность словаря;
− выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования,
словоизменения, синтаксической системы языка;
− слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;
− задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых
высказываний;
− недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в
осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;
− недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной
речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;
− недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания
значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста.
Для дошкольников с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в
структуре психической деятельности, что становится особенно заметным к концу
дошкольного возраста. В отсутствии своевременной коррекционно-педагогической
помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня
психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких
характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность,
5

контроль и саморегуляция.
Вышеперечисленные особенности познавательной деятельности, речи, эмоциональноволевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего
дальнейшую учебную деятельность детей с ЗПР в коммуникативном, регулятивном,
познавательном, личностном компонентах. А именно на этих компонентах основано
формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального
общего образования.
Важнейшей задачей является формирование этого функционального базиса для
достижения целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной
готовности к началу школьного обучения.
Старших дошкольников с ЗПР характеризует:
- отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений
и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой
снижение самообслуживания, изодеятельности, конструирования;
- характерна рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная
отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;
- деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют
импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.
- сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен
процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного,
слухового, тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно
не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,
- отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухозрительно-моторной координации;
эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в
формировании пространственных ориентировок;
- недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов представлений;
- у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна
неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает
вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению
некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);
- отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи,
выполняют предложенные задания на более высоком уровне;
- нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.
Цель программы
Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и
особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.




Задачи
реализация содержания АОП ДО;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
6











обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и
начального общего образования.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с
ЗПР:
1. Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекция и
компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как
самоцель, а как средство наиболее полной реализации потенциальных возможностей
ребенка с ЗПР и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
2. Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы с
ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У
обучающихся с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации
нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие
недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и
содержание коррекционной работы должны отличаться.
3. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений: для построения
7

коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта, определить иерархию
нарушений. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным
дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных
функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет определяться
реализацией принципа системного подхода, направленного на речевое и когнитивное
развитие ребенка с ЗПР.
4. Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений: психологопедагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом
педагогического процесса. В ходе комплексного обследования ребенка с ЗПР, в котором
участвуют различные специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение,
квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии.
Не менее важна для квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях
ГБДОУ силами разных специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе
означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в
комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это
предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителейдефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей,
музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с
медицинскими учреждениями.
5. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития: коррекционная
психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу "замещающего
онтогенеза". При реализации названного принципа следует учитывать положение о
соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное
развитие происходит в пределах одного периода и касается изменений некоторых
психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и
знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях
детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом
деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на
следующий, новый этап развития. Обучающиеся с ЗПР находятся на разных ступенях
развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной
степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково
подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об
окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с одной
стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой - выстраиваются как
уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной
деятельности, речи, деятельности обучающихся с ЗПР.
6. Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих
задач: не позволяет ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день
трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка с ЗПР и создания
благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных
возможностей.
7. Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании: предполагает
организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую деятельность возраста.
Коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно -действенной основе.
Обучающихся с ЗПР обучают использованию различных алгоритмов (картиннографических планов, технологических карт).
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства: познавательная
деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие формирования и протекания,
отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах ее
реализации. Только специально подготовленный педагог, зная закономерности,
особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и
8

возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой,
может организовать процесс образовательной деятельности и управлять им. При разработке
Программы учитывается, что приобретение дошкольниками с ЗПР социального и
познавательного опыта осуществляется как в процессе самостоятельной деятельности
ребенка, так и под руководством педагогических работников в процессе коррекционноразвивающей работы.
9. Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования: образовательное
содержание предлагается ребенку с ЗПР через разные виды деятельности с учетом зон его
актуального и ближайшего развития, что способствует развитию, расширению как явных,
так и скрытых возможностей дошкольника.
10. Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы: Стандарт и ФАОП ДО задают инвариантные ценности и
ориентиры, с учетом которых ГБДОУ
разрабатывает свою адаптированную
образовательную программу. При этом за ГБДОУ остается право выбора способов их
достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава
групп обучающихся с ЗПР, их психофизических особенностей, запросов родителей
(законных представителей).
Необходимые условия реализации Программы
Необходимыми условиями реализации Программы являются:
- соблюдение преемственности между всеми возрастными дошкольными группами;
- единство требований к воспитанию ребенка в дошкольной образовательной организации
и в условиях семьи.
Планируемые результаты реализации Программы для обучающихся с задержкой
психического развития
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования
и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ
к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные
характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных
достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Освоение обучающимися с ЗПР основного содержания Программы, реализуемой в
ГБДОУ, возможно при условии своевременно начатой коррекционной работы. Однако
полиморфность нарушений при ЗПР, индивидуально-типологические особенности
обучающихся предполагают значительный разброс вариантов их развития.
Особенности образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с
ЗПР состоят в необходимости индивидуально-дифференцированного подхода, снижения
темпа обучения, структурной простоты содержания занятий, циклического возврата к уже
изученному материалу и обогащения его новым содержанием, определения целевых
ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности с учетов возможностей
конкретной группы и каждого ребенка. В связи с этим, рабочие программы педагогических
работников в одинаковых возрастных группах могут существенно различаться.
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Описание парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»
Программа направлена на формирование основ экологической культуры у детей 3-7 лет в
условиях детского сада. Программа может быть использована в любом дошкольном
9

учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к
решению вопросов экологического воспитания дошкольников. Данные в программе
рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют педагогам
осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину
решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция
«отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили
новые знания.
Цель: формирование у детей осознанно правильного отношения к природным явлениям и
окружающим объектам.
Задачи:
1. Формирование знаний о неживой природе – среде жизни растений, животных, человека
(воде, воздухе, почве и камнях, сезонах года).
2. Формирование знаний о многообразии растений и их связи со средой обитания.
3. Формирование знаний о комнатных растениях, растений на участке детского сада.
4. формирование знаний о многообразии животных и их связи со средой обитания.
5. Формирование знаний о домашних животных, перелетных и зимующих птицах.
6. Формирование знаний о росте и развитии растений и животных, их связи со средой
обитания.
7. Формирование знаний о растениях, животных (птицы, млекопитающие), о жизни
растений и животных в сообществе - лес, тайга, тропический лес, пруд, озеро, река, море,
луг, степь - как экосистемы.
8. Формирование знаний о правильном взаимодействии человека с природой: «Человек –
живое существо», «Как человек использует природу», «Как человек охраняет природу».
Принципы реализации программы:
- постепенное наращивание объема материала;
- первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой
зоны детского сада и участков;
- продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих
впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
широкое использование разных видов практической деятельности;
- подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и
положительные эмоции.
Планируемые результаты реализации парциальной программы
У детей формируется осознанно правильное отношение к природным явлениям и
окружающим объектам: к конкретным ситуациям в поведении животных, состоянии
растений. Дети могут сами объяснить ситуацию и понять объяснения взрослых,
самостоятельно или вместе со взрослыми выполнять отдельные трудовые поручения,
направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Описание парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.
Программа направленна на активное приобретение детьми культурного богатства русского
народа у детей 3-7 лет в условиях детского сада.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому
народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:
1.
Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.
2.
Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.
3.
Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
4.
Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
5.
Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно прикладному искусству.
6.
Познакомить детей с народным месяцесловом.
10

Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной
деятельности.
В содержательном разделе программы даны описание образовательной деятельности
обучающихся с ЗПР по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие), программа коррекционно-развивающей работы с детьми
по пяти образовательным областям, Программа воспитания, описание вариативной части
программы воспитания – парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой.
В организационном разделе представлены организационное обеспечение образования

обучающихся с ОВЗ, психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка с ЗПР, организация предметно-пространственной развивающей образовательной
среды, организация режима пребывания детей в ГБДОУ.
Рабочие программы учителей-дефектологов реализуются в 3 группах компенсирующей
направленности для детей с ТНР (средняя, старшие, подготовительные).

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».